Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:17, дипломная работа
Задачи исследования:
Определить концептуальные основы коммуникативно-ориентированного процесса обучения английскому языку младших школьников в трудах исследователей и ведущих методистов.
Раскрыть сущность аудирования как вида речевой деятельности.
Изучить программы обучения английскому языку на начальном этапе с точки зрения задач в области аудирования и говорения.
Проанализировать приемы работы над аудированием при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку.
Разработать систему упражнений для развития навыков говорения на базе текстов для аудирования.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и выявить состоятельность гипотезы.
Введение………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности………………………….6
1.2. Содержание обучения аудированию ………………………………......9
1.3. Материалы для обучения аудированию……………………………....12
1.4. Технология обучения аудированию…………………………………..14
1.4.1. Условия обучения аудированию………………………………....16
1.4.2. Средства обучения аудированию ………………………………..18
1.4.3. Приёмы обучения аудированию ……………………………….20
1.4.4. Упражнения для обучения аудированию ……………………...24
1.4.5. Виды заданий для аудирования в действующих УМК………....28
1.4.6. Обучение аудированию в играх…………………………………..32
ГЛАВА 2. Экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы…………………………...39
2.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………42
2.3. Формирующий этап эксперимента……………………………………52
2.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………...57
Заключение…..……………………………………………………………..68
Выводы и рекомендации …………………………………………………...69
Список литературы…………………………………………………….….70
1.4.2. Средства обучения аудированию
Магнитофонная учебная запись в настоящее время является самым распространенным средством слуховой наглядности. Однако, не следует забывать об определенной ограниченности аудиозаписи, а именно – отсутствии внешней стороны естественной речи: мимики, жестов, движений.
Более широкие возможности предоставляют аудиовизуальные средства: кино, учебное телевидение, видеозаписи, которые имеют большие преимущества по сравнению с фонозаписями, где отсутствие зрительной наглядности мешают восприятию иноязычной речи.
Видеофильмы,
кинофрагменты используются в целях интенсификации
учебного процесса и придания ему максимальной
коммуникативной направленности. Они
создают дополнительную языковую среду
и воспроизводят речевую ситуацию звуковыми
и зрительными средствами. За короткий
промежуток времени, отведенный на просмотр
видеосюжета или видеофрагмента, учащийся
получает большой объем информации сразу
по двум каналам: зрительному и слуховому.
Зрительный ряд помогает лучше запомнить
языковые структуры, расширить словарный
запас и стимулирует развитие речевых
навыков и навыков аудирования.
На начальном этапе обучения кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказать фрагмент или рассказать о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что имитирует общение и развивает речевые умения. Можно предложить учащимся следующие задания:
- выделить название текста (рассказа) и лицо, от имени которого ведется повествование;
- указать действующих лиц и события;
- дать характеристику персонажей;
- определить и описать место и время событий;
- ответить на вопросы по содержанию;
- назвать запомнившиеся слова и выражения;
- воспроизвести диалог между участниками.
- выразить собственное отношение к прослушанному.
1.4.3. Приёмы обучения аудированию
Вопросы обучения аудированию являются наименее разработанным разделом методики обучения иностранному языку. По-прежнему для учащихся представляет трудность восприятия иностранной речи на слух, несмотря на то, что большинство слов, которые они слышат, им знакомо из чтения. Существуют разнообразные приемы, направленные на формирование аудитивных навыков.
Учитывая особенности оперативной памяти школьников, используются упражнения в развитии умений выделять главное из услышанного. Упражнения для тренировки оперативной памяти могут предусматривать запоминание имен собственных, географических названий, числительных.
Особые приемы используются для тренировки внимания, особенно, в начальных классах, где внимание учеников рассеянное и неустойчивое. Для реализации этой цели можно предложить следующий вид работы - учитель зачитывает текст дважды, но во второй вариант текста вносятся некоторые изменения (например, изменения в описании места события, внешности персонажа, времени действия и т.п.). Учащиеся должны заметить эти изменения.
Особое место в формировании аудитивных навыков занимают приемы, направленные на тренировку языковой догадки и вероятностного прогнозирования. Такие упражнения обеспечивают умения школьников предвосхитить содержание рассказа: следуя логике сюжета, предположить события, о которых в нем рассказывается. Большую роль играют также приемы, обеспечивающие способность учеников заменять одни слова другими, передающими тот же смысл, пересказывать, а не передавать дословно услышанный текст. Этому способствует выполнение таких заданий:
- придумай заголовок к тексту,
- передай содержание абзаца одним предложением,
- замени следующие слова синонимами,
- перефразируй следующие высказывания.
Большое значение имеет контроль качества сформированности умений аудирования. Самыми распространенными приемами этого контроля являются следующие:
Рассмотрим приём обучения учащихся распознаванию слов в потоке речи в сложных условиях восприятия. Для работы необходимы: магнитофон с кнопкой «Пауза», кассета с записью образца иноязычной речи, а также печатный текст этой звукозаписи. Порядок работы следующий: преподаватель, пользуясь кнопкой «Пауза» магнитофона, предъявляет звукозапись учащимся в виде фрагментов из 5-7 слов, т.е. одно короткое слово или предложение. Прослушав очередной фрагмент, учащиеся должны хором повторить прозвучавший текст на иностранном языке, а затем перевести. Затем учитель предъявляет следующий фрагмент и так далее. Дойдя до конца текста, запись перематывается назад и прослушивается целиком, чтобы учащиеся убедились в том, что теперь достаточно уверенно понимают текст. Повторение текста вслух за магнитофоном с установкой на имитацию попутно позволяет отрабатывать фонетику изучаемого языка, включая интонацию, кроме того, так тренируются механизмы речедвигательного аппарата. Необходимость запоминания фрагмента для воспроизведения вслух тренирует кратковременную память учащихся. Воспроизведение смысла фрагмента на русском языке позволяет проконтролировать владение учащимися лексикой, а также позволяет расширить словарный запас за счет слов из текста тем, кому это необходимо. Данное упражнение носит комбинированный характер, что делает его особенно полезным.
