Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению.
Объект исследования: младший школьник.
Предмет исследования: способы взаимодействия по формированию ценностных ориентаций младших школьников.
Введение......................................................................................................... 3
Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций
учеников младшего школьного возраста.............................................................. 5
§ 1. Сущность ценностных ориентаций....................................... 5 § 2. Характеристика ценностных ориентаций детей
начальных классов.................................................................................................. 13
Глава II. Уроки чтения в формировании ценностных
ориентаций младших школьников........................................................................ 22
§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения
(анализ учебника).................................................................................................... 22
§ 2. Способы и приемы использования материала
учебника по воспитанию ценностных ориентаций у детей................................ 30 Заключение................................................................................................. ...34
Список использованной литературы.......................................................... 40
В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, нравственные отношения.
Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.29
Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и формирование ценностных ориентаций.30
Таким образом, проанализировав литературу, мы выделяем следующие духовно-нравственные ценности, на которые необходимо в первую очередь ориентировать учеников младшего школьного возраста в процессе обучения: Родная земля, природа, познание, истина, красота, добро, семья, Отечество.
Практическая часть курсовой работы была проведена нами в д.Новая Попина Дрогичинского района Брестской области. В эксперименте приняли участие 12 учеников 2 класса (приложение 1).
Целью эксперимента явилось определение содержания и особенностей ценностных ориентаций младших школьников.
Для оценки общего нравственного развития младших школьников, на основе которого можно судить о нравственно-этической культуре, используются разнообразные методики. Так, например, Осиповой М.П. и Панасевич З.М. разработана и использована на практике комплексная диагностика следующих компонентов нравственной воспитанности:
Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществлялось с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей.
Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах можно использовать методику игровых ситуаций.31 (приложение 2).
Важным компонентом нравственного развития личности является система отношений к общечеловеческим нормам, ценностям, на основе которой судят об уровне воспитанности человека. Такими основными ценностями выступают: Человек, Жизнь, Общество, Природа, Добро, Истина, Красота, Труд, Свобода, Равенство и т. д. (Н.Е.Щуркова); Человек, Мир, Труд, Земля, Отечество, Семья, Культура, Знание и т. д. (В.А.Караковский).
Капустин Н.П. предлагает взять за основу воспитания систему отношений человека с миром, т. е. его реальные связи с окружающей средой. Среди этих отношений он выделяет отношение к знаниям, к обществу, к труду, к природе, к прекрасному, к себе. Как отмечает автор, главная цель воспитания – развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов, а ожидаемый результат – нравственное поведение.32
Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которые составляют основу жизни и поведения личности. К примеру, отношение к миру включает: позитивное, бережное, экологически обоснованное отношение к природе, духовным и материальным богатствам, приумножение их. Отношение к людям характеризуется доброжелательностью, вниманием, заботливостью и т.п.
Отношение к себе – позитивное или негативное – зависит
от уровня развития самосознания, способности
оценивать себя. Оно проявляется в чувстве
собственного достоинства, требовательности
к себе, самокритичности либо в нескромности,
самонадеянности или, наоборот, обесценивании
себя.
Учителю следует знать, что нравственные
отношения нематериальны, неуловимы, не
поддаются фиксированию, проявляются
прежде всего в оценочных суждениях о
поступках людей, их нравственных качествах,
а также в собственных поступках, где выделяются
внешние действия и внутренняя обусловленность,
т. е. мотивация. Поэтому для оценки и анализа
отношений младших школьников к нравственным
нормам мы предлагаем использовать такие
показатели, как способность к оценке
собственного поведения, поведения окружающих,
обоснованность этих оценок, а также способность
определять возможные мотивы действий
и поступков других людей.
С целью диагностики нравственных отношений
младших школьников Капустин Н.П. также
рекомендует использовать игровые ситуации
(приложение 3).
Кроме этих методик можно использовать методики «Охарактеризуй» и «Ответь на вопросы» (приложение 4).
