Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа
Целями данной работы являются следующие:
Изучение теоретического материала по теме.
Раскрыть значение фольклора в системе национального воспитания.
Определение системы работы над развитием читательских умений.
Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Предложить некоторый ряд методик работы с фольклором и фольклорными жанрами.
Введение.
Основная часть
Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
Термин «фольклор», жанры фольклора.
1.2 Уровни литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.
1.3 Система читательских умений.
Глава 2. Методические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
2.1 Практика использования фольклора и фольклорных жанров на уроках литературного чтения.
2.2 Методика работы над фольклорными жанрами.
Заключение.
Выводы.
Список используемой литературы.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Выводы.
1. «Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя».
2. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием. Выше сказанное отражено в данной курсовой работе.
3. В курсовой работе
представлены упражнения, методы
и средства для изучения
роль фольклора в литературном развитии младших школьников.
Список литературы
1. Актуальные проблемы
методики обучения чтению в
начальных классах. Под
2. Литература в школе. – 1976, №3. – с. 29-42, ст. Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы.
3. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976. – 246 с.
4. Оморокова М.И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
5. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
6. Литературная энциклопедия. М.А. Загадки. М., 1964, т. 2, с. 970.
7. Начальная школа №4 1997. №11 1995. №7 2001.
8. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С. 7–8.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАЗСТАН
АКТЮБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Развитие речи младших школьников на материале уроков литературного чтения.
Курсовая работа
Выполнила: студентка III курса Ташбулатова Л. М.
Научный руководитель: Шункеева О.А.
Актобе
2011г.
Информация о работе Роль фольклора в литературном развитии младших школьников