Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:17, дипломная работа
Задачи исследования:
Определить концептуальные основы коммуникативно-ориентированного процесса обучения английскому языку младших школьников в трудах исследователей и ведущих методистов.
Раскрыть сущность аудирования как вида речевой деятельности.
Изучить программы обучения английскому языку на начальном этапе с точки зрения задач в области аудирования и говорения.
Проанализировать приемы работы над аудированием при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку.
Разработать систему упражнений для развития навыков говорения на базе текстов для аудирования.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и выявить состоятельность гипотезы.
Введение………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности………………………….6
1.2. Содержание обучения аудированию ………………………………......9
1.3. Материалы для обучения аудированию……………………………....12
1.4. Технология обучения аудированию…………………………………..14
1.4.1. Условия обучения аудированию………………………………....16
1.4.2. Средства обучения аудированию ………………………………..18
1.4.3. Приёмы обучения аудированию ……………………………….20
1.4.4. Упражнения для обучения аудированию ……………………...24
1.4.5. Виды заданий для аудирования в действующих УМК………....28
1.4.6. Обучение аудированию в играх…………………………………..32
ГЛАВА 2. Экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы…………………………...39
2.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………42
2.3. Формирующий этап эксперимента……………………………………52
2.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………...57
Заключение…..……………………………………………………………..68
Выводы и рекомендации …………………………………………………...69
Список литературы…………………………………………………….….70
В процесс обучения аудированию включаются упражнения, тренирующие языковые модели:
- подстановочные упражнения, где элемент подстановки дается в виде подсказки и есть опора на текст, таблицу, схему или есть список слов и словосочетаний для подстановки;
- трансформационные упражнения, которые активизируют активность учащихся и необходимы для выработки автоматизма в процессе проговаривания;
Например, изучив Тhe Present Perfect Tense (настоящее завершенное время), можно предложить такое упражнение:
- выслушай просьбу и скажи, что ты это уже сделал. Дается образец:
Please, do your homework.
But I have already done it.
- упражнения на соединение 2-х и более моделей. Например, учащийся прослушивает два простых предложения и выполняет задание соединить их в одно сложноподчиненное с помощью союзного слова:
Запись: because I didn’t write a letter. I was short of time
Ученик (в паузе): I didn’t write a letter because I was short of time.);
- дифференцированные упражнения, которые составляются по принципу противопоставления лексических и грамматических структур.
Например, противопоставление утвердительной и отрицательной формы в Present Progressive - настоящем длительном времени.
Учитель: Olga is reading a book now. And you?
Ученик: I am not reading a book now.
Итак, любому виду аудирования должна предшествовать работа с лексикой и идиомами, то есть трудный языковой материал должен быть проработан заранее. Необходимо также познакомить учащихся с названием текста, темой, именами собственными, чтобы снять проблему с пониманием. Учитель должен помнить, что каждому упражнению на аудирование должна предшествовать четкая подробная инструкция – задание по его выполнению. Задание должно быть конкретным, понятным, доступным и дано в устной или письменной форме. Учителю следует искать способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями. Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, действия учащихся должны быть внутренне мотивированы.
1.4.5. Виды заданий для аудирования в действующих УМК
Для ознакомления с практическими заданиями работы с текстами для аудирования мы изучили УМК по английскому языку “Enjoy English” М. Е. Биболетовой, О. А. Денисенко.
Авторы этого учебника ставили перед собой следующие цели:
1. Научить детей воспринимать и понимать на слух тексты с последующим обсуждением их содержания.
2. Научить детей воспринимать на слух и понимать речь партнеров (учителя, одноклассников).
3. Научить использовать в процессе слушания компенсаторные cтратегии, такие, как :
а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;
б) умение догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или сходству звучания со словами родного языка;
в) умение ‹‹обходить›› незнакомые слова для понимания основного содержания текста;
г) умение переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью соответствующих клише типа «Excuse me!», «Pardon».
Для обучения аудированию используются тексты разного характера:
- тексты песен, стихов, рифмовок, а также тексты диалогов, входящие в различные разделы учебника (Units), которые вначале предлагаются для прослушивания, а затем используются как образец для самостоятельного высказывания;
- специально отобранные аудитивные тексты (преимущественно тексты сказок с повторяющимся сюжетом), предназначенные для последующего инсценирования с использованием реплик героев;
- короткие фабульные тексты, предназначенные для тренировки умения воспринимать иностранную речь на слух с пониманием основного содержания услышанного. Через слушание этих текстов идет закрепление лексического материала и грамматических структур из всех из всех разделов учебника.
Аудитивные тексты снабжены предтекстовым и послетекстовым заданиями, а также иллюстрациями, которые даны в конце учебника “Enjoy English” в разделе «Задания для аудирования». Эти задания отражают содержательный момент текста и подсказывают детям часть информации.
Например, «послушай внимательно сказку, посмотри на картинки и скажи, кто главный герой сказки». (При этом на иллюстрации изображено несколько животных, не упоминавшихся в сказке. Это заставляет учащихся мысленно повторить содержание текста и вспомнить главных героев).
К тексту «Puff-ball» («Enjoy English»-2) предлагается разыграть сценку знакомства Пузыря и его друзей.
В задании к тексту «The Lost Birthday Cake» ученикам предоставляется возможность рассказать о своем дне рождении.
Перед прослушиванием текста «The paper-bag mystery» учащиеся должны высказать предположения о том, какую тайну хранит пакет, что вызывает интерес и желание прослушать рассказ и узнать, что же в пакете.
В задании к тексту «The sun and the wind» школьникам предлагается сравнить двух персонажей.
Эти задания позволяют формировать не только умения слышать и понимать речь, но и вступать в общение, высказывать свое мнение, поддерживать беседу.
Проанализировав задания для обучения аудированию, мы попытались систематизировать упражнения, разделив их на 4 группы в соответствии с резервными заданиями и коммуникативными умениями:
1) упражнения для контроля понимания текста:
- назови действующих лиц сказки или рассказа;
- найди в тексте предложения, которые объясняют (доказывают), почему он (она) так поступил;
- выбери соответствующие содержанию текста рисунки из ряда предложенных;
- ответь на вопросы;
- выбери правильный ответ на вопросы ( даны варианты ответов);
- кто из героев сказал эти слова?;
2) упражнения для обучения навыкам передачи содержания текста:
- составление плана и использования его в качестве опоры;
- передача содержания текста одним предложением;
- выбор из ряда предложенных одного высказывания, (не) соответствующего содержанию текста;
- пересказ текста с высказыванием собственного мнения (2-3 дополнительных предложений);
3) упражнения для обучения первичному анализу текста, умения высказать личное впечатление о тексте на элементарном уровне, обосновать свою точку зрения;
- простое высказывание о том, что понравилось ( не понравилось) в текст;
- обсуждение действующих героев, которые понравились (не понравились);
- доказать свою точку зрения;
- подбор (выбор) заголовка к тексту и обоснование (с опорами) на русском языке или иностранном;
4) упражнения для обучения творческой переработке текста:
- придумать свое начало текста или его конец;
- придумать или выбрать новый заголовок к тексту.
Использование таких приемов работы при обучении аудированию может быть эффективными для развития обеих форм говорения – монологической и диалогической.
Характер упражнений при обучении аудированию на английском языке определяется целым рядом факторов, которые может предусмотреть только сам учитель. Это - подготовленность класса, индивидуальные особенности личности (учителя и учащихся), содержание текстов для чтения, их жанр, стиль отношений учителя и учеников, а также творческий потенциал учителя.
Мы считаем, что выполняя с учащимися упражнения на развитие навыков аудирования, предложенные в учебниках, придумывая аналогичные к текстам для аудирования, предлагая свои, авторские, педагогические технологии, творческий учитель сможет мотивировать речемыслительную активность своих учеников, повышать интерес к предмету и на его основе формировать и развивать навыки речевой деятельности на английском языке.
