Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, дипломная работа
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла.
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты семейного неблагополучия 5
1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия 5
1.2. Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей. 8
Глава II Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей 11
2.1. Профилактический уровень. 11
2.2. Диагностический уровень. 15
2.3. Реабилитационный уровень. 17
Глава III Возможности образовательного тренинга в работе с педагогически несостоятельными семьями 26
3.1. Понятие и сущность образовательного тренинга 26
3.2. Основы организации и проведения тренинговой работы с семьёй 28
3.3. Потенциал образовательных тренингов в работе с педагогически несостоятельным семьями в условиях клуба “Семья” 30
Заключение 33
Список литературы 34
свободное ведение, когда
Этапы тренинга:
Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет.
У групповых тренингов есть экономическое преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.
Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.
Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники).
Цели - воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.
Для проведения акций нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.
Одна из базовых технологий социальной педагогики - это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных).
Основной инструмент связи с общественностью – средства массовой информации (кабельное телевидение, листовки, объявления, приглашения, анкетирование, уличное или телефонное интервьюирование).
Можно провести и митинг - стихийное разовое мероприятие с участием большого количества людей. Это быстрое реагирование на событие, вызывающее всеобщее волнение.
Цель - снятие эмоциональной напряженности, создание у участников определенной установки, мотивации деятельности. Это способ мобилизации усилий против чего-то или для поддержки чего-то.
Для работы с общественностью специалист
должен иметь организаторско-
Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, в дворовом клубе.
Возможно привлечение
Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.
Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.
Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой - учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма.1
Подводя итоги изучения теоретических основ разработки и реализации социально-педагогических технологий, предложенных автором Ю.Н. Галагузовой, сформулируем следующие выводы:
- Разнообразие предлагаемых методов, методик, средств и приёмов, изложенных автором, даёт возможность выбора в зависимости от конкретной социально-педагогической проблемы семьи, а также исходя из возможностей специалиста (его опыта работы, квалификации).
- Деление технологий на различные уровни (профилактический, диагностический, реабилитационный) условно, так как технологии позволяют решать различные задачи в зависимости от конкретных условий деятельности социального педагога. Например, педагогическое просвещение родителей позволяет проводить профилактическую работу по предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей, а также реабилитационную в ситуациях, когда уже существуют проблемы в воспитании детей.
- Необходимо отметить, что использованные в проекте социально-педагогические технологии работы с семьей весьма несовершенны и во многом заимствованы из смежных с социальной педагогикой наук - психология, педагогика, социальная работа (например, технологии тренинга, телефонного консультирования, педагогического просвещения, социального патронажа). Связано это, прежде всего с тем, что данные технологии находятся еще в стадии разработки и апробирования
- Так как предложенные технологии не были апробированы на практике, приходиться сомневаться в их универсальности. Возможно, что многое просто не применимо в реальной действительности. Например, семья асоциальная, где дети находятся в обстановке постоянного пренебрежения, не только не заинтересована в изменении отношения к детям, она просто не желает менять свой существующий жизненный уклад и соответственно предложенные автором методики к ней просто не применимы.
- Для реализации некоторых
Анализируя проект Ю.Н. Галагузовой, автор работы поставил лично и профессионально значимую задачу: определить оптимальную технологию для её реализации в условиях клуба «Семья». Решение поставленной задачи позволяет автору проявить способность к выбору оптимальных форм и методов работы социального педагога, определению собственной педагогической позиций, а также повысить свой профессиональный уровень.
При прохождении преддипломной практики в МОУ СОШ № 1, изучив работу клуба «Семья» (см. Приложение № 2), определила одну из основных проблем его деятельности – низкая мотивация родителей к обучению. В этом проявляется один из компонентов педагогической несостоятельности родителей. Совместно с руководителем клуба (социальный педагог школы) определила необходимость поиска новой технологии, которая обеспечит интерес родителей к проводимым занятиям и повысить эффективность работы клуба.
Осмыслив и критически проанализировав проект Галагузовой Ю. Н., остановила свой выбор на технологии групповой работы – тренинг, так как данная технология имеет ряд преимуществ:
Исходя из выше перечисленных преимуществ технологии тренинга, автор работы в третьей главе попытался исследовать возможности использования данной технологии в работе с педагогически несостоятельными семьями.
Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной работе, системе образования.
В образовательных тренингах
Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в отношении педагогически несостоятельных семей.
Образование родителей было и остается, по крайней мере в России, на уровне популярного книжного изложения проблем развития, воспитания и обучения детей. Набирающая силу семейная психотерапия отчасти пытается брать на себя образовательные функции, но психотерапевтические услуги пока еще не стали распространенными и доступными во многих регионах нашей страны.
Обращает на себя внимание интересный опыт развитых стран, в частности США, где наметившиеся в последние два десятилетия систематизированные подходы к педагогическому образованию родителей позволили рассматривать это направление как самостоятельное, отдельное от психотерапевтической помощи семье и общедоступного книжного изложения проблем детства. В нашей стране образовательные тренинги для родителей пока не получили широкого распространения. Одна из причин — отсутствие подготовленных профессионалов и разработанных программ для их проведения.
Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые умения и навыки должны формироваться постепенно, с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи, адекватные уровню их возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др.
В качестве важных принципов разработки содержания тренинга отметим его гибкость и индивидуальность, т. е. программа тренинга должна предусматривать как потребности родителей, так и задачи реабилитационного процесса, и разрабатываться с целями, совместно принятыми педагогами и родителями.
Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков различают:
коммуникационные умения и навыки (умение «активного слушания», безоценочная реакция, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка;
отработка приема «Я-сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка и др.;
психогигиенические (приемы преодоления стрессовых ситуаций, повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.);
психолого-педагогические (приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.).
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Информация о работе Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями