Роль фольклора в литературном развитии младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной работы являются следующие:
Изучение теоретического материала по теме.
Раскрыть значение фольклора в системе национального воспитания.
Определение системы работы над развитием читательских умений.
Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Предложить некоторый ряд методик работы с фольклором и фольклорными жанрами.

Оглавление

Введение.

Основная часть

Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
Термин «фольклор», жанры фольклора.
1.2 Уровни литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.
1.3 Система читательских умений.

Глава 2. Методические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
2.1 Практика использования фольклора и фольклорных жанров на уроках литературного чтения.
2.2 Методика работы над фольклорными жанрами.

Заключение.

Выводы.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 69.49 Кб (Скачать)

Отражая живописные пейзажи  родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств.

Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит (снег)

Загадки помогают детям познавать  окружающий мир, знакомят их с миром  вещей.

Вот примеры загадок о  предметах домашнего обихода.

Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда встать, когда работу начинать (часы)

Загадки обращают на повадки  животных, в загадках об овощах и  фруктах, растениях и ягодах указывается  особое внимание на особенности внешнего вида.

Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет (кошка)

Круглое, румяное с дерева достану я (яблоко)

Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – все руки обдерешь (крыжовник)

Ценность загадки в  том, что она в высокопоэтичной форме отражает хозяйственную и трудовую деятельность человека, его быт, опыт, флору, фауну, мир в целом и до сегодняшних дней имеет огромное художественное значение в воспитании детей.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Великий русский педагог  К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Сказки в зависимости  от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает  вопрос: «А как бывает в жизни?»  Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет  познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Например, сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.

Вот другой пример. В сказке «Скупому – копейка» рассказывается о том, как умный портной договорился  с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе одну копейку. Когда старуха клала  масло, портной ее приободрял: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую «звездочку» копейку заплачу». Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным. В этом основная идея сказки. Но и познавательный ее смысл велик. Почему, – спросит ребенок, – у старухи получилась одна большая «звездочка»?

В сказках идея единства обучения и воспитания в народной педагогике осуществлена в максимальной мере.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и

видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались  песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни  каждого песенного жанра.

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и  песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

В младенчестве матери и  бабушки убаюкивают детей ласковыми  колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где  были? – У бабушки…».

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:

«Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой.»

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

«Потягунючки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.»

Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

– Весна красна! На чём пришла?

– На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки – словесные  обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба!

Укатись вся.

Особое место в песенном фольклоре занимает колыбельная  песня.

Основное содержание колыбельных  песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Лисицы спят

Все по кусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости  и печали. В колыбельной песне  мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую  разрядку.

Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она  нераздельно соединена с практикой  воспитания детей именно в том  самом нежном возрасте, когда ребенок  – еще беспомощное существо, требующее  постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

В народных песнях радость  и горе, любовь и ненависть, веселье и грусть. В песнях выявляются лучшие черты национального характера белорусов: смелость, отвага, правдивость, гуманизм, чуткость, трудолюбие.

 

2.2 Методика работы над  фольклорными жанрами

 
       Приобщая детей к русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине, к её бессмертному поэту народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.  

    Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальных классов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения.  

Основная работа с пословицами  – это раскрытие их смысла, прямого  и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «труд кормит а, лень портит». Ребята говорят: «тот, кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека». Раскрываем смысл пословицы  «снегу надует – хлеба прибудет». Дети отвечают: «большой урожай будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».

Приведём некоторые виды работ  с пословицами.

1. Распределить пословицы по  темам, перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? (вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать, отца. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему, подвожу итог). 

2. Ученик из первого ряда читает  начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Проводятся викторины о пословицах.  

1)  Определим пословицу по  началу:          

Кончил дело -…        

Поспешить -…

2)   Определим пословицу по двум словам:       

Язык - дело       

Труд - лень

3)  Игра «семь и один».   

назови пословицы, чтобы в них  были числа  7 и 1       

Семеро одного не ждут.       

Семь раз отмерь, один раз отрежь.        

Семь бед – один ответ.       

Семеро с ложкой, один с сошкой.    

Практически работу с пословицами проводятся по всем предметам. Дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки».      

«Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель рассказывает эту сказку, потом задаёт вопросы:   

-Понравилась ли вам сказка? Что  запомнилось? В чём основной  смысл сказки? (Ответы детей).  

Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу: 

-Какой в сказке изображена  лиса? А какими они показаны в других сказках? (Дети отвечают, что лиса хитрая, умная, а волк злой и глупый).  

Важный этап при работе со сказками – это подготовка к пересказу, близкому к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Поэтому ученикам учитель начальных  классов предлагает задания, которые  раскрывают особенности языка сказки.

При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость».   

Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвящённых  устному народному творчеству, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков учитель может разучить с ними народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник», и другие. А как же здесь обойтись без считалки?  

Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. «Считалка  является как бы подготовкой к  большой коллективной игре. Но и  сама она становится игрой, соревнованием.          

На золотом крыльце сидели         

Царь, царевич,         

Король, королевич,         

Сапожник, портной,         

Скажите, пожалуйста:         

Кто вы такой?         

Говори поскорей,         

Не задерживай добрых          

И частных людей!  

Последний, на кого пришёлся счёт, должен ответить, например: «портной!» или  «царь!» – и считалка снова  произносится, но не до конца, а только до этого слова. Ответить нужно сразу («Говори поскорей!»). Каждый, конечно, старается сообразить, сосчитать, какое слово надо сказать, чтобы самому выйти».  

Знакомясь с произведениями устного  народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали  от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие  книжки-самоделки, посвящённые определённому  жанру устного - народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество народа» можно провести обобщающие уроки уроки-праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования.

 

 

Заключение

 

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов  очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми  требованиями к качествам формируемой  личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для  всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал  народных средств и факторов воспитания без изменений и критической  оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся  с нашими представлениями о гуманизме  и общечеловеческих ценностях.

Напрасно думать, что устное народное творчество было лишь плодом народного досуга. Оно была достоинством и умом народа. Оно становило и  укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло  глубоким содержанием всю его  размеренную жизнь, текущую по обычаям  и обрядам, связанным с его  трудом, природой и почитанием отцов  и дедов.

Информация о работе Роль фольклора в литературном развитии младших школьников