Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно - ориентированном обучении английскому языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Определить концептуальные основы коммуникативно-ориентированного процесса обучения английскому языку младших школьников в трудах исследователей и ведущих методистов.
Раскрыть сущность аудирования как вида речевой деятельности.
Изучить программы обучения английскому языку на начальном этапе с точки зрения задач в области аудирования и говорения.
Проанализировать приемы работы над аудированием при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку.
Разработать систему упражнений для развития навыков говорения на базе текстов для аудирования.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и выявить состоятельность гипотезы.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности………………………….6
1.2. Содержание обучения аудированию ………………………………......9
1.3. Материалы для обучения аудированию……………………………....12
1.4. Технология обучения аудированию…………………………………..14
1.4.1. Условия обучения аудированию………………………………....16
1.4.2. Средства обучения аудированию ………………………………..18
1.4.3. Приёмы обучения аудированию ……………………………….20
1.4.4. Упражнения для обучения аудированию ……………………...24
1.4.5. Виды заданий для аудирования в действующих УМК………....28
1.4.6. Обучение аудированию в играх…………………………………..32
ГЛАВА 2. Экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы…………………………...39
2.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………42
2.3. Формирующий этап эксперимента……………………………………52
2.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………...57
Заключение…..……………………………………………………………..68
Выводы и рекомендации …………………………………………………...69
Список литературы…………………………………………………….….70

Файлы: 1 файл

диплом финал.docx

— 242.71 Кб (Скачать)

       «Introductions»

     Учитель  предлагает  всем  сесть  в  круг и  объясняет, что ребята

пришли  на  вечер, где  никто  никого не знает. Надо познакомиться:

     «Introduce yourselves to  one  another,  and  give  yourselves numbers. Say, I am Victor, number one, I am  Katya, number two, and  so on». 

      Ребята  садятся и начинают знакомиться. Одному  из  учеников  стула не  досталось - он  водит,  но   у  него  самая  интересная  роль. Он ходит  по  кругу  и  говорит  с  играющими:

     P: Number 3.

     Number 3: I am  Lena.

     P: Number 3, sit  down. Number 10.

     Number 10: I am Kolya.

     P: Number 10, sit down.

       Едва  водящий  «притупил бдительность играющих», как  вдруг  сказал: «Number 11, number 6 – change places».

      Названные  ученики выполняют команду, а  водящий старается быстро занять место  одного  из  них. Оставшийся  без  места  водит.

      «Follow My Directions»

      Учитель  напоминает  учащимся  хорошо  известную игру «Холодно - жарко» и предлагает один  из  её  вариантов. Водящий выходит из класса,  тем  временем  прячется  какой-нибудь предмет – кусочек мела, пуговица, карандаш и т.д. Ученики  хором приглашают  водящего  в класс:

     «Ring the bell! Knock at the door!

     Draw the latch! Ting-a-ling!

     Rat-tat-tat! Click-clack!

     AND WALK RIGHT IN!»

 Между  водящим  и  классом  возникает  шуточный  диалог:

     It: Silly Billy! Silly  Billy!

    Guides: Why is Billy  silly?

    It: Silly Billy had a shilling; Isn`t  Billy silly?

   Guides: No.

Теперь  ребята начинают говорить по очереди:

«Take 3 steps forward. Turn to the right. Turn to the left. Go up to Misha`s desk». (Спрятанный мел находится  где-то около парты, за которой сидит Миша, и водящий должен найти его.) Класс ему помогает: «Сold. Colder. Warm. Warmer. Hot. Hotter. Very hot!»

      Вариант: цель водящего – пройти, скажем, от двери до окна с  завязанными глазами. На пути  возникают  препятствия: «горы, моря, реки, заборы, рвы» (стулья, портфели и т.д.). Как только  водящему  завяжут  глаза, между  ним  и  «проводником». Возникает  диалог:

      Pupil: Which is the way to London Town

                To see the king in his golden crown?

    Guides: One foot up, and one foot down –

                 That’s the way to London Town.

      «Right - Left»

      Все  встали в круг, выбрали  водящего. Указывая на  одного  из  играющих, водящий говорит «Right!» и считает до  5.  Это означает,  что ученик,  на которого указал водящий, должен назвать по имени своего соседа справа:  «His (her) name is Kolya  (Masha)». Если играющий  не  успевает  это сделать на счёт 5, он становится  водящим.  После  этого  все  меняются  местами,  игра продолжается.

      «Draw a House and Colour It Brown»

    «Children, take sheets of paper and coloured pencils and listen to my commands». Команды рекомендуется заранее записать на магнитную ленту: «Draw a small house in the middle. Colour the house is brown. Colour the roof is red. The house has 2 windows and a door. You can see flowers in one of the windows. Draw a tree to the right of the house. Draw a bird flying over the house. Sign your name. Give the pictures to me.»

     «Make It Logical»

     Учитель предлагает игру. Суть её заключалась в следующем.  На  магнитную ленту записан небольшой рассказ (5-6  предложений),  в котором намеренно нарушена логика повествования. Ученики должны восстановить логику  рассказа. За каждую правильную перестановку  они  получают  одно  очко.  Вот  один  из текстов игры:

      «It saved me. I went alone. Once I went to the forest.  But  the  dog  knew

the way home very well. Only my dog was with me. Suddenly I lost my way.»

       После исправления текст  звучит следующим образом:

«Once I went to the forest.  I went  alone.  Only my  dog  was  with  me.

Suddenly I lost my way. But the dog knew the way home very well.  It  saved me.»

    «I know His Trade»

     Игра заключается в следующем. На магнитную ленту записывается 5-6 предложений, в которых говорится о том, что обычно делает человек той или иной профессии. Все  предложения  прослушиваются сразу, без остановки. Среди  правильных утверждений попадаются 1-2 неверных или недостаточно точных по содержанию. За каждую  замеченную ошибку или поправку даётся 1 очко. Вот  предложения для разговора о  профессиях:

- The builder builds houses.

- The driver drives car.

- The tailor makes clothes.

- The hairdresser dresses hair

- The artist draws pictures.

- The gardener takes care of the garden.

- The forester takes care of the forest.

- The woodcutter cuts wood.

- The weaver weaves cloth.

- The captain controls the work of the crew.

- The milkmaid milks cows.

    «Solve Logical Problems»

     Эта игра является своеобразной проверкой способности воспринимать речь на слух. Каждая логическая задача требует не только понимания английской речи, но и умения, одновременно с восприятием услышанного, совершать мыслительную операцию. В этом, с нашей точки зрения, одна из целей аудирования. Все тексты должны быть записаны на магнитную плёнку. Высшая оценка даётся ученику, решившему задачу после первого прослушивания.       

    Данные тексты являются лишь примерами упражнений, учитель может  дополнительно подобрать тексты подобного рода:

- Five brothers have each a sister. How many children are there in the

family? (6)

- Two mothers and two daughters have three apples. Each gets an apple. Is

it possible? (Yes, it is possible when one of the mothers is the daughter

of the other mother).

- In what month does a man speak least of all? (In February).

- Six birds were sitting on a branch. A hunter shot at one of them. How

many birds remained on the branch? (No birds remained on the branch). [№12]

 

      Итак, вышеуказанные игры способствуют развитию навыков аудирования. Учебный процесс становится  более  привлекательным и  разнообразным. Во время урока игры позволяют переходить с одного вида деятельности на другой. Аудитивные игры учитывают психологические особенности детей  младшего школьного возраста. Игры имеют и воспитательное значение: позволяют воспитывать такие качества как умение работать в коллективе, дружелюбие, внимательность.

      Изучив программы обучения английскому языку в начальной школе Никитенко З.Н., Гальсковой  Э.И.  и действующие УМК Биболетовой М.З., Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А., мы узнали много интересных методов и приемов работы над аудированием в процессе обучения английскому языку, способствующих развитию навыков говорения у младших школьников. Проанализировав упражнения, предлагаемые разными методистами, мы пришли к выводу, что аудирование является как целью, так и средством формирования коммуникативных навыков у учащихся и играет важную роль в обучении английскому языку на начальном этапе.

 

       

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная часть исследования

2.1.  Цели и задачи экспериментальной  работы

 

       Цель экспериментальной части исследования: поиск наиболее эффективных методов и приёмов использования аудирования как средства обучения говорению на уроках английского языка в начальной школе, проведение эксперимента с целью выявления роли этого вида речевой деятельности при коммуникативно-ориентированном обучении  английскому языку младших школьников.                                                                                                                                                                                                                         

       Объектом нашего исследования является коммуникативно-ориентированный процесс обучения младших школьников английскому языку.

     Предмет исследования – приёмы и методы обучения аудированию  как средству развития коммуникативных навыков на английском языке  младших школьников.                                                            

      Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическое использование аудирования как средства обучения английскому языку младших школьников будет способствовать формированию и развитию у них навыков общения на английском языке.

      Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу  по теме, проанализировав существующие приемы и методы обучения аудированию, приступая к экспериментальной части исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Разработать уровневую диагностику и экспериментально проверить уровень навыков аудирования  и говорения у учащихся контрольной и экспериментальной групп.

  2. Апробировать   отобранные   нами   из школьных   учебников 

(М. З. Биболетова «Enjoy English. Student’s book») и методических пособий     (Верещагина И. Н. «Teacher’s book», Биболетова М. З. «Teacher’s book», Рогова Г.В., Верещагина И.Н. «Методика обучения английскому языку»)    методики работы над аудированием с целью развития коммуникативных навыков при обучении  английскому языку в начальной школе.

3. Проанализировать результаты эксперимента, выявить эффективность подобранных  методик и состоятельность выдвинутой гипотезы.

4. Сделать выводы и разработать рекомендации.

    Мы полагаем, что наши задачи будут решены при выполнении следующих   условий:

1. Систематическое использование разнообразных современных приёмов и упражнений для обучения аудированию.

2. Создание на уроках условий для активной деятельности учащихся, направленной на развитие навыков общения на английском языке.

3. Соблюдение принципов  доступности  и посильности при  выборе текстов для аудирования и тем речевого общения.

4. Создание творческой и комфортной атмосферы на уроках.

      Экспериментальное исследование изучаемой проблемы построено на теоретическом материале, в котором освещены взгляды и результаты исследования ряда ученых по реализации принципа коммуникативности через аудирование на уроках английского языка. При подборе системы заданий и упражнений мы руководствовались методиками  Роговой Г.В., Верещагиной И.Н., Биболетовой М.З.

       В качестве методов эксперимента мы использовали опрос,  наблюдение, создание ситуаций речевого общения, анализ, сравнение, методику математической статистики.                                                                                              

    Исследование включало в себя три основных этапа:

- констатирующий,

- формирующий,

- контрольный.                                                                                                            

        На первом этапе изучалось и анализировалось состояние работы в классе по реализации принципа коммуникативности на основе прослушанного текста и уровень сформированности умений и навыков говорения на английском языке у учащихся. Проанализировав программы изучения английского языка младшими школьниками, мы определили критерии оценок этих уровней.

      На основании полученных данных первого этапа были сформулированы задачи второго этапа  -  разработать и апробировать методику формирования коммуникативных навыков средствами английского языка на основе применения комплексной технологии обучения аудированию.

     На третьем этапе исследования проверялась эффективность использования методики и состоятельность выдвинутой гипотезы.

     Экспериментальная работа проводилась в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» города Бендеры с учащимися 3 класса (второй год обучения английскому языку). Класс разделен на две подгруппы – экспериментальную и контрольную.

Экспериментальная группа                              Контрольная группа                        

Кара Иван                                                            Бонарь Степан

Кван Давид                                                          Виеру Кирилл

Лидле Каролина                                                  Главатских Иван                

Николаев  Валентин                                             Глодя Алена

Николенко Екатерина                                        Громлюк Анна

Паяг Елизавета                                                    Гуцул Владислав   

Палка Николай                                                    Димитриу Элеонора

Радулов Виталий                                                 Дулатова Ангелина

Савчук Ярослав                                                   Звонкий Сергей

Сизов Артем                                                         Кацур Владислав

Скляренко Мария                                                 Костецкий Илья

Сорочнан  Ариана                                                 Николаева Алина

Халупов Валентин                                               Ротарь Дмитрий

Цуркану Анна                                                       Усатенко Никита

Чебан Анна

Чухненко  Дмитрий

     Базовый учебник, по которому ведется обучение в школе №18 – «Enjoy English 2», авторы -  Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н                                                   

                          2.2. Констатирующий этап эксперимента

Информация о работе Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно - ориентированном обучении английскому языку младших школьников