Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно - ориентированном обучении английскому языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Определить концептуальные основы коммуникативно-ориентированного процесса обучения английскому языку младших школьников в трудах исследователей и ведущих методистов.
Раскрыть сущность аудирования как вида речевой деятельности.
Изучить программы обучения английскому языку на начальном этапе с точки зрения задач в области аудирования и говорения.
Проанализировать приемы работы над аудированием при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку.
Разработать систему упражнений для развития навыков говорения на базе текстов для аудирования.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и выявить состоятельность гипотезы.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности………………………….6
1.2. Содержание обучения аудированию ………………………………......9
1.3. Материалы для обучения аудированию……………………………....12
1.4. Технология обучения аудированию…………………………………..14
1.4.1. Условия обучения аудированию………………………………....16
1.4.2. Средства обучения аудированию ………………………………..18
1.4.3. Приёмы обучения аудированию ……………………………….20
1.4.4. Упражнения для обучения аудированию ……………………...24
1.4.5. Виды заданий для аудирования в действующих УМК………....28
1.4.6. Обучение аудированию в играх…………………………………..32
ГЛАВА 2. Экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы…………………………...39
2.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………42
2.3. Формирующий этап эксперимента……………………………………52
2.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………...57
Заключение…..……………………………………………………………..68
Выводы и рекомендации …………………………………………………...69
Список литературы…………………………………………………….….70

Файлы: 1 файл

диплом финал.docx

— 242.71 Кб (Скачать)

 

    В  соответствии с гипотезой и  задачами исследования нами была

разработана методика проведения констатирующего этапа эксперимента.

      Цели констатирующего этапа:

      - выявить уровень сформированности коммуникативных навыков на английском языке;

      - выявить умение беседовать по содержанию прослушанного текста, логически и грамматически верно строить свой ответ.

      Для достижения поставленных  целей нами определены следующие задачи констатирующего этапа:

- подобрать  тексты для аудирования и разработать  к ним упражнения для определения  уровня навыков говорения;

-  разработать  диагностические параметры исследования  учащихся;

- провести уровневую диагностику обследования школьников, участвующих в эксперименте.

        Перед началом эксперимента нами  были разработаны критерии уровней  сформированности навыков аудирования и умений вступать в общение по содержанию прослушанного текста. Основой определения уровней послужили требования к навыкам и умениям учащихся, определенные «Программой по иностранному языку для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа» (автор Гальскова Н.Д.) [4]                                                                                              

     Мы пришли к выводу, что высоким уровнем навыка аудирования и говорения  обладают учащиеся, которые понимают содержание текста с первого предъявления, умеют понять обращенные к ним вопросы, быстро реагировать на них и давать ответ, умеют строить связные высказывания об услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации, говорят в естественном темпе.                                       

      К среднему уровню мы отнесли  учащихся, которые частично воспринимают содержание текста с первого предъявления, медленно дают ответы на вопросы, способны передать содержание прослушанного текста, но испытывают некоторые трудности при построении высказываний по теме, имеют неустойчивые навыки для того, чтобы выразить свое отношение к услышанному.

      Низким уровнем навыка аудирования и говорения обладают учащиеся, которые не понимают текст даже после повторного предъявления, у которых слабо развиты навыки общения на английском языке. Они не умеют задавать вопросы и с трудом отвечают на них, не могут сроить связные высказывания об услышанном, делают только очень короткие сообщения. У них не развит естественный темп речи.                                                                                                                                            

      Для выявления уровня сформированности навыка аудирования с последующим обсуждением на английском языке мы предлагали учащимся послушать текст и выполнить ряд упражнений. Для определения уровня говорения на английском языке, учащимся предъявлялись два текста в разное время.

Текст №1 «The apple cake»

Упражнение №1

«Listen to the text and answer my questions»

     После  прослушивания учащимся предлагается  ответить на вопросы по содержанию текста. С помощью данного упражнения мы смогли выявить степень понимания текста, умение реагировать на вопрос и  грамматически верно строить повествовательные предложения и краткие ответы,   умение анализировать текст на элементарном уровне, вступая в дискуссию с собеседником и давая краткие характеристики героям и поступкам.

 

Упражнение №2

«Insert the correct words»

      В этом упражнении учащимся предлагаются утверждения с пропущенными словами, которые необходимо восстановить в соответствии с содержанием текста. Слова для справок предложены   отдельно в таблице. Это упражнение призвано выявить умение строить правильные  высказывания с опорой на содержание текста.

