Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, дипломная работа

Краткое описание

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла.

Оглавление

Введение 3
Глава I Теоретические аспекты семейного неблагополучия 5
1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия 5
1.2. Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей. 8
Глава II Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей 11
2.1. Профилактический уровень. 11
2.2. Диагностический уровень. 15
2.3. Реабилитационный уровень. 17
Глава III Возможности образовательного тренинга в работе с педагогически несостоятельными семьями 26
3.1. Понятие и сущность образовательного тренинга 26
3.2. Основы организации и проведения тренинговой работы с семьёй 28
3.3. Потенциал образовательных тренингов в работе с педагогически несостоятельным семьями в условиях клуба “Семья” 30
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Диплом - Социально - педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

В семье, где доверие детей к  родителям непререкаемо, а стремление подражать возникает рано, дети невольно попадают под влияние родителей — их установок, отношений, взглядов на события, явления, людей. Это влияние осложняется тогда, когда наблюдается расхождение между "правильным" словесным воспитанием и реальными делами, когда родители при детях открыто высказывают свое пренебрежение важнейшими общественными заповедями, игнорируют общепринятые правила нравственности и гуманного поведения. Семейное неблагополучие такого рода состоит как раз в том, что пример, казалось бы, хороших родителей и семьянинов формирует людей бездуховных, циничных. Асоциальная семья — подходящая среда для таких людей.4

Сравнительное обследование большого массива семей трудных подростков показал, что «история

 болезни» практически каждого  педагогически запущенного учащегося начинается в

педагогически несостоятельной семье.

Так исследователи семей малолетних правонарушителей констатируют следующий  факт, что в 96% из них наблюдались ошибки в воспитании: крайняя безнадзорность была характерна для 54% семей; потворство и попустительство – для 20%; гиперсоциальность, воспитание запретами – 12%; физические наказания - 10%5

Наиболее типичные дефекты воспитания:

  • неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;
  • «гиперопека», когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
  • непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки, что дезориентирует ребенка;
  • непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития детей и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
  • негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот);
  • аффективность — избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;
  • тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;
  • авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей;
  • использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания;
  • постоянный контроль за действиями ребенка;
  • гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.6

Распространены случаи, когда родители вообще не владеют гуманными и  разумными методами общения. Неоправданная строгость по отношению к детям, частые наказания и угрозы, эмоциональная холодность или гиперопека могут сделать жизнь ребенка невыносимой. Родители же продолжают  свою линию поведения, руководствуясь при этом исключительно благой целью –  воспитать свое чадо хорошим человеком.  И если при рождении ребенка можно было говорить об их педагогической необразованности, то со временем она перерастает в педагогическую несостоятельность: контакты с ребенком рвутся, влияние на него теряется. В такой ситуации подростки, спасаясь от психологического прессинга родителей, уходят из дома. Подобное стечение обстоятельств можно предотвратить, всё зависит от своевременно оказанной помощи и поддержки семьи различными специалистами (педагогами, психологами, социальными педагогами). Данная помощь может быть оказана через внедрение социально-педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями. Поэтому вторая глава исследования посвящена технологическому аспекту работы социального педагога с неблагополучными  семьями.

 

Глава II Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

 

Технология социально- педагогической деятельности, по мнению профессора М. А. Галагузовой, представляет собой совокупность методов и приемов практической социально - педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом.7

Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей имеют много общего.

Прежде всего, их объединяет то, что  в центре интересов социального педагога находится ребенок. Неблагополучие семьи волнует социального педагога, в отличие от специалиста по социальной работе, постольку, поскольку оно не обеспечивает благополучие ребенка. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня: профилактический, диагностический, реабилитационный.

Технологии работы с неблагополучной  семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.

2.1. Профилактический уровень.

Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального  педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Один  из путей к улучшению состояния - разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Опросы показывают, что практически  все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в  воспитании ребенка, а к 87% из них  в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у них присутствует.

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения  и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.

Организация педагогического просвещения  родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу  между и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития.

В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, жестокое обращение с малолетними детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без всякой поддержки.

Педагогическое просвещение родителей  может осуществляться также через  создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.

При составлении программы педагогического  образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.

Таким образом, данная программа должна быть направлена на:

творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей;

формирование способности осмыслить  семейную действительность, умения принимать  наиболее эффективные решения в  соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;

взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и  обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье; познакомить с понятием возрастных кризисов; проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества.

Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного  воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью  которых можно воспитать в  детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям.

Например:

  • хвалить детей за хорошие поступки;
  • поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;
  • стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;
  • разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
  • вовлекать ребенка в процесс принятия решений;
  • не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;
  • не требовать от ребенка того, что он не может сделать;
  • оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;
  • использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

Родителям должны быть известны и  приемлемые методы наказания. Назовем  некоторые из них:

нельзя лишать детей возможности  удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым, лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;

можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного  движения, но не надолго;

малолетних детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть с мылом  и похвалить за выполненную работу и т.д.8

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит  от правильного выбора способа общения  с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться  к встрече. Собрать как можно  больше информации о семье, тщательно  обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни  семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала.

Перед родителями, которые предъявляют  к ребенку завышенные требования, социальный педагог должен постараться  раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. При работе с семьями малолетних детей специалист может порекомендовать понаблюдать за ребенком и постараться понять, почему он плачет: может быть он голоден или у него что-то болит, или ребенку хочется внимания. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.9

2.2. Диагностический уровень.

Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога:

Информация о работе Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями