Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, дипломная работа
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла.
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты семейного неблагополучия 5
1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия 5
1.2. Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей. 8
Глава II Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей 11
2.1. Профилактический уровень. 11
2.2. Диагностический уровень. 15
2.3. Реабилитационный уровень. 17
Глава III Возможности образовательного тренинга в работе с педагогически несостоятельными семьями 26
3.1. Понятие и сущность образовательного тренинга 26
3.2. Основы организации и проведения тренинговой работы с семьёй 28
3.3. Потенциал образовательных тренингов в работе с педагогически несостоятельным семьями в условиях клуба “Семья” 30
Заключение 33
Список литературы 34
«Театр»
Цели. Развитие выразительности движений, коммуникативных возможностей, снятие страхов.
Участники делятся на две группы, которые получают задания при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни («У зубного врача», «Контрольная работа в школе»). «Зрители» (незадействованные члены группы) должны угадать, что пытаются показать их товарищи.
Подвижная игра по выбору участников группы
Путаница
Цели. Создание позитивного настроения, развитие организаторских способностей, повышение самооценки.
Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг, протягивают друг другу руки, делая при этом несколько шагов вперед, и захватывают случайно попавшиеся руки. Водящий «распутывает путаницу».
Сказка
«Цвет-предмет»
Цели. Развитие внимания, ассоциативных связей, активизация мышления. Преодоление неуверенности в себе.
Участники становятся в круг. С помощью мяча ход переходит от одного игрока к другому. Ведущий называет цвет и передает ход, бросая мяч; тот, у кого оказывается мяч, называет любой предмет того цвета и передает ход другому, задавая цвет.
Презентация
«Игра без правил"
Тема «Хочешь, я скажу тебе, каким ты будешь...» (через десять лет, через год, через день — будешь красивым, уверенным в себе, сильным, добрым, у тебя будут хорошие друзья и т.д.).
Родителям не надо бояться запрограммировать своего ребенка на хороший жизненный сценарий. Однако, давая позитивную установку, нужно не забывать о том, что слишком часто источник несчастья — в завышенных притязаниях.
"Скульптор и глина»
Цели. Тактильный контакт, взаимопонимание, способность к самовыражению, творчеству.
Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Ребенок — «глина», родитель — «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из «глины» прекрасную статую, «скульптор» сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того как работа закончится, все рассматривают «статуи», пытаясь угадать, что слепил «скульптор».
После упражнения следует обсуждение:
— Что чувствовали?
— Понравилась ли форма, которую тебе придали?
Домашнее задание
Ведущий предлагает подумать, в какие игры из ранее предложенных участники хотели бы поиграть на последнем занятии.
Рефлексия "Связующая нить»
«Колокол»
ЗАНЯТИЕ 10. "Все вместе!»
«Волшебная нить» Тема «Я желаю всем…»
Обсуждение домашнего задания
В ходе дискуссии выбираются наиболее понравившиеся 5—6 игр, которые и проводятся. Также выбирается понравившийся танец.
«Рисунок- подарок"
Каждый участник рисует какой-нибудь «подарок». После чего эти «подарки» дарятся друг другу так, чтобы никто не остался с пустыми руками.
«Общий рисунок»
Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: «Несуществующее животное».
1 Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987. С. 197-198
1 Социальная педагогика: Курс лекции./ Под ред. Галагузовой М. А. – М., 2000.
2 Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.// Педагогика. -1999. - №4
3 Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал.-1997.- № 1-2.
1 Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка.- М., 1994.
4 Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей. // Педагогика.- 2000. - №1.
5 Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков состоящих на учёте в ИДН. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. – Тюмень, 1995.
6 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1996.
7 Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
8 Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми. –М., 1993.
9 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002
1 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002.
1 Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002.
10 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.:”Сфера”, 2001.- стр.265.
11 Организация и проведение тренинга. – Екатеринбург, 1993.
12 Николаева Г. Н Тренинг психотехники общения – Орел, 1993.
13 Организация и проведение тренинга. – Екатеринбург, 1993.
14 Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
Информация о работе Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями