Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно - ориентированном обучении английскому языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Определить концептуальные основы коммуникативно-ориентированного процесса обучения английскому языку младших школьников в трудах исследователей и ведущих методистов.
Раскрыть сущность аудирования как вида речевой деятельности.
Изучить программы обучения английскому языку на начальном этапе с точки зрения задач в области аудирования и говорения.
Проанализировать приемы работы над аудированием при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку.
Разработать систему упражнений для развития навыков говорения на базе текстов для аудирования.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и выявить состоятельность гипотезы.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности………………………….6
1.2. Содержание обучения аудированию ………………………………......9
1.3. Материалы для обучения аудированию……………………………....12
1.4. Технология обучения аудированию…………………………………..14
1.4.1. Условия обучения аудированию………………………………....16
1.4.2. Средства обучения аудированию ………………………………..18
1.4.3. Приёмы обучения аудированию ……………………………….20
1.4.4. Упражнения для обучения аудированию ……………………...24
1.4.5. Виды заданий для аудирования в действующих УМК………....28
1.4.6. Обучение аудированию в играх…………………………………..32
ГЛАВА 2. Экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы…………………………...39
2.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………42
2.3. Формирующий этап эксперимента……………………………………52
2.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………...57
Заключение…..……………………………………………………………..68
Выводы и рекомендации …………………………………………………...69
Список литературы…………………………………………………….….70

Файлы: 1 файл

диплом финал.docx

— 242.71 Кб (Скачать)




Таблица №8. Количественный  анализ уровня навыков говорения и аудирования на английском языке у учащихся на контрольном этапе эксперимента

Уровень

Количество человек

Проценты

Персонально

высокий

6 человек

    37,5%

Николаев В., Николенко Е., Халупов В.,  Цуркану А., Чебан А., Чухненко  Д.

 

средний

 

8 человек

 

    50 %

Кара И., Кван Д., Лидле К.,  Паяг Е.,

Палка Н., , Савчук Я.,., Скляренко М., Сорочнан А.

низкий

2 человек

   12,5%

Радулов В., Сизов А.


 

Таблица №9. Столбовая диаграмма

 

 

 

 

Контрольная группа

Таблица №10. Качественный анализ уровня владения навыками аудирования и говорения на английском языке у учащихся на контрольном  этапе эксперимента

 

Объект контроля

      Навыки

   аудирования

            Навыки говорения 

   

 

 

 

 

 

 

И. Ф.

аудиро-вание текста с понима-нием основно-го содержа-ния

 

аудиро-вание с

полным понима-ниием

содержа-ния 

текста

 

навыки диалоги-ческой речи (ответы

на вопросы)

умение

давать 

оценоч-

ные

сужде-

ния

навыки

моноло-гической

речи

умение 

синтакси-

чески верно выстра-ивать

предложе-

ния

умение

логичес-

ки верно 

пере-

давать

инфор-мацию

всего    баллов

уровень

Бонарь С.

2

2

2

3

3

2

2

16

с

Виеру К.

2

3

2

2

3

1

3

16

с

Главатских В

3

3

3

2

2

1

3

17

с

Глодя А.

2

3

3

3

3

3

3

20

в

Громлюк А.

3

3

2

2

2

3

2

17

с

Гуцул В.

2

3

2

2

3

3

2

17

с

Димитриу Э.

2

3

2

2

3

2

2

16

с

Дулатова  А.

1

3

2

1

2

1

2

12

н

Звонкий С.

2

2

2

2

2

2

2

14

с

Кацур В.

2

2

3

2

3

1

2

15

с

Костецкий И.

3

3

3

2

2

2

3

18

в

Николаева А.

2

2

2

2

1

2

2

13

с

Ротарь Д.

1

3

1

2

1

1

1

12

н

Усатенко Н.

2

2

1

2

3

1

2

13

с




 

Таблица №11.  Количественный анализ уровня владения навыками аудирования и говорения на английском языке у учащихся на контрольном этапе эксперимента

 

Уровень

Количество человек

Проценты

Персонально

высокий

2 человека

    14,2 %

Глодя А., Костецкий И.

 

средний

 

10 человек

 

    71,5%

Бонарь С.,  Виеру К., Главатских И., Громлюк А., Гуцул В.,

Димитриу Э., Звонкий С., Кацур В., Николаева А., Усатенко Н.

 

низкий

 

2 человека

 

    14,2%

Ротарь Д., Дулатова А.


   

Таблица №12. Столбовая диаграмма

 

        Итоги  показали,  что  если  на  начало эксперимента в экспериментальной  группе  высоким уровнем навыка аудирования и говорения   обладал 1 учащийся, что составляло  6,2%,  то на контрольном этапе показатель увеличился до 37,5 %. Количество учащихся со средним уровнем умения говорить на английском языке понизилось с 81,2%  до 50 %, это изменение произошло  благодаря переходу  5 учащихся в группу с высоким уровнем рассматриваемого навыка. На низком уровне развития навыков говорения остались 2 учащихся – 12,5 %

     В контрольной группе  на начало эксперимента на высоком уровне развития коммуникативных навыков находился 1 человек, что  составляло 7,1%, это в два раза меньше, чем на конец эксперимента – 14,2 % , то есть на высокий уровень вышли 2 человека. На среднем уровне, как и в начале эксперимента, 71,5%  - 10 учащихся.  Изменения произошли на низком уровне благодаря переходу 1 учащегося на средний уровень, теперь  низким уровнем  навыка говорения обладают  2 человека, что составляет 14,2 %. 

     Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем отметить результативность разработанной нами методики, которая позволила учащимся с низким и средним уровнем развития коммуникативных навыков перейти на более высокую ступень. Наглядно увидеть сравнительную диагностику исследуемого объекта на начало и конец эксперимента можно в таблице №13.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №13. Сравнительная диаграмма уровня овладения навыками аудирования и говорения на английском языке на начало и конец эксперимента у учащихся экспериментальной группы

 

 

Таблица №14. Сравнительная диаграмма уровня овладения навыками аудирования и говорения на английском языке на начало и конец эксперимента у учащихся контрольной группы

  

 

     Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что систематическое использование аудирования как средства обучения английскому языку младших школьников будет способствовать формированию и развитию у них навыков общения на английском языке, подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Проведя данное исследование, мы проанализировали теоретические основы методов обучения аудированию на начальном этапе изучения иностранного языка в школе.  В данной работе мы рассмотрели аудирование как вид речевой деятельности, содержание и технологию обучения аудированию при коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку, цели, задачи, виды аудирования, функцию, которую оно выполняет в процессе  обучения  английскому языку. Мы убедились, что аудирование  составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

      В первой главе нами изучены приемы, виды заданий и упражнений, которые могут быть использованы для формирования коммуникативных навыков при обучении аудированию на начальном этапе. Мы познакомились с условиями, средствами, материалами для обучения аудированию и пришли к выводу, что в силах учителя с помощью аудиовизуальных средств и путем подбора интересного, разнообразного материала и упражнений сделать трудоемкий процесс обучения аудированию увлекательным, эмоционально-привлекательным, способным поддерживать высокий мотивационный уровень учащихся и формировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.   

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  и рекомендации

    Овладение аудированием дает возможность реализовать не только коммуникативную цель обучения иностранному языку, но и воспитательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Формирование умения понимать речь на слух оказывает  развивающее воздействие на ребенка, поскольку оно положительно сказывается на развитии памяти, и прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.

На основании  проведённых исследований мы разработали  следующие рекомендации:

  1. Любому виду аудирования должна предшествовать работа с лексикой и идиомами, то есть трудный языковой материал должен быть проработан заранее.
  2. Текст для аудирования должен соответствовать  возрастным  особенностям  и речевому опыту учащихся, иметь  ясное и простое  изложение.
  3. Для развития навыков говорения необходимо систематическое использование речевых упражнений после прослушанного текста.
  4. Каждое задание должно быть конкретным,  понятным,  доступным.
  5. Необходимо создавать на уроках  ситуации естественного речевого общения, которые стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями.

 

      Мы убедились, что исследовательская работа над данной темой обогатила нас знаниями в области методики обучения английскому языку. С помощью изученных приемов и технологий мы можем правильно формировать коммуникативные навыки у младших школьников.

Список  литературы:

  1. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А., Enjoy English, М., «Титул», 2004
  2. Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе, М, 1988 
  3. Бабинская П.К., Практический курс методики преподавания иностран-ного языка, Минск, «Тетра систем», 2005 
  4. Вайсбурд М.Л., Обучение учащихся средней школы пониманию инос-транной речи  на слух, М., «Просвещение», 1985
  5. Гальскова Э.И., Программа по иностранным языкам для общеобра-зовательных учебных заведений. Начальная школа, М., «Дрофа», 2000
  6. Жинкин  Н. И., Речь как проводник информации, М., «Наука» 1982
  7. Зимняя В.Н., Педагогическая психология, М., «Просвещение», 1986
  8. Леонтьева М.Р., Об обучении иностранному языку в общеобразователь-ных учреждениях, «Просвещение», 2005
  9. Никитенко З.Н., Программы  общеобразовательных учреждений. Англий-ский язык,  2-4 класс,   Тирасполь, «ПГИРО», 2005
  10. Пассов Е.И., Коммуникативный метод обучения иностранному гово-рению, М., «Просвещение», 1985
  11. Рогова Г. В., Верещагина И. Н., Методика обучения английскому языку на начальном этапе, М., «Просвещение», 2002
  12. http//festival.1september.ru/

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно - ориентированном обучении английскому языку младших школьников