Следующий приём описан в действующих УМК Биболетовой М.З.
При работе над материалом для аудирования учитель выполняет следующие действия:
- снимает языковые трудности;
- даёт установку на работу с текстом и первое прослушивании;
- предлагает прослушать учащимся текст в записи или с голоса;
- читает, а лучше рассказывает текст;
- проверяет, как поняли содержание текста, исходя из установки на первое прослушивание;
- даёт установку на второе прослушивание;
- предлагает прослушать текст ещё раз;
- проверяет, как поняли, исходя из установки на второе прослушивание.
Задания для развития навыков аудирования зависят от поставленных учителем учебных задач и усложняются по мере усложнения изучаемого материала. Чтобы этот вид обучения был интересен учащимся или не наскучил им, учителю необходимо максимально разнообразить как задания для аудирования, так и виды контроля понимания. На начальном этапе контроль с помощью картинок, карточек, в виде выполнения просьб и команд, воспринимается учащимися как игра и потому выполняются с большим желанием и активностью. Примеры таких заданий:
- выбрать картинку, соответствующую услышанному короткому рассказу или диалогу;
- найти сходства и
различия между картинкой и услышанным;
- прослушать предложения и назвать номера предложений, соответствующих изученному грамматическому материалу;
- выполнить определенные действия или команды, записанные на аудиопленку.
Такие задания и виды контроля легко воспринимаются учащимися, а сложную работу над развитием навыков аудирования делают интересной, яркой, запоминающейся.
1.4.4. Упражнения для обучения аудированию
Существует несколько подходов к определению типов упражнений для обучения аудированию.
Упражнения могут быть подготовительные, ориентирующие в деятельности, это может быть восприятие и проговаривание за диктором слов, словосочетаний, фраз, предложений, пословиц; собственно-коммуникативные и контролирующие, направленные на проверку понимания прослушанного; упражнения, которые обучают различным видам аудирования.
При работе с аудиотекстом связного характера целесообразно делить упражнения на предтекстовые, текстовые и послетекстовые.
Упражнения, выполняемые перед началом прослушивания, наиболее интенсивно управляют процессом восприятия иноязычной речи. Они способствуют созданию у обучающихся мотивации, настроя на прослушивание текста определённого содержания, снятию языковых (лексических, грамматических и фонетических) трудностей, а также трудностей, касающихся страноведческой информации.
К заданиям, выполняемым во время прослушивания, относятся игры с цифрами и буквами, упражнения для развития фонематического слуха, визуальный диктант, ориентация по плану, определение верных высказываний, выписывание отдельной информации и другие.
Послетекстовые задания выполняют, как правило, контролирующую функцию.
Примерные задания для работы с текстом для развитие навыков аудирования:
- прослушай текст и составь план содержания;
- ответь на вопросы по содержанию;
- выбери правильные ответы из ряда данных;
- составь вопросы по содержанию;
- дополни предложения;
- исправь неверные утверждения;
- проиллюстрируй тезисы примерами из текста;
- упорядочи предложения в соответствии с логикой содержания услышанного;
- выбери иллюстрации, соответствующие излагаемому в тексте материалу;
- выпиши из текста слова и выражения по изучаемой теме;
- озаглавь прослушанный текст;
- перескажи текст.
Очень распространённый вид упражнения - визуальный диктант, который, помимо формирования навыков аудирования, тренирует обучающихся в употреблении некоторых грамматических явлений или лексики. Диктант можно использовать при прохождении тем “Город. Ориентация в городе”, “Квартира”, и других тем. Обучающимся раздаются незаполненные планы квартиры или комнаты, в которых они, ориентируясь на слух, должны расставить мебель. Предлоги места также предоставляют возможность использования данного вида упражнения. Диктант, если нет его аудиозаписи, учитель может составить сам, но нужно помнить, что содержание должно быть интересным и необычным, чтобы у обучающихся создавался момент неожиданности, дополнительная мотивация. Например, предложить обучающимся заглянуть в комнату Миши, после того, как он поиграл с друзьями, искал свой дневник, оставил там своего щенка и т. д.
На начальном этапе обучения имитационные упражнения «слушай и повторяй» очень важны для совершенствования навыков произношения и интонации. Хороший результат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения, сопоставления:
- прослушай скороговорку и скажи, сколько ты услышал слов, начинающихся со звука [t]:
Never trouble trouble untill trouble troubles you,
It only doubles trouble and troubles others too.
- прослушай ряд слов и назови номера тех, в которых есть звук [e]:
bad, Ted, mat, sad, bear, red, fat, bed, Fred, cat, bed.
На начальном этапе обязательно включение упражнений, развивающих слух и произношение, например, такие, в которых нужно прослушать и выбрать правильный ответ на вопрос или верное высказывание из двух или нескольких вариантов.
Интересны задания на расширяющее повторение, так называемое “увеличение цепочки”.
- Listen and repeat:
a book;
an interesting book;
to read an interesting book;
like to read an interesting book with friends;
sisters like to read an interesting book with friends;
two sisters like to read an interesting book with friends;
two sisters like to read an interesting book with friends in the evening.
Такие упражнения тренируют память, помогают запоминать все более длинные предложения.