Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверж дающий).

НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой  из стороны в сторону (от рицающий).

ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ла донью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в  сторону.

ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого  «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята  вверх, маховые дви жения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус на клонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится  в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.

БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.

НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да  что же это такое!».

НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ла дони раскрыты.

Жестом можно также  передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет  по разме ру и форме.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ «Веселый пятачок»:

  1. на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
  2. вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
  3. пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;

Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы  губ, фыркнув, как лошадка.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Дети часто говорят  сквозь зубы, челюсть зажата, рот  е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы  шеи и челюсти.

1. Наклонить голову то  к правому, то к левому плечу,  затем катать ее по спине  и груди;

2. Удивленный бегемот:  отбросить резко вниз нижнюю  челюсть, рот при этом открывается  широко и свободно.

3. Зевающая пантера: нажать  двумя руками на обе щеки  средней части и произносить  «вау, вау, вау...», подражая голосу  пантеры, резко опуская нижнюю  челюсть широко открыв рот,  затем зевнуть и потянуться.

4. Горячая картошка: положить  в рот воображаемую горячую  картофелину и сделать закрытый  зевок (губы сомкнуть, мягкое небо  поднято, гортань опущена).

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше  вперед, медленно двигается вправо  — влево.

2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.

3. Колокольчик. Рот приоткрыт,  губы округлены, язык бьется  о края губ, как язычок звонкого  колокольчика.

4. Уколы. Острым кончиком  зыка касаться попеременно внутренней  стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше  и пытаться достать им до  носа и подбородка.

УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает  спокойную, плавно звучащую речь. 
Свистит ветер        —  ССССССС... 
Шумят деревья     —  ШШШШШ... 
Летит пчела        —  ЖЖЖЖЖЖ... 
Комар звенит         —  3333333333...

2-й вид обслуживает  волевую, но сдержанную речь.

Работает насос       —  ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель         —  ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель       —  33333! 33333! 33333!

3-й вид обслуживает  эмоциональную речь в быстром  темпе. 
Кошка сердится    —  Ф! Ф! Ф! Ф1 
Пилит пила        —  С! С! С! С! 
Заводится мотор   —  Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать  подобные упражнения и со единять все три вида выдыхания в одном упражнении.

На пример: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ  ЗВУЧАНИЯ

С МЯГКОЙ АТАКОЙ

БОЛЬНОЙ ЗУБ

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень  бо лит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слег ка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тяну щийся.

КАПРИЗУЛЯ

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять  его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая  тон, на котором ровно и свободно зву чит голос.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очере ди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ход. Дети воображают, что  они укачивают игрушку, и напева ют колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную  фразу колыбельной на гласные  звуки «а», «о», «у». 

            ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

ДРЕССИРОВАННЫЕ СОБАЧКИ

Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик, который предла гает остальным детям — цирковым собачкам решать прос тейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо от вета «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.

ПТИЧИЙ ДВОР

Ход. Дети воображают, что  попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить  всех его обитателей. Дети коллективно  или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появи лась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят.

ЭХО (по Н.Пикулевой)

Ведущий                                      Дети

Собирайся, детвора!                 Ра! Ра!

Начинается игра!                      Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!              Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!            Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?         Час! Час!

Сколько будет через час?         Час! Час!

И неправда: будет два!              Два! Два!

Дремлет ваша голова!               Ва! Ва!

Как поет в селе петух?             Ух! Ух!

Да не филин, а петух?              Ух! Ух!

Вы уверены, что так?               Так! Так!

А на самом деле как?               Как! Как!

Если кто-то закукарекал,  отдает фант, и игра начинается сначала.

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА  ГОЛОСА

ЧУДО-ЛЕСЕНКА

Ход игры. Каждую последующую  фразу дети произносят, по вышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи... А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

САМОЛЕТ

Ход игры. В правой руке дети держат воображаемый игру шечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровож даются тянущимся звуком АААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ» ИЛИ  «ЗАБАВНЫЕ СТИХИ»

(РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОГО  ТВОРЧЕСТВА С ДЕТЬМИ)

Цель. Тренировать четкое произношение согласных на кон це слова, учить детей подбирать рифму к словам.

Летний день 

Ут-ут-ут-ут      — на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют   — птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят      — злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит     — заяц под кустом сидит.

В лесу 

Ёт-ёт-ёт-ёт-      — соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут      — у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат      — под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит     — дятел на сосне стучит.

В зоопарке

Ит-ит-ит-ит             — полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт              — медленно змея ползет,

От-от-от-от             — пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут             — быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят             — обезьянки там шаля

ВОЛШЕБНАЯ КОРЗИНКА

Цель. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

Ход игры. Дети сидят в  кругу; педагог, держа в руках  кор зинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т.д. Дети могут самостоятель но придумать, где искать слова для волшебной корзинки. В под готовительной группе задания усложняются: например, сло жить слова, имеющие отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афи ша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п.) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения».

ВКУСНЫЕ СЛОВА

Цель. Расширять словарный  запас, воспитывать умение веж ливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

Ход игры. Дети сидят в  кругу, педагог протягивает первому  ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, назы вая его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и « съедает ». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель. Учить детей составлять предложение, развивать вооб ражение, навыки совместной деятельности.

Ход игры. Дети распределяются на несколько команд, получают по 2—3 карточки с изображением различных  предметов, специально подобранных  из настольных игр типа «лото». Че рез некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

СОЧИНИ СКАЗКУ

Цель. Развивать воображение, фантазию, образное мыш ление.                                                        

Ход игры. Педагог произносит первое предложение, напри мер, «Жил-был  маленький кузнечик...», дети по очереди  про должают сказку, добавляя свое предложение.

ВОПРОС — ОТВЕТ

Цель. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая парт нера, развивать быструю реакцию.

Ход игры. Ведущий (сначала  взрослый, потом ребенок) про износит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив зада ние, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.

ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ

Цель. Строить диалог между  двумя героями известных ска зок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в кото рой им пришлось встретиться.

Ход игры. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать  и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Ку рочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Крас ной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать из вестных героев.

РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ  ГЕРОЯ, или «МОЯ СКАЗКА»

Цель. Развивать воображение  и фантазию, пополнять сло варный запас, развивать образное мышление.

Ход игры. Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной  сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

ПОХОЖИЙ ХВОСТИК

Цель. Учить детей подбирать  рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Ход игры. Дети распределяются на группы (2—3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с по мощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», под бираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Пет рушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка...

ФАНТАЗИИ О...

Цель. Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать  способность представлять себя другим сущест вом или предметом.

Ход игры. Ребенок, превращаясь  во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, что волну ет, где и как она живет, и т.п.

Варианты: «Я — утюг», «Я — чашка», «Я — кукла», «Я — кошка, пчела, мячик» — и т.п.

РУЧНОЙ МЯЧ

Цель. Пополнить словарный  запас, развивать быстроту ре акции.

Ход игры. Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать свое сло во:

а) противоположное по значению (день — ночь, горячий — холодный);

б) определение к данному  слову (елка — колючая, волк — зубастый);

в) действие (дерево — растет, мальчик — бежит).

СКОРОГОВОРКИ

Игры со скороговорками могут  быть предложены в разных вариантах:

1) «испорченный телефон» — играют две команды. Капи тан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та коман да, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговор ку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

2) «ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, пой мать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

3) вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скорого ворку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

4) «змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя по следними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлоп нулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сде лает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

5) «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

6) «главное слово» — дети произносят скороговорку по оче реди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различ ных позах, с мячом или со скакалкой.

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника