Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа
Целями данной работы являются следующие:
Изучение теоретического материала по теме.
Раскрыть значение фольклора в системе национального воспитания.
Определение системы работы над развитием читательских умений.
Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Предложить некоторый ряд методик работы с фольклором и фольклорными жанрами.
Введение.
Основная часть
Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
Термин «фольклор», жанры фольклора.
1.2 Уровни литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.
1.3 Система читательских умений.
Глава 2. Методические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
2.1 Практика использования фольклора и фольклорных жанров на уроках литературного чтения.
2.2 Методика работы над фольклорными жанрами.
Заключение.
Выводы.
Список используемой литературы.
В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол. Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).
Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.
Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.
произведения детьми младшего школьного возраста.
Литературное развитие трактуется
в методике как возрастной и одновременно
учебный процесс «развития
Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.
Уровень восприятия ребёнком
литературного произведения устанавливается
на основе анализа результатов
Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия:
Фрагментарный уровень. У детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
Констатирующий уровень. Читатели отличается точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но выразить ощущения им трудно. Воображение развито слабо. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская идея остаётся не освоенной.
Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причём читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. При специальных вопросах учителя могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
Уровень «идеи». Читатели способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Дети любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт. Читатели часто обращают внимание на название произведения. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки могут быть детскими, но важно само стремление ученика соотносить размышления, вызванные текстом, определять проблему, стоящую в произведении.
Итак, детям младшего возраста
свойственны четыре уровня восприятия
художественного произведения: фрагментарный,
констатирующий, уровень «героя»
и уровень «идеи». По уровню восприятия
можно судить о литературном развитии
ученика. Фрагментарный уровень
восприятия нормален для трех –
пятилетних детей, но для учащихся начальной
школы нахождение на этом уровне –
показатель отставания в литературном
развитии. К тому моменту, когда дети
сталкиваются с чтением как с
учебным предметом, большинство
из них находится на констатирующем
уровне и лишь немного учеников в
классе способны воспринять прочитанное
на уровне «героя», что свидетельствует
о высоком уровне их литературного
развития. К концу обучения в начальной
школе восприятие на уровне «героя»
доступно всем учащимся, а констатирующий
уровень в это время –
1.3 Система читательских умений.
Современное литературоведение
рассматривает художественное произведение
как сложное системное
Рассмотрим частные
1. Умение воспринимать
изобразительно –
Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста.
Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.
3. Умение устанавливать
причинно – следственные связи,
Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования». Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.
5. Умение видеть
авторскую позицию во всех
элементах художественного
Данное умение можно рассматривать
как составную часть каждого
из перечисленных выше умений, но в
учебных целях его полезно
выделить. Это позволит направить
внимание читателя на постижение авторской
позиции в самой ткани
6. Умение осваивать
художественную идею
Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
В реальном процессе восприятия
все читательские умения взаимно
обогащают друг друга. В основе полноценного
восприятия лежит умение воспринимать
изобразительно – выразительные
средства языка. Только постигнув их
образную окраску и осознав их
роль в произведении, можно воссоздать
в воображении описанные
Таким образом, каждое читательское
умение не формируется по отдельности,
все умения, образующие систему, формируются
одновременно при обращении к
каждому новому произведению, поскольку
более высокий уровень
Глава 2. Методические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
2.1. Практика использования фольклора и фольклорных жанров на уроках литературного чтения.
Фольклор способствует творческому развитию детей в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.
Рассмотрим практическое применение и потенциал пословиц в национальном воспитании.
Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детейиявлялось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Именно поэтому пословиц, восхваляющих труд и высмеивающих лень великое множество у народов всего мира.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (рус.).
За один день угощения надо сорок дней благодарить (каз.).
Маленькое дело лучше большого безделья (русская пословица)
Из одного зерна проса каши не сваришь (каз.).
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться (русская пословица)
Что положишь себе в котел, то будет и на ложке. (каз.)
Любовь к родине, своей родной земле – важнейшая тематика в воспитании патриотизма.
В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть (каз.).
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Родина – мать, умей за нее постоять.
У чужой еды и вкус чужой.
Каждый кулик свое болото хвалит.
Где выросла сосна, там она и красна.
Лебедю степь ни к чему, дрофе – озеро.
В своем болоте и лягушка поет.
Дома и стены помогают.
На своей улице и собака – тигр.
Свая хатка, як родная матка.
Особое место в системе афоризмов занимают пословицы, поучающие уважению старших.
Если уважаешь отца, люби и сына; если уважаешь хозяина, корми и его собаку (каз.).
Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Информация о работе Роль фольклора в литературном развитии младших школьников