 

Упражнение № 3

«Put the words in the right order»

     Учащимся необходимо  расставить предложенные слова в правильном порядке так, чтобы получилось цельное предложение. Такое упражнение позволяет констатировать уровень навыка строить грамматически верные высказывания.

 

 Упражнение № 4

«Find the mistake»

     Для того, чтобы проконтролировать степень понимания содержания текста учащимся  предлагаются   высказывания на английском и русском языках. В русском варианте  допущена неточность. Учащимся необходимо, опираясь на предложение-оригинал,  найти ошибку и исправить её.

       

Текст № 2 «The paper-bag mystery»

Упражнение №1

«Listen to the text and answer my questions»

     Прослушав текст, учащиеся отвечают на вопросы по содержанию. С помощью данного упражнения мы смогли выявить умение анализировать текст, вступая в дискуссию с собеседником, навык говорения, умение реагировать на вопрос и  грамматически верно строить повествовательные предложения и краткие ответы.

 

 

 

Упражнение №2

«Choose the right variant»

     Это упражнение в виде теста предлагается с целью выявления степени

понимания  содержания прослушанного текста. Из ряда предложенных  высказываний учащиеся выбирают одно, соответствующее содержанию текста, предложенного для аудирования.

    

 Упражнение № 3

 «True or false?»

      Для того, чтобы выявить умение вести дискуссию по предложенной теме, учащимся  предлагается  подтвердить или опровергнуть высказывание, соответствующее или не соответствующее содержанию текста. При этом особо ценно использование разговорных клише и структур типа «I agree», «I disagree», которые являются показателями осознанного говорения и умения вступать в дискуссию и вести беседу.

 

  Упражнение № 4

 «Put the sentences in the right order»

      В этом задании необходимо  расставить предложения в правильном логическом порядке в соответствии с их последовательностью в прослушанном тексте. Успешное выполнение такого упражнения указывает на умение строить связный рассказ.

      В процессе выполнения этих упражнений мы делали качественный и количественный анализ аудитивных и  коммуникативных умений и навыков учащихся. В зависимости от качества  выполнения заданий учащиеся получали от 1 до 3 баллов.

     Параметры определения уровней:

высокий уровень - 3 балла              сумма баллов – 21- 18  баллов

средний уровень -  2 балла             сумма баллов – 17 - 12  баллов     

низкий уровень   -  1 балл                сумма баллов – 11- 7  баллов               

       На основе полученных результатов мы выявили, что в экспериментальной группе высоким уровнем навыка аудирования и говорения обладает 1 учащийся, что составляет  6,2% ,   средним уровнем обладает  81,2%  -  13 учащихся. 12,5%  -  это 2 учащихся, обладают  низким уровнем  развития коммуникативных навыков.  В контрольной группе  на высоком уровне развития коммуникативных навыков находится 1человек, что составляет 7,1%, на среднем уровне -  71,5% , это 10 учащихся,  и 21,3% общего количества учащихся находятся на низком уровне – это 3 человека.

       Результаты констатирующего этапа  эксперимента представлены в  таблицах  качественного и количественного  анализов каждой группы учащихся (№1, 2, 4, 5) и столбовых диаграммах (№ 3, 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная группа

Таблица №1. Качественный анализ уровня владения навыками аудирования и говорения на английском языке у учащихся на констатирующем этапе эксперимента

 

Объект контроля

      Навыки

   аудирования

            Навыки говорения 

   

 

 

 

 

 

 

 Ф.И.

аудиро-вание текста с понима-нием основно-го содержа-ния

 

аудиро-вание текста с полным понима-нием содер-жания

 

 

навыки диалоги-ческой речи (ответы      на во-просы)

умение

давать 

оценоч-

ные сужде-

ния

навыки

моноло-гической

речи

умение 

синтакси-

чески верно выстраи-вать

предложе-

ния

умение

логичес-

ки верно 

пере-

давать

инфор-мацию

    всего    баллов

         уровень

Кара И.

2

2

1

2

2

2

2

13

с

Кван Д.

2

3

2

3

2

3

1

16

с

Лидле К.

2

2

1

2

2

1

2

12

с

Николаев В.

2

3

1

3

1

2

2

14

с

Николенко Е.

2

1

3

2

2

2

1

13

с

Паяг Е.

3

2

3

2

2

2

1

15

с

Палка Н.

2

3

1

2

2

1

2

13

с

Радулов В.

2

1

1

2

2

2

1

11

н

Савчук Я.

2

2

2

2

3

1

1

13

с

Сизов А.

1

1

1

2

1

2

1

9

н

Скляренко М

2

2

3

2

1

2

1

13

с

Сорочан А.

2

2

2

2

2

1

2

13

с

Халупов Я.

3

1

2

2

2

3

1

14

с

Цуркану А.

3

3

2

2

3

1

3

17

с

Чебан А.

3

3

3

3

3

3

1

20

в

Чухненко Д.

3

2

2

3

3

1

1

15

с





Таблица №2. Количественный  анализ уровня владения навыками аудирования и говорения на английском языке у учащихся на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровень

Количество человек

Проценты

Персонально

высокий

1 человек

    6,2%

Чебан А.

 

средний

 

13 человек

 

    81,2%

Кара И.,  Кван Д.,   Лидле К., Николаев В.,   Николенко Е., 

Паяг Е.,   Палка Н., Савчук Я., Скляренко М., Сорочнан А., Халупов В.,  Цуркану А., Чухненко  Д.

 

низкий

 

2 человека

 

  12,5%

Радулов В., Сизов А.


 

Таблица №3. Столбовая диаграмма

 

 

Контрольная группа

Таблица №4. Качественный анализ уровня  владения навыками аудирования и говорения на английском языке у учащихся на констатирующем этапе эксперимента

Объект контроля

      Навыки

   аудирования

            Навыки говорения 

   

 

 

 

 

 

 

И. Ф.

аудиро-вание текста с пони-

манием

основ-ного содержа-ния

 

аудиро-вание

текста с

полным понима-нием

содержа-

ния

 

 

навыки диалоги-ческой речи

(ответы 

на  вопро-сы)

умение

давать 

оценоч-

ные

сужде-

ния

навыки

моноло-

гической

речи

умение 

синтакси-

чески верно выстраи-

вать

предложе-

ния

умение

логичес-

ки верно

пере-

давать

инфор-мацию

   всего    баллов

    уровень

Бонарь С.

2

2

2

2

3

2

1

14

с

Виеру К.

1

3

2

1

3

1

1

12

с

Главатских В

3

2

3

1

3

1

3

16

с

Глодя А.

2

3

3

3

3

3

1

18

в

Громлюк А.

2

3

2

2

2

3

1

15

с

Гуцул В.

2

3

2

2

2

3

2

16

с

Димитриу Э.

2

2

1

2

3

2

1

13

с

Дулатова А.

1

1

2

2

1

1

1

9

н

Звонкий С.

2

3

2

3

2

1

1

14

с

Кацур В.

2

2

3

2

1

1

1

12

с

Костецкий И.

3

2

2

2

2

2

3

16

с

Николаева А.

2

2

2

2

1

2

1

12

с

Ротарь Д.

1

1

1

2

1

1

1

8

н

Усатенко Н.

1

2

1

2

3

1

1

11

н




 

 

 

Таблица №5. Количественный  анализ уровня владения навыками аудирования и говорения на английском языке у учащихся на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровень

Количество человек

Проценты

Персонально

высокий

1 человек

    7,1%

Глодя А.

 

средний

 

10 человек

 

    71.5%

  Бонарь С.,     Виеру К., Главатских И., Громлюк А., Гуцул В., Димитриу Э., Звонкий С., Кацур В., Костецкий И.,

Николаева А.

 

низкий

 

3 человека

 

    21,3%

Дулатова А.,  Ротарь Д.,  Усатенко Н.


 

Таблица №6. Столбовая диаграмма

      В ходе нашего исследования мы заметили, что практически все упражнения вызывают у учащихся затруднения. Темп речи большинства детей не соответствует требованиям программы, были трудности как в диалогической, так и в монологической речи. Сложности были замечены в умениях отвечать на общие и специальные вопросы. Учащимся сложно расставить предложения или слова в логической последовательности, опираясь на содержание услышанного текста, они затруднялись в извлечении необходимой информации из текста и озвучивании ее из-за низкого уровня развития навыков аудирования и говорения на английском языке.

      Таким образом, эксперимент показал, что навыки говорения на основе аудирования недостаточно развиты. Большинство учащихся находятся на среднем и низком уровнях, что свидетельствует о недостаточном владении навыками говорения, необходимыми для общения на английском языке на данном этапе обучения.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

2.3. Формирующий этап эксперимента

 

     На основе данных, полученных  на констатирующем этапе эксперимента,  нами была разработана методика  формирующего этапа эксперимента.

       Мы поставили перед собой цель - найти оптимальные пути и средства для формирования у учащихся навыков говорения на английском языке на материале прослушанного текста.  

       На данном этапе были определены  следующие задачи:

Информация о работе Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно - ориентированном обучении английскому языку младших школьников