1.4.6. Обучение аудированию в играх
При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т. к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью. Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:
1) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
2) научить выделять главное в потоке информации;
3) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
4) развивать слуховую память учащихся;
5) развивать слуховую реакцию.
Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью маг- нитофона. При этом неплохо, если запись текста для игры осуществит не сам учитель, а, скажем, его коллега. Это создаёт дополнительные трудности восприятия речи на слух, но вместе с тем повышает эффективность тренировки. Важно только, чтобы и магнитофонная запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись неоднократно. В противном случае эти игры потеряют всякий смысл. Для достижения перечисленных целей могут быть использованы следующие игры:
«Simon Says»
Учитель разучивает с учениками простейшие команды: «Sit down», говорит учитель, садится и тем самым подаёт пример ребятам. «Stand up» , говорит учитель, встаёт, и ученики поднимаются вслед за учителем. Постепенно учащиеся научились понимать и выполнять команды без зрительной опоры. Команд становится всё больше и больше, и необходимо продолжать тренировку. Но первый интерес прошёл, удовольствие подчиняться непонятным словам притупилось. Вот тогда на помощь пришла игра. Однажды в руках учителя появился маленькой смешной человечек.
Teacher: «Children, look at this man. His name is Simon. And he is a
teacher now. You must obey only his commands. Simon says, «Stand up!» Good! Simon says, «Hands up!» Good! Sit down! Why did you sit down? Simon did not say, «Sit down». Remember – Simon is a teacher».
Ребята поняли условия игры: они должны выполнять команду только в том случае, если ей предшествует слова «Simon says». Ученик, сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.
Вариант «А»
Игру можно усложнить, если предложить ребятам выполнять команды с закрытыми глазами. В этом случае исключается возможность посмотреть, как выполняет команду сосед.
Вариант «В»
Игра становиться ещё более трудной, если команда сопровождается не соответствующим ей действием. Например, учитель говорит: «Simon says, «Touch your nose» и одновременно с этим хлопает в ладоши. В этом варианте по условиям игры учащиеся обязаны смотреть на учителя.
«We Can Eat Bread»
Игра в съедобное и несъедобное знакома ребятам с раннего детства.
«Look, this is bread. I can eat it» сказал учитель, кладет в рот кусочек хлеба и съедает его. То же самое он делает с сыром. Затем берет авторучку и делает вид, будто пытается её съесть, при этом всё время повторяя: «We can eat a pen.» «No», закричали дружно все ученики. Тогда учитель раздает каждому по фишке и говорит, что при упоминании съедобного предмета ученики должны поднять руки, а если же кто поднимет руку при упоминании несъедобного предмета, он должен отдать фишку.
Teacher: We can eat butter. We can eat jam. We can eat chalk. Oh, Andy, give me your counter, please.
В дальнейшем можно использовать и другие зачины:
«We can drink tea (milk, coffee, sugar, water)».
«We can eat with a spoon (a fork, a pen, a knife)».
«Whose Picture is it?»
Как правило, ребята любят рисовать. Этим может воспользоваться учитель, попросив учеников нарисовать к очередному уроку дом. Ученики выполняют задание, учитель собирает рисунки, проверяет их, ставит оценки и… «забыл» принести работы в класс. Учитель предлагает описание рисунка:
Teacher: I remember one picture. We see a house in the picture. The house is green It has 3 windows. The roof is red. The chimney is red, too.
Если ученики не узнают по описанию свои картинки, то учитель три-четыре такие картинки прикрепляет к классной доске. Ребята слушают рассказ учителя и должны определить, о каком рисунке идёт речь. Вот примерные рассказы:
1) This is a house. It is blue. It has 4 windows. It has no chimney.
2) This is a small house. It has a door and a window. There is a tree near the house.
3) This house is very big. It is а black and green. There is a dog near the house.
К этой игре учитель может обращаться часто, меняя сюжеты рисунков в зависимости от изучаемой темы.