Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, дипломная работа

Краткое описание

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла.

Оглавление

Введение 3
Глава I Теоретические аспекты семейного неблагополучия 5
1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия 5
1.2. Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей. 8
Глава II Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей 11
2.1. Профилактический уровень. 11
2.2. Диагностический уровень. 15
2.3. Реабилитационный уровень. 17
Глава III Возможности образовательного тренинга в работе с педагогически несостоятельными семьями 26
3.1. Понятие и сущность образовательного тренинга 26
3.2. Основы организации и проведения тренинговой работы с семьёй 28
3.3. Потенциал образовательных тренингов в работе с педагогически несостоятельным семьями в условиях клуба “Семья” 30
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Диплом - Социально - педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями.doc

— 413.00 Кб (Скачать)




Министерство  общего и профессионального образования

Свердловской области

Северный педагогический колледж

 

 

 

 

Социально –  педагогические технологии в работе

с неблагополучными семьями.

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 61 группы

заочное отделение

спец. 0314 “Социальный педагог”

 

 

 

 

г.   2003 г.

 

Оглавление

 

Введение

 

Общеизвестен факт, что семья  является самым главным институтом социализации, через который ребенок  усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и  навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:

  • физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.);
  • потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.);
  • потребность в любви и уважении.

Однако далеко не всегда семья выполняет  жизненно важные для развития и социального  становления ребенка функции. Такие  семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей обычно относят:

  • семьи с низким материальным достатком;
  • семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
  • семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).1

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла.

Оказание своевременной и действенной помощи неблагополучным семьям в решении социально – педагогических проблем, требует комплексного систематизированного подхода,  поэтому социальному педагогу необходимо понимать суть проблемы, а также изучать и осваивать новые технологии в работе с данной категорией семей. Использование социально-педагогических технологий в работе с неблагополучными семьями позволяет специалисту значительно легче освоить профессиональную специфику в данной конкретной области практической деятельности и более эффективно выполнять свои функции.

Принимая во внимание всё выше сказанное, темой выпускной квалификационной работы выбрана: «Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями».

Объект исследования: Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями.

Предмет исследования: Образовательный тренинг как наиболее перспективная технология работы с неблагополучной семьёй.

Цель исследования:

Определить потенциальные возможности  социально - педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты  семейного неблагополучия;

2. Изучить оптимальные технологии  разного уровня в работе с 
    неблагополучной семьёй;

3. Определить потенциальные возможности образовательного тренинга как локальной технологии в работе с педагогически несостоятельными семьями в условиях клуба «Семья». Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам семейного неблагополучия. Здесь рассматриваются понятие, причины семейного неблагополучия и его влияние на социализацию ребенка. Теоретическая часть основана на трудах М. А. Галагузовой, М. М. Плоткина, Д. П. Дербенева и др.

Во второй главе работы раскрываются технологические аспекты работы социального педагога с неблагополучными семьями на основе анализа проекта профессора Ю. Н. Галагузовой.

Третья глава посвящена потенциалу образовательных тренингов в работе с одной из категорий неблагополучных семей – педагогически несостоятельных. А также рассматриваются возможности использования тренингов как локальной технологии в работе клуба «Семья» МОУ СОШ №1.

Предложенная работа будет интересна  социальным педагогам и работникам, осуществляющим свою деятельность с  семьёй, а также студентам, овладевающим специальностью «Социальная педагогика».

 

Глава I Теоретические аспекты семейного неблагополучия

1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия

Неблагополучная семья – это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.1

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой – либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Критерием благополучия (или же неблагополучия) семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь отношение к ребенку. Например, асоциальная семья однозначно неблагополучна для ребенка. Но порой даже внешне благополучные по многим параметрам семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей) относятся к разряду неблагополучных, если имеются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях.

 Типы семейного неблагополучия:

конфликтная — семья с преобладанием конфронтационного стиля отношений, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение;

аморальная — характеризуемая забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

педагогически несостоятельная — с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром;

асоциальная — в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

 Причины возникновения семейного неблагополучия

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

  • макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;   
  • психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  • биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, здесь не рассматривается вследствие их особой специфики.2

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важны следующие:

  • падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей.
  • сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
  • нерешенная жилищная проблема; 
  • дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
  • резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
  • усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.3

Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Это нежелательное явление в сфере внутрисемейных отношений имеет свои истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где происходят радикальные социальные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь еще более углубляются.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание- дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.

Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них. В некоторых случаях безнадзорный ребенок просто уходит на улицу, где основной средой его обитания и группой, на которую он ориентируется в своих взглядах, оценках и поведении, становится компания сверстников с аналогичной судьбой.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности подросткового возраста и др.1

Отсутствие или недостаток в  семье эмоционального и доверительного общения родителей (прежде всего матери) с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.

Семейное неблагополучие и его  негативное воздействие на ребенка могут возникнуть и по причине нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно широкий спектр аномалий у детей, как в их психике, так и в поведении. Провоцирующими и стимулирующими факторами семейных конфликтов выступают пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость, в отношениях между супругами и в их отношении к детям.

1.2. Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей.

 Как правило, семья становится  неблагополучной под влиянием многих факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от низкого уровня культуры родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их некомпетентности (см. Приложение № 1).

В педагогически несостоятельных  семьях низкая общая культура сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают соблюдать и социальные, и педагогические нормы. Вначале это проявляется в отношении отдельных педагогов, затем школы, но постепенно приводит к отчуждению от мира взрослых в целом.

Причины аномальных явлений  в таких семьях различны. Среди них — нежелание родителей считаться с индивидуальным своеобразием личности ребенка, когда процесс воспитания направлен не на него, а как бы мимо. Нередко воспроизводятся ситуации, в которых воспитывались сами родители. Повторяются ошибки: излишняя опека, ничем не оправданные ограничения, непоследовательность в отношениях, педантизм, жажда поучать и др.

Рассогласование во взаимоотношениях с ребенком становится источником возникновения конфликта в семье в целом. Родители или объединяются для ведения "войны" с собственным "чадом", или, пытаясь свалить вину за все неприятности, связанные с ним, друг на друга, начинают взаимные обвинения. Это, в свою очередь, нередко становится причиной распада семьи. Недаром социологи фиксируют пики разводов именно в тех семьях, где дети достигли подросткового возраста.

Информация о работе Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями