Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, дипломная работа

Краткое описание

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла.

Оглавление

Введение 3
Глава I Теоретические аспекты семейного неблагополучия 5
1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия 5
1.2. Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей. 8
Глава II Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей 11
2.1. Профилактический уровень. 11
2.2. Диагностический уровень. 15
2.3. Реабилитационный уровень. 17
Глава III Возможности образовательного тренинга в работе с педагогически несостоятельными семьями 26
3.1. Понятие и сущность образовательного тренинга 26
3.2. Основы организации и проведения тренинговой работы с семьёй 28
3.3. Потенциал образовательных тренингов в работе с педагогически несостоятельным семьями в условиях клуба “Семья” 30
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Диплом - Социально - педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Клуб «Семья» МОУ СОШ№1.

Клуб «Семья» был создан в 1996 году социальным педагогом школы.

Основной целью деятельности клуба  является педагогическое просвещение  родителей, активизация сотрудничества школы и семьи.

Задачи клуба:

- Изучить интересы, потребности  детей и взрослых, трудности, проблемы  семей с различным жизненным  укладом;

- Оказать реальную практическую  помощь по правовым, психолого-педагогическим  и иным жизненным вопросам.

Занятия проводятся один раз в четверть. Форма проведения: лекции, тематические дискуссии, встречи со специалистами, беседа за чашкой чая.

Тематика занятий:

- Законодательство в области  прав ребёнка. Знакомство с  правовой базой родителей и  учащихся;

- Особенности и проблемы подросткового возраста (Выступление школьного психолога Демьянцевой Е.Н.);

- Насилие в семье. Взгляд на  проблему;

- Как уберечь ребёнка от наркомании (Выступление инспектора ИДН Косолаповой  М.Ф.);

- Роль семейного досуга в  регуляции детско-родительских взаимоотношений;

- Тактика и приёмы семейного  воспитания;

- Роль родителей в успешной  социализации ребёнка.

Проводимые занятия в клубе «Семья» способствуют повышению уровня педагогической компетентности родителей, приобщают родителей к сотрудничеству с детьми. Родители получают важные советы, рекомендации специалистов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Комплекс тренинговых занятий «Волшебная нить»

 

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия

Формирование групп происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста; наиболее целесообразны следующие возрастные границы: 6—7 лет, 8—9 лет, 10—11 лет.

Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.

Количественный состав группы 5—6 пар (10—12 человек). Предпочтительны разнополые группы.

Цикл включает 10 занятий, продолжительность  каждого 2 часа. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю.

Возникающее чувство группы и групповой  сплоченности — важные характеристики процесса родительско-детской психокоррекции, поэтому после второго занятия группа «закрывается» и новые участники к ней не присоединяются, даже если из первоначального состава кто-то выбыл.

Для проведения занятий требуется  игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.

Противопоказаниями для посещения  групп являются:

— у детей — умственная отсталость, тяжелые формы заикания, психотические состояния;

— у родителей — наличие собственных  глубинных личностных проблем (это  может препятствовать концентрации на нуждах ребенка), интеллектуальная неспособность к овладению необходимыми навыками, наличие эндогенного заболевания.

 

Цели и задачи

1. Коррекция отношений  родителей и детей:

- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

— улучшение понимания  родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

— достижение способности  к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

— выработка навыков  адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

— устранение дезадаптивных  форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

2. Коррекция отношения  к «я» (к себе):

— формирование наиболее адекватной самооценки;

— приобретение уверенности  в себе, создание и принятие внутреннего  «я»;

— укрепление уверенности  родителей в собственных воспитательных возможностях;

— обучение приемам саморегуляции  психического состояния.

3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):

— приобретение навыков  выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;

— формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

 

Структура занятий

Тренинговая группа не может рассматриваться только как средство организации коррекционной работы с детьми и родителями. Возникнув, она начинает путь собственного развития, постепенно и часто независимо от руководителя превращается в мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений, их психическое развитие в самых разных сферах. Цель ведущего сделать эффект такого воздействия более предсказуемым и направленным, усилить его при необходимости.

Процесс становления  группы как психологической общности, нормы и ценности, лежащие в  ее основании, особенности межличностных отношений являются объектом пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования группы     развивается и поддерживается групповая динамика.

Этому способствуют:

— общая структура  занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе. К середине цикла (к 4—5-му занятию) родители и дети привыкают к сценарию и настолько проникаются духом и смыслом происходящего в группе, что способны заменить ведущего в проведении отдельных фрагментов занятия;

— ритуалы приветствия  и прощания;

— разминочные упражнения;

— игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;

— домашние задания, позволяющие  сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами.

Общая структура занятия  включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Остановимся подробнее  на каждом из этих элементов.

Ритуал приветствия  — важный момент работы группой, позволяющий сплачивать детей, создав атмосферу группового доверия и принятия. Примечательно, что в ходе развития группы контроль над исполнением переходит к членам группы. Упражнение выбранное для этой цели, называется «Волшебная нить», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.

Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Разминка состоит из двух блоков.

1 блок — упражнения, либо позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, под настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения.

Используются упражнения: «Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», «Обыграй предмет», «Передай сигнал», «Игра-танец», «Представление» и т.д.

II блок — танец.

Основное содержание занятия — состоит из скольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.

Приоритет отдается многофункциональным  техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы.

Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.

I блок — обсуждение  домашнего задания (в кругу).

 Родители и дети  ведут дневник, который заполняется дома.

II блок — упражнения, связанные с темой занятия.

III блок — работа со сказкой.  Данная работа включает:

— прослушивание сказки-метафоры или групповое сочинение сказки;

— рисование понравившегося сюжета из сказки (в этом участвуют все  члены группы, включая ведущего);

— презентация рисунков (в кругу) и обсуждение услышанной истории;

— иллюстрирование сказки (восстановление динамики сюжета с помощью рисунков членов группы).

Важным моментом является то, что  рисунки развешиваются в зале, тем самым создавая удивительную, сказочную атмосферу.

IV блок — упражнения, способствующие  установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах, чаще всего на полу).

1-я часть — упражнения на  вербальное общение «Поговори  со мной на моем языке».

2-я часть — упражнения на  невербальное общение, на тактильный контакт.

В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему.

V блок — домашнее задание.

Рефлексия занятия — предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:

— эмоционально-смысловом (понравилось  — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным);

— эмоционально-оценочном (как себя чувствуй здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния).

Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. Используется упражнение «Колокол».

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занятие 1. «Знакомство»

Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый»

Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации;

приобретение навыков анализа  причин поведения ребенка, исходя из позиции самого ребенка.

Занятие 3. «Все мы чем-то похожи»

Цели. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.

Занятие 4. «Почувствуй себя любимым»

Цели. Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.

Занятие 5. «Путь доверия»

Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.

Занятие 6. «Агрессия и гнев»

Цели. Работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.

Занятие 7. «Душевная погода»

Цели. Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.

Занятие 8. «Жизнь Земли»

Цели. Формирование позитивной установки по отношению к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии.

Занятие 9. «Сделай себя счастливей!»

Цели. Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.

Занятие 10. «Все вместе!» Цели. Подведение итогов.

 

ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство»

Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия, каким темам они будут посвящены; раскрывает философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми: признание и уважение личности ребенка и стремление к сотрудничеству.

 

«Волшебная нить»

Цель. Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире...»

 

Информация о работе Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями