Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, дипломная работа
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла.
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты семейного неблагополучия 5
1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия 5
1.2. Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей. 8
Глава II Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей 11
2.1. Профилактический уровень. 11
2.2. Диагностический уровень. 15
2.3. Реабилитационный уровень. 17
Глава III Возможности образовательного тренинга в работе с педагогически несостоятельными семьями 26
3.1. Понятие и сущность образовательного тренинга 26
3.2. Основы организации и проведения тренинговой работы с семьёй 28
3.3. Потенциал образовательных тренингов в работе с педагогически несостоятельным семьями в условиях клуба “Семья” 30
Заключение 33
Список литературы 34
Тема упражнения «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты... ».
В данном задании важно искренне, честно и открыто высказать свои чувства обеим сторонам, посмотреть на себя глазами другого.
«Только вместе!»
Цели. физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.
Участникам необходимо разбиться на пары (родитель и ребенок), встать спина к спине и попробовать медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол. И точно так же встать.
Пары желательно менять: ребенок — ребенок, родитель — родитель.
После игры обсуждение.
— С кем вставать и садиться было легче всего?
— Что было самым трудным в этом упражнении?
Домашнее задание
Родителям:
— Перечислите все, чего вы больше всего боитесь.
Детям (выполняется с помощью родителей):
— Необходимо на листе бумаги нарисовать два дома: красный — для нестрашных страхов, черный — для страшных. В эти дома необходимо расселить 29 страхов, записывая в домик их номера.
Страхи.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы-Яги, Кощея Бессмертного,
Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ
(невидимки, скелеты, черная
10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой,
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
Рефлексия
«Колокол»
ЗАНЯТИЕ 7. «Душевная погода»
«Волшебная нить» Тема «Я боюсь...».
«Передай по кругу»
Цели. «Оживление» ощущений, эмоций, воспроизведение ситуаций во всех сенсорных модальностях, развитие творческого воображения, способности к самовыражению, созданию позитивного настроения, сплочение группы.
Группа образует круг. Участники по очереди изображают передачу какого-либо «загадочного» предмета по кругу, при этом необходимо каким-то образом повзаимодействовать с ним. После того как предмет побывает у всех, игроки отгадывают, что это было. Передавать можно все что угодно: мяч, мороженое, ежа, котенка, гирю, печеную картошку.
«Слепой танец»
Цели. Снятие страхов, развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям.
Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (2—3 минуты). После чего меняются ролями.
После выполнения упражнения обязательно обсуждение:
— Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?
— Как больше понравилось танцевать — с открытыми глазами или с закрытыми? Почему?
Обсуждение домашнего задания
Ведущий предлагает закрыть страшный (черный) дом на замок, который дети сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять, немного успокоив тем самым актуализированные страхи.
Обсуждение рисунков.
«Пятнашки»
Цели. Снятие избытка торможения, скованности, страхов, преодоление неуверенности в себе, застенчивости, аккумулирование положительной энергии, смещение ролей в семье.
Заранее ограничивается игровая площадка (чаще это ковер), на которой в беспорядке расставлены стулья и кубики так, чтобы между ними остались проходы. Нельзя «пятнать» через стулья: они как бы «деревья». В игре есть водящий (Баба-Яга), задача которого запятнать кого-либо при помощи «ремня», хлопнув по ягодицам. Причем нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально; тот, кто получает такой хлопок, громко кричит: «Ой! Ай! А-а-а» — и становится водящим. Игрок, который, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать».
Эмоциональный накал игры создают угрозы: «Только попадись!», «Ну погоди!», «Лови его!», «Поймаю и съем!», «А, попались!» Убегающие в ответ выкрикивают: «Не поймаешь!», «Не догонишь!», дразнят:
«Баба-Яга — костяная нога». Угрозы и возражения обеспечивают двусторонний уровень отношений в системе «взрослый — ребенок».
«Кораблик»
Цели. Снятие страхов, повышение уверенности в себе.
Необходимо небольшое одеяло — это корабль, красивый парусник. Участники — матросы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана — быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» — качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.
Сказка
«Баржа»
Участники называют все сладкое: например, конфета, сон, улыбка и т.д.
Презентация
«Игра без правил»
Тема «Хочу тебя предупредить...» (не разговаривай с незнакомыми, мой руки перед едой и т.д.).
Ребенок получает возможность с позиции взрослого, знающего человека чему-то научить родителей, от чего-то предостеречь. Он пробует себя в этой роли, а родитель — в роли опекаемого. Из этого может проистечь открытие: мама (папа) тоже живое (да и хрупкое) существо, не всемогущее, ее (его) надо жалеть...
«Живые руки»
Цели. Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми, принятие друг друга, формирование тактильного восприятия.
