Роль фольклора в литературном развитии младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной работы являются следующие:
Изучение теоретического материала по теме.
Раскрыть значение фольклора в системе национального воспитания.
Определение системы работы над развитием читательских умений.
Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Предложить некоторый ряд методик работы с фольклором и фольклорными жанрами.

Оглавление

Введение.

Основная часть

Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
Термин «фольклор», жанры фольклора.
1.2 Уровни литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.
1.3 Система читательских умений.

Глава 2. Методические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
2.1 Практика использования фольклора и фольклорных жанров на уроках литературного чтения.
2.2 Методика работы над фольклорными жанрами.

Заключение.

Выводы.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 69.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль фольклора  в литературном развитии младших  школьников.

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение.

 

Основная часть

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.

    1. Термин «фольклор», жанры фольклора.

1.2 Уровни литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.

1.3 Система читательских  умений.

 

Глава 2. Методические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.

2.1 Практика использования  фольклора и фольклорных жанров  на уроках литературного чтения.

2.2 Методика работы над  фольклорными жанрами.

 

Заключение.

 

Выводы.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Фольклор - основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и  вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений  и идей, взглядов и мнений и убеждений, также навыков и приемов народов по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, связь и преемственность поколений.

Фольклор является бесценным  национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который  складывается коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Фольклор насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.

Толерантность, терпимость, доброжелательность, как традиционные добродетели, постепенно стали отличительными чертами народов Казахстана. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность.

Фольклор с воспитывающим  содержанием, бытовые традиции, праздники, русская и казахская классическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народов.

Таким образом, фольклор –  это главный источник знаний о  принципах воспитания, сложившихся  в культуре разных народов, его нравственных, религиозно - мифических основах. Образно – символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия.

Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно  одновременно.

Актуальность  данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как неисчерпаемому источнику  воспитания и развития человека, проявляется  в последние годы особенно активно  в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными  особенностями жанров фольклора, с  глубокой духовностью и мудростью  народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В начале нового столетия наблюдается  повышенный интерес к национальной культуре, этническим процессам, традиционному  художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического  и национального самосознания каждого  народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая  требует бережного отношения  к памятникам истории и культуры, традиционному народному художественному  творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного  и изобразительного искусства –  это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, методы наиболее полно восполняют всю картину  народной жизни, дают яркую картину  быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его  достоинства и особенности. С  точки зрения науки, фольклор – это  феномен, который заслуживает особого  изучения и внимательной оценки.

Объектом данной работы является вся работа над фольклором и фольклорными жанрами на уроках литературного чтения.

Предметом курсовой работы является уровень сформированности читательских умений у младших школьников посредством разнообразных упражнений, методов, приемов, а также уровень восприятия фольклора и уровень литературного развития младших школьников.

Гипотеза исследования: Если учитель систематически будет использовать на уроках чтения различные упражнения, методы и приемы, направленные на развитие читательских умений, то это будет способствовать:

    • Развитию мышления в целом читательских умений в частности;
    • Полноценному восприятию и осмыслению фольклора и фольклорных жанров;
    • Художественному, эстетическому развитию младших школьников;
    • Литературному развитию детей и формированию литературного мышления.

Целями данной работы являются следующие:

  1. Изучение теоретического материала по теме.
  2. Раскрыть значение фольклора в системе национального воспитания.
  3. Определение системы работы над развитием читательских умений.

Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи:

  1. Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
  2. Предложить некоторый ряд методик работы с фольклором и фольклорными жанрами.

Практическая  значимость данной работы видится в том, что она может быть использована учителями, заинтересованными литературным развитием учащихся. Материалы работы могут пополнить виды и приемы работы с фольклором и фольклорными жанрами, и использованы в каждом конкретном случае.

Методы, используемые при написании курсовой работы – описательный, сравнительный анализ, анализ литературных источников.

Теоретической базой исследовательской работы являются современные данные психологии, литературоведения и методики чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших  школьников при изучении фольклора.

 

    1. Термин «фольклор», жанры фольклора.

 

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала XX века термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной  культуры, то есть синоним понятия  «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс  явлений традиционной духовной  культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях,  движениях. Помимо собственно  художественного творчества охватывает  и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной  философией жизни;

3. фольклор как явления  художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера  словесного искусства, то есть  область устного народного творчества;

5. фольклор как явления  и факты вербальной духовной  культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается  то, которое связывает его в  основном с жанрами устного народного  творчества, то есть с вербальным, словесным  выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая  огромный вклад в развитие науке  о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически  с ним связанном.

Понятие «фольклор» еще означает и все сферы народного художественного  творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие  не применяется (народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство  и т.д.), поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры  профессионального искусства имеют  свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в  древности было тесно связано  с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также  зачатки научных знаний. Обрядовые  действия, посредством которых первобытный  человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с  различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано  с другими видами первобытного искусства  – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и  сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у  человечества накапливался все более  значительный жизненный опыт, который  необходимо было передать следующим  поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства  – важнейший шаг в предыстории  фольклора. Фольклор был словесным  искусством, органически присущим народному  быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов  бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление  сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом  обществе складывался героический  эпос. Возникали также легенды  и песни, отражающие религиозные  верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни  общества в русском фольклоре  возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий  у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и  с появлением письменности в течение  многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди  высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло  стать всенародным достоянием.

Жанры фольклора

Все фольклорные жанры  принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные.

Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число  которых входят загадки, пословицы  и поговорки.

Под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли  многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня  и потребуется завтра. Когда в  пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости  от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Информация о работе Роль фольклора в литературном развитии младших школьников