Применение подобных комплексных игровых ситуаций помогает учителю определить уровень нравственной воспитанности детей, их культуры, наметить направления коррекции поведения, провести определенную просветительскую работу с родителями.
Для достижения цели нашего эксперимента нами была проведена диагностика по методикам «Охарактеризуй» и «Ответь на вопросы».
Результаты диагностики отражены в таблице 1 (приложение 5). В графе, отражающей ответы детей по методике «Охарактеризуй», указано количество названных хороших и плохих моральных качеств. По методике «Ответь на вопросы» ответы детей указаны отдельно по каждому вопросу; каждый случай правильного раскрытия смысла пословиц отмечался знаком «+».
Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, показал, что многие учащиеся хотели бы сформировать у себя такие качества личности, как правдивость, доброта, справедливость, честность и т.д. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Высока себестоимость понятия «Родина», все понимают, что в будущем наша задача не только любить её, но и защищать. Трудолюбие отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе.
Иерархия ценностных ориентаций выглядит следующим образом:
1 место – доброта;
2 место – дружба;
3 место – Родина;
4 место – честность;
5 место – трудолюбие;
6 место – справедливость.
Кроме вышеобозначенных встречались также следующие ответы: порядочность, справедливость, верность, мягкость, чувство юмора, сила, тактичность. Среди названных плохих качеств человека дети называли следующие: злость, ложь, нечестность, лень, вражда, ябедничество, предательство.
Названные качества свидетельствуют о том, что у большинства детей ценностно-нравственные представления о положительных личностных качествах достаточно развиты, а это является, в свою очередь, залогом благополучной линии развития детей как личностей в дальнейшем.
Однако анализ ответов и высказываний испытуемых показывает также, что нравственные знания неоднозначны для всех детей:
Итак, ответы большинства учащихся (41,7%) обнадёживают, наиболее значимые для них понятия: доброта, Родина, дружба. Это говорит о высоком уровне нравственного опыта и знаний о содержании моральных норм. Однако 16,7% детей имеют средний уровень и 25% - относительно низкий уровень нравственного опыта.
Глава II. Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников
§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения (анализ учебника)
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
И все же уроки чтения играют особую роль в формировании нравственных ориентаций младших школьников.
По словам Ушинского К.Д., чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.
Раскрыть замысел автора, то есть выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод – над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объёму, они закладывают в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.
Было время, когда слёзы наворачивались на глаза детей, а иные и просто всхлипывали, слушая «Ваньку» А.Чехова или «Военную тайну» А.Гайдара. Теперь иное, более прагматичное время, да и дети другие: взрослее, напористее, мягкость принимают за слабость, грубость – за твёрдость, заметны неумение чувствовать и нежелание задумываться. И уроки чтения в этом плане дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума: учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения.
Со второго класса школы вводится предмет литературное чтение. В объяснительной записке к программе «Литературное чтение в начальных классах» говорится, что литературное чтение показывает проявления общечеловеческих норм и ценностей: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д. – это важнейшие нравственные ценности, которые служат основой формирования личности ребёнка.
На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, т.к. знакомят и учат жить по конкретным законам Добра, Истины, Красоты.
Каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребёнком во время этой встречи, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок.
Работа над произведением осуществляется по определенным этапам:
Итак, отличительной особенностью каждого урока литературного чтения – высокая степень эмоциональности. В ином случае урок общения с художественным текстом как произведением искусства превращается в формальное рассуждение и воспитательно-образовательных целей не достигает. Позитивный эмоциональный фон способствует тому, что у детей появляется желание читать и понимать прочитанное, различать добро и зло, сопереживать, любить и ненавидеть, быть похожими на положительных героев в своих реальных поступках. Таким образом и формируются ценностные ориентации.33
Рассмотрим возможности уроков чтения в формировании ценностных ориентаций детей, моральный потенциал содержания уроков чтения на анализе учебника по литературному чтению для 2-го класса «Радуга» Воропаевой В.С.