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Участникам завязывают глаза, взаимодействуют только руки. Они «знакомятся», «дерутся», «мирятся» и «прощаются».
После игры желательно обсудить с участниками ее ход, спросить, что они чувствовали, что хотелось сделать на различных этапах, и т.п.
Домашнее задание
Родителям. Ответьте на вопросы за себя и за ребенка.
Детям. Ответьте за себя и за родителя. Ответы сравните.
— Какое животное нравится и почему?
— Какое животное не нравится и почему?
— В какое животное превратил бы волшебник самого и членов моей семьи? Почему? Нарисуйте свою семью в виде животных.
Рефлексия «Связующая нить»
«Колокол»
ЗАНЯТИЕ 8. «Жизнь Земли»
«Волшебная нить» Тема «Я хочу, чтобы все...»
«Доброе животное»
Цели. Создание позитивного настроения, сплочение группы, укрепление чувства принадлежности к группе, умения подчиняться единому ритму, действовать сообща.
Все участники становятся друг за другом, они «большое доброе животное». Ведущий просит совместно полетать, походить, попрыгать, подышать и т.д. После выполнения упражнения игроки проговаривают свои чувства.
Танец «Противоположности»
Цели. Поработать с противоположными эмоциями, развитие двигательной экспрессии, фантазии, способности к самовыражению.
Танцуют парами. Один из участников танцует грустный танец, а другой — веселый. Можно предложить другие пары чувств: нервный — спокойный, беспечный — озабоченный, сердитый —довольный, трусливый — смелый, унылый — полный надежд и т.д.
Каждые 1—2 минуты участники меняются ролями.
Обсуждение домашнего задания, представление рисунков
«Найди свою пару»
Цели. Снятие эмоционального напряжения, развитие выразительного поведения (мимика, пантомимика), внимания.
Ведущий раздает карточки, на которых написаны названия животных (эти названия повторяются на двух карточках). Надпись должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя говорить и издавать характерные для этого животного звуки. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, проверяется, совпали ли «животные».
«Белые медведи» (См. занятие 3)
«Играем в животное"
Цели. Тренировка внимания, двигательной памяти, развитие воображения, навыков невербального общения, произвольного поведения.
Участники сидят в кругу, каждый выбирает персонаж — животное и жест, при помощи которого он будет его изображать. Игра проводится молча. Задача каждого запомнить жесты всех персон следить за переходом жестов от одного игрока к другому. Игрок, получивший жест, повторяет его раз и показывает жест игрока, которому он отдал предпочтение, то есть передает ход. В ходе игры зазевавшийся выбывает из игры, но не из круга.
Сказка
«Зверь, птица, небылица»
Цели. Развитие внимания, гибкости и быстроты мышления, памяти, фантазии, снятие эмоционального напряжения.
Участники становятся полукругом, ведущий с мощью перебрасывания мяча просит назвать зверя, птицу или какую-либо небылицу (например, зверь - медведь, птица — сорока, небылица — трямла и т. д.) того, к кому попадает мяч. После чего мяч снова возвращается к ведущему.
Презентация
«Игра без правил»
Участники высказывают пожелания: «А вот бы., (стать невидимкой, найти волшебную палочку, никто не болел, ты была бы всегда молодая и т.д.).
Так между ребенком и родителем происходит обмен надеждами и опасениями.
«Сиамские близнецы»
Цели. Развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт.
Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Каждой паре нужна упаковка перевязочного бинта или тонкий платок, бумага, мелки. Участники обматывают бинтом предплечья и локти так, чтобы правая рука игрока, сидящего слева, оказалась забинтованной вместе с левой рукой игрока, сидящего справа. Затем им даются в руки два мелка так, чтобы они держали их связанными руками, и просят что-то нарисовать. Условие: рисовать только привязанной рукой. Участникам разрешается разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину рисовать. Усложнить задание можно, завязав одному из игроков глаза.
После игры следует обсуждение:
— Что было труднее всего?
— Понравился ли нарисованный вами рисунок?
— Что необходимо для сотрудничества?
Домашнее задание
Составление списка своих прав. Таблица заполняется родителями и детьми
Права родителей |
Права детей |
Рефлексия «Связующая нить»
«Колокол»
ЗАНЯТИЕ 9. «Сделай себя счастливей!»
«Волшебная нить» Тема «Я мечтаю...»
«Комплимент»
Цели. Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.
Предварительная беседа с помощью вопроса: Что такое комплимент?
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.
Танец «Распускающийся бутон»
Цели. Активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.
Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать, плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
Обсуждение домашнего задания
Участники делятся на две группы: родители и дети. На основании выполненных записей каждая группа составляет список своих прав. После того как группы заканчивают подготовку списков (5—10 минут, детям помогает ведущий), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять их друг другу. Каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной.
Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права.
Информация о работе Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями