Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа
Целями данной работы являются следующие:
Изучение теоретического материала по теме.
Раскрыть значение фольклора в системе национального воспитания.
Определение системы работы над развитием читательских умений.
Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Предложить некоторый ряд методик работы с фольклором и фольклорными жанрами.
Введение.
Основная часть
Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
Термин «фольклор», жанры фольклора.
1.2 Уровни литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.
1.3 Система читательских умений.
Глава 2. Методические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
2.1 Практика использования фольклора и фольклорных жанров на уроках литературного чтения.
2.2 Методика работы над фольклорными жанрами.
Заключение.
Выводы.
Список используемой литературы.
Роль фольклора в литературном развитии младших школьников.
Курсовая работа
Оглавление.
Введение.
Основная часть
Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
1.2 Уровни литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.
1.3 Система читательских умений.
Глава 2. Методические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
2.1 Практика использования
фольклора и фольклорных
2.2 Методика работы над фольклорными жанрами.
Заключение.
Выводы.
Список используемой литературы.
Введение.
Фольклор - основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, также навыков и приемов народов по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, связь и преемственность поколений.
Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывается коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.
Фольклор насыщен
Толерантность, терпимость, доброжелательность, как традиционные добродетели, постепенно стали отличительными чертами народов Казахстана. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность.
Фольклор с воспитывающим
содержанием, бытовые традиции, праздники,
русская и казахская
Таким образом, фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственных, религиозно - мифических основах. Образно – символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия.
Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно одновременно.
Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.
Сохранение и развитие
национальной культуры, своих корней
– это важнейшая задача, которая
требует бережного отношения
к памятникам истории и культуры,
традиционному народному
Объектом данной работы является вся работа над фольклором и фольклорными жанрами на уроках литературного чтения.
Предметом курсовой работы является уровень сформированности читательских умений у младших школьников посредством разнообразных упражнений, методов, приемов, а также уровень восприятия фольклора и уровень литературного развития младших школьников.
Гипотеза исследования: Если учитель систематически будет использовать на уроках чтения различные упражнения, методы и приемы, направленные на развитие читательских умений, то это будет способствовать:
Целями данной работы являются следующие:
Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
Практическая значимость данной работы видится в том, что она может быть использована учителями, заинтересованными литературным развитием учащихся. Материалы работы могут пополнить виды и приемы работы с фольклором и фольклорными жанрами, и использованы в каждом конкретном случае.
Методы, используемые при написании курсовой работы – описательный, сравнительный анализ, анализ литературных источников.
Теоретической базой исследовательской работы являются современные данные психологии, литературоведения и методики чтения.
Глава 1. Психолого-педагогические основы литературного развития младших школьников при изучении фольклора.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала XX века термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.
Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.
По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:
1. фольклор как совокупность,
многообразие форм
2. фольклор как комплекс
явлений традиционной духовной
культуры, реализуемый в словах,
идеях, представлениях, звучаниях,
движениях. Помимо собственно
художественного творчества
3. фольклор как явления
художественного творчества
4. фольклор как сфера
словесного искусства, то есть
область устного народного
5. фольклор как явления
и факты вербальной духовной
культуры во всем их
Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.
Понятие «фольклор» еще означает
и все сферы народного
Древнейшие виды словесного
искусства возникли в процессе формирования
человеческой речи в эпоху верхнего
палеолита. Словесное творчество в
древности было тесно связано
с трудовой деятельностью человека
и отражало религиозные, мифические,
исторические представления, а также
зачатки научных знаний. Обрядовые
действия, посредством которых
По мере того, как у
человечества накапливался все более
значительный жизненный опыт, который
необходимо было передать следующим
поколениям, увеличивалась роль вербальной
информации. Выделение словесного творчества
в самостоятельный вид
В античном и средневековом обществе складывался героический эпос. Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.
На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием.
Жанры фольклора
Все фольклорные жанры принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные.
Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки.
Под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.
Информация о работе Роль фольклора в литературном развитии младших школьников