Таблица 2
Анализ произведений учебника в плане формирования ценностных ориентаций детей
№ п/п |
Автор и наименование произведения |
Жанр произведения |
Воспитываемые ценностные ориентации |
1 |
«Березонька» |
лирическая песня |
патриотизм |
2 |
«Приди, приди, солнышко» |
лирическая песня |
щедрость |
3 |
«Горкой, горкой, горушкой» |
лирическая песня |
смелость |
4 |
«Киса» |
шуточная песня |
доброта |
5 |
«Котята» |
шуточная песня |
доброта, справедливость |
6 |
«Умелые руки не знают скуки» |
рассказ |
трудолюбие |
7 |
«У страха глаза велики» |
сказка |
доброта, смелость |
8 |
«Лиса и журавль» |
сказка |
дружба |
9 |
«Краденым сыт не будешь» |
сказка |
трудолюбие, честность |
10 |
«Горшочек каши» |
сказка |
щедрость, честность, доброта |
11 |
«Кто не работает, тот не ест» |
сказка |
трудолюбие |
12 |
«Два жадных медвежонка» |
сказка |
щедрость |
13 |
И.Соколов-Микитов «Русский лес» |
рассказ |
патриотизм, красота |
14 |
Е.Благинина «Улетают, улетели...» |
лирическое стихотворение |
-//- |
15 |
Ю.Коваль «Сирень и рябина» |
рассказ |
-//- |
16 |
Ю.Коваль «Дубы» |
рассказ |
-//- |
17 |
И.Токмакова «Осинка» |
лирическое стихотворение |
доброта, сострадание |
18 |
Я.Аким «Моя родня» |
стихотворение |
семья, доброта, щедрость |
19 |
Ю.Яковлев «Мама» |
рассказ |
семья, доброта |
20 |
Я.Брыль «Просто и ясно» |
рассказ |
сострадание, доброта |
21 |
А.Барто «Разговор с дочкой» |
шуточное стихотворение |
доброта, сострадание, семья, доверие |
22 |
В.Азбукин «Младший брат» |
шуточное стихотворение |
дружба, семья, доброта |
23 |
В.Осеева «Хорошее» |
рассказ |
трудолюбие, вежливость |
24 |
Э.Успенский «Разгром» |
шуточное стихотворение |
трудолюбие, совесть |
25 |
Н.Носов «Леденец» |
рассказ |
правдивость |
26 |
Б.Заходер «Никто» |
шуточное стихотворение |
честность, правдивость |
27 |
В.Осеева «Жадная мать» |
притча |
щедрость, доброта |
28 |
В.Осеева «Кто наказал его?» |
рассказ |
дружба, вежливость, доброта |
29 |
В.Осеева «Плохо» |
рассказ |
сострадание, доброта, взаимопомощь |
30 |
А.Стариков «Смельчак» |
стихотворение |
смелость |
31 |
А.Седугин «Про умную собаку» |
рассказ |
сострадание, доброта |
32 |
В.Данько «Спасибо» |
стихотворение |
вежливость |
33 |
Е.Пермяк «Торопливый ножик» |
рассказ |
трудолюбие, терпение |
34 |
Л.Толстой «Отец и сыновья» |
рассказ |
дружба, семья |
35 |
Л.Квитко «Бабушкины руки» |
стихотворение |
доброта, семья |
36 |
А.Барто «Помощница» |
шуточное стихотворение |
трудолюбие |
37 |
В.Данько «Волшебное слово» |
стихотворение |
вежливость, сострадание |
38 |
С.Михалков «Лапуся» |
стихотворение |
вежливость |
39 |
Л.Толстой «Косточка» |
рассказ |
правдивость |
40 |
Е.Пермяк «Первая рыбка» |
рассказ |
трудолюбие, дружба |
41 |
С.Есенин «Береза» |
лирическое стихотворение |
патриотизм, красота |
42 |
А.Гарф «Наш тополь» |
рассказ |
доброта, сострадание |
Информация о работе Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников