Профессионализм
Первый
этап - диагностический
На основе Государственного
образовательного стандарта мной определена
цель обучения создать условия для развития
творческих способностей у детей раннего
возраста при использовании нетрадиционных
техник, приёмов и материалов в изобразительной
деятельности.
В своём исследовании предполагаю
следующие результаты: освоение детьми
общеобразовательной программы
в изобразительной деятельности
(побуждать детей рассуждать, развивать
их воображение на основе полученных
знаний, развитие мелкой моторики рук,
доставить детям чувство радости),
участие в показательных занятиях
для педагогов, в конкурсах на
лучшее оформление и наполнение уголков
по нетрадиционному рисованию, экспериментирование,
разработку конспектов, перспективных
планов и подборку способов нетрадиционного
рисования.
Для реализации поставленной
цели отобрала и использую различные
формы организации деятельности:
индивидуальные, групповые, нетрадиционные,
традиционные, экскурсии, прогулки. Опыты,
эксперимент, консультации для родителей
и педагогов.
Для развития творческих способностей
ребёнка дошкольника при помощи
нетрадиционных техник и материалов,
мной и родителями был оборудован
уголок по нетрадиционному рисованию,
который постоянно пополняется
всё новым материалом и оборудованием.
Мной определён понятийный
аппарат для проведения педагогического
исследования по теме: развитие творческих
способностей у детей младшего дошкольного
возраста при использовании нетрадиционных
техник рисования.
Цель
исследования: на основе имеющихся методических
подходах опытным путём организовать
нетрадиционную изобразительную деятельность
для развития творческих способностей
у детей младшего дошкольного возраста
при использовании нетрадиционных техник
и материалов рисования.
Поставленная
цель привела к решению следующих задач:
- Раскрыть значение нетрадиционной техники изображения в процессе создания детских рисунков.
- Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
- Изучить содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Объект исследования: дети
младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: обучение
нетрадиционными методами изобразительного
искусства.
Гипотеза исследования: применение
нетрадиционных техник в процессе обучения
рисованию способствует развитию творческих
способностей у детей младшего дошкольного
возраста, и воспитание у них способности
эстетически воспринимать окружающий
мир и передавать его в рисунках
ЕСЛИ:
- в МДОАУ разработана система занятий с использованием нетрадиционных технологий рисования;
- дети являются активными участниками;
- нетрадиционные технологии рисования являются частью целостного педагогического процесса;
- в МДОАУ существует взаимодействие педагогов работающих в группе и родителей;
- изучена сущность нетрадиционных технологий рисования;
- достаточно разнообразного материала;
- творчество педагога.
На основе наблюдений за деятельностью
детей, диагностики, выяснилось,
что в начале исследования
лишь 3% детей увлечены нетрадиционными
способами рисования, остальные
дети очень скованны, бояться
испачкаться в краске, и не
имеют представление что делать с тем
или иным материалом в силу своего возраста.
Второй этап - подготовительный
Изучив исследования
зарубежных и отечественных педагогов-психологов
(Я.А.Каменский,и.г.Песталоцци,Ф.Фребель,
М.Мантессори, Н.П.Сакулина, В.Г.Злотников)
результаты показывают, что возможности
развития творческого воображения у детей
дошкольного возраста в изобразительной
деятельности значительно выше, чем это
предполагалось раньше.
В наши дни
в мире накоплен большой опыт
включения изобразительной деятельности
в процесс воспитания детей.
О том, что детям необходимо
предоставить возможность творить
писали ещё философы Древней
Греции.
Разумеется, в
своей повседневной деятельности
педагоги должны учитывать весь
положительный опыт. Наработанный
мировой педагогикой. В понимании
детского творчества и подходе
к развитию способностей можно
выделить два противоположных
направления. Сторонники первого
считают источниками творчества
внутренние импульсы, стремление
ребёнка выразить свои мысли
и настроение. Отсюда вытекает
требование не вмешиваться в
этот процесс, не мешать самовыражению.
Не учить способам изображения.
Потому что ребёнок якобы найдёт
их сам. Другое направление
исходит из понимания потребности
человека в изобразительной деятельности
как способе отражения впечатлений,
полученных от окружающей жизни,
и выражения своего отношения
к ним. Для того чтобы ребёнок
мог создать адекватное изображение
предмета, необходимо ему помочь овладеть
способами изображения.
Ряд американских
педагогов и исследователей предпринимают
попытки активнее влиять на
развитие детского творчества
путём обучения детей изобразительной
деятельности. Так, Б.Джефферсон
в работе «Обучение детей искусству»
(1963г) выделяют методы обучения,
обеспечивающие достижения успехов
в развитии детского творчества:
мотивирование, наставничество. Оценку,
выставки. Эти методы характеризуются
ею как прогрессивные.
- Метод мотивирования позволяет вызвать интерес детей к изобразительной деятельности.
- Наставничество помогает ребёнку определить проблемы (тему) своего изображения и проанализировать возможные её решения стимулирует развитие творческой деятельности в соответствии со способностями.
- Оценка ребёнка своих рисунков. По мнению Б.Джефферсон. многому может научить детей.
Вместе с
тем, как считает автор, важна
и оценка работы ребёнка педагогом,
взрослым вообще. Это воодушевляет
малыша. Стимулирует развитие его
способностей, индивидуальности; способствует
созданию дополнительного положительного
мотива деятельности.
Рассмотрим
опыт других стран. Особый интерес
представляет система эстетического
воспитания детей в Японии. В
Японской педагогике большое
внимание уделяется развитию
эстетического восприятия на
основе формирования перцептивных
действий. Детей учат целенаправленному
наблюдению, умению внимательно
всматриваться. Вслушиваться в
окружающее: сосредотачивать взгляд
на мельчайших. Но характерных деталях.
Явлениях. Эти занятия широко известны
как «уроки созерцания».
Основное своеобразие
детского рисования, отмеченное
впервые К.Риччи и ставшее в
центре внимания исследователей
в последующие годы, заключается
в том. Что дети рисуют не
с натуры, а по представлению.
Мысль о
том. Что развития детского
рисунка соответствует развитию
мышления и речи, характерна и для
работы известного немецкого психолога
К.Бюллера. Бюллер считает, что изучение
детского рисования может пролить свет
на проблему происхождения языка и теорию
речи. Речь развивается у ребёнка раньше
и интенсивнее. Чем рисование. И оказывает
влияние на последнее.
Очень высоко
оценивается за рубежом и система
занятий, разработанная М.Монтессори.
Внимание Монтессори также в
первую очередь направлено на
развитие у детей сенсорных
процессов путём тренировки различного
рода ощущений в изолированном
виде. Она разработала стройную
систему сенсорно-действенной тренировки.
Рисование она рассматривала
как упражнение руки в начертании
линий и геометрических фигур.
А.А. Волкова писала:
«Воспитание творчества – разностороннее
и сложное воздействие на ребёнка.
Мы видели, что в творческой деятельности
взрослых принимают участие ум (знание.
Мышление, воображение); характер (смелость.
Настойчивость); чувство (любовь к красоте,
увлечение образом, мыслью). Эти же стороны
личности мы должны воспитывать и у ребёнка,
для того чтобы успешнее развивать в нём
творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными
представлениями, некоторыми знаниями
– значит дать обильную пищу для творчества
детей. Научить их внимательно присматриваться,
быть наблюдательными – значит сделать
их представления ясными, более полными.
Ребёнок –
своеобразный исследователь. Он
ставит вопросы, выдвигает гипотезы
и проверяет их. Отсюда удивительные
«открытия» малышей в области
языка, зафиксированные К.И Чуковским.
Оказывается, ворон – это воронин
муж, а ножницы. Непонятно. Почему
так назвали, гораздо правильнее
назвать «режницы». Способность
художника отстраниться от привычного
восприятия обыденных вещей, подмечать
необычное в обычном характерна для детей.
Детское восприятие отличается свежестью
именно потому, что опыт мал, а интерес
к миру велик.
При всём
этом свобода детского воображения
не беспредельна. А.В.Запорожец отмечал
реализм детского воображения.
Очевидно, это объясняется изначально
взаимосвязанным развитием воображения,
восприятия, сознания. Отмеченного В.В.Давыдовым.
Именно поэтому ребёнок, участвуя в сочинении
сказки. Согласился. Чтобы чернильница
сторожила дом. Но не захотел. Чтобы она
при этом лаяла, а предложил. Чтобы она
лучше фыркала чернилами.
Развитию творческих
способностей, активности, воображения
способствуют6 разнообразие предоставляемых
детям изобразительных материалов, отход
от традиционного и привычного, поиск
новых решений.
Одним из
существенных недостатков организации
учебных занятий по изобразительной
деятельности следует считать
ограниченное количество материалов,
предлагаемых детям для рисования,
аппликации и лепки; небольшое
число используемых детьми способов
изображения. Некоторые считают,
что детям не стоит показывать
разнообразную технику изображения.
Что это. Засушивает детское
творчество. Однако такое мнение
ошибочно. Дети любят новизну.
Им интересны разные приёмы
рисования, и далеко не все
могут самостоятельно выделить
и воспроизвести определённые
способы изображения.
Заняться проблемой детского
творчества меня подтолкнули наблюдения
за работой детей с изобразительными материалами.
Наблюдая за детьми, я заметила, что результат
в приобретении детьми знаний и умений,
навыков в рисовании неплохой — они работают
разными материалами, осваивают различные
приемы и способы рисования. Но главное,
в работах детей — не было фантазии и творчества.
Применяя диагностику, позволяющую определить
уровень творческого воображения и световосприятия
детей, выявить уровень технических навыков
и умений и строить в дальнейшем правильное
взаимодействие с ребенком. Я пришла к
выводу, что необходим научный подход
для исследования творческих способностей
детей. Что поможет в дальнейшем выбирать
технику рисования для детей разного возраста,
тематику, в зависимости от возраста и
индивидуальных возможностей ребенка.
Развитие дошкольников должно подходить
через научный подход к исследованию детского
возраста.
Над данной
темой работаю с 2007 года, с детьми
раннего возраста. Анализ образовательных
программ позволил выяснить тот
факт, что в них недостаточно
раскрыто содержание знаний, умений,
навыков. Способов познания и
опыта творческой деятельности
детей в нетрадиционном рисовании.
Наряду с
общеобразовательными задачами
сформулированы задачи по моей
методической теме:
- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного;
- Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение. Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен;
- Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа;
- Развивать воображение, творческие способности;
- Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства.
По реализации
поставленных задач использовала
элементы технологии А.В.Никитиной
«Нетрадиционные техники рисования
в детском саду», Д.И.Воробьёвой
«Гармония развития».
Была составлена
следующая программа по реализации
поставленных задач:
- Изучение литературы;
- Обновления и добавление материалов в уголок ИЗО;
- Составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий;
- Определение тем консультаций для родителей;
- Тестирование, диагностирование участников нетрадиционной изобразительной деятельности;
- Провдение игровых занятий с использованием нетрадиционных техник изображения.