Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:17, дипломная работа
Задачи исследования:
Определить концептуальные основы коммуникативно-ориентированного процесса обучения английскому языку младших школьников в трудах исследователей и ведущих методистов.
Раскрыть сущность аудирования как вида речевой деятельности.
Изучить программы обучения английскому языку на начальном этапе с точки зрения задач в области аудирования и говорения.
Проанализировать приемы работы над аудированием при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку.
Разработать систему упражнений для развития навыков говорения на базе текстов для аудирования.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и выявить состоятельность гипотезы.
Введение………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности………………………….6
1.2. Содержание обучения аудированию ………………………………......9
1.3. Материалы для обучения аудированию……………………………....12
1.4. Технология обучения аудированию…………………………………..14
1.4.1. Условия обучения аудированию………………………………....16
1.4.2. Средства обучения аудированию ………………………………..18
1.4.3. Приёмы обучения аудированию ……………………………….20
1.4.4. Упражнения для обучения аудированию ……………………...24
1.4.5. Виды заданий для аудирования в действующих УМК………....28
1.4.6. Обучение аудированию в играх…………………………………..32
ГЛАВА 2. Экспериментальная часть исследования.
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы…………………………...39
2.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………42
2.3. Формирующий этап эксперимента……………………………………52
2.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………...57
Заключение…..……………………………………………………………..68
Выводы и рекомендации …………………………………………………...69
Список литературы…………………………………………………….….70
- разработать методику формирования навыков говорения на основе текста для аудирования;
- апробировать ее в условиях педагогического процесса на начальном этапе изучения английского языка;
- увеличить
и разнообразить количество
Разработанная нами методика опиралась на рекомендации методистов и авторов учебников Никитенко З.Н., Биболетовой М.З., Верещагиной И.Н.
Методика работы с учащимися
предусматривала применение
- стимулирование говорения с помощью вопросов и ответов по прослушанному тексту;
- беседа по содержанию услышанного;
- высказывание оценочных суждений;
- выстраивание
синтаксически верных
- передача логически верной информации;
- составление рассказа, образцом которого служит прослушанный текст;
- самостоятельная работа над упражнениями, направленными на контроль полного и общего понимания содержания текста.
В ходе учебного процесса учащимся предлагались различные тексты и задания к ним. (Приложение №2)
Упражнение №1
«Finish the sentence»
Это упражнение нацелено на формирование умения анализировать услышанное, а также развивать навык грамматически правильно строить предложения на английском языке.
Перед первым предъявлением текста «Winnie and Rabbit» для снятия трудностей проводится работа по ознакомлению с новыми словами, которые записаны на доске:
angry - злой
to take - брать
После этого учащимся предлагается предтекстовое задание: «Listen to the text and say where Winnie goes». По ответу на этот вопрос учителю станет ясно, кто из учеников хорошо усвоил содержание текста после первого прослушивания. Идет беседа об услышанном на русском языке. После второго предъявления текста учащиеся отвечают на вопросы учителя на английском языке и затем приступают к выполнению задания, в котором необходимо закончить предложение, опираясь на содержание услышанного текста. Сначала предлагаются предложения, где необходимо вставить одну лексическую единицу. Далее предложения усложняются – необходимо вставить 2 – 3 лексические единицы.
Это упражнение вызвало некоторые трудности, поскольку такое задание требует полного, детального знания содержания текста. В связи с тем, что у детей память плохо развита, с заданием справились только 6 учеников из 16.
Упражнение №2
«Tell about your day in the park or forest»
Перед прослушиванием текста учащиеся знакомятся с новым словосочетанием: tennis rackets - теннисные ракетки.
Это упражнение творческого
go to the … - идти в …
to take – брать (с собой)
to play…. – играть во что-то
Такое упражнение формирует у детей умение говорить на английском языке с опорой на образец.
Упражнение №3
«Give advice»
Данным упражнением мы
- you must…
- you must not …
- eat… drink … eat a lot of …
помогают учащимся строить свои высказывания и способствуют развитию навыков говорения на основе текста для аудирования.
При выполнении упражнения
Упражнение №4
«Who is it ?»
Учащимся предъявляется текст – загадка, в котором дается описание к животного. Для снятия возможных трудностей в понимании содержания текста ученики вспоминают значение слов strong and brave. Предтекстовое задание заключается в том, что учащиеся должны угадать, о ком речь в тексте и сказать, по каким признакам они это определили. Прослушав текст второй раз и ответив на вопросы, учащимся необходимо составить свой рассказ - описание животного, используя план, записанный на доске.
План рассказа:
Это задание очень понравилось школьникам. Каждый старался загадать такое животное, о котором не шла речь на предыдущих уроках. Многие подготовили рисунки-отгадки.
Цель этого упражнения - формирование у детей умений строить связный рассказ, в этом им помогает план-опора будущего повествования.
С этим заданием на «отлично» справилось 5 человек. Хорошо справились с упражнением 4 человека. Остальные 7 человек – удовлетворительно. При составлении рассказа лексических трудностей не возникало, так как слова для описания животного всем хорошо знакомы. Низкие оценки получили учащиеся, у которых допущены грамматические ошибки или не соблюдены все пункты плана, что сделало описание животного неполным и сложно понять, о каком животном идет речь.
Упражнение №5
«Tell about Winnie’s friends»
Для закрепления умения строить связные высказывания, расставлять предложения в логической последовательности, а также для активизации использования новой лексики учащимся необходимо прослушать текст и выполнить данное упражнение.
Vocabulary:
cunning – хитрый
Перед знакомством с тексом перед учащимися ставится задача – понять содержание текста и рассказать, что нового они узнали о Кролике. После ответа на этот вопрос учащиеся прослушивают текст еще раз. Ответив на более детальные вопросы учителя, школьникам дается время на составление своего рассказа о Пяточке, Кролике или об Ослике, опираясь на образец - текст для аудирования.
Учащиеся довольно хорошо
Таким образом, при проведении формирующего этапа эксперимента нами была проведена комплексная методика формирования навыков говорения по средству аудирования на английском языке через создание учебных ситуаций говорения на основе услышанного.
Необходимо отметить, что у детей заметны качественные изменения. Учащиеся стали проявлять большую познавательную активность, заинтересованность, было отмечено желание участвовать в работе. Однако, наиболее четкие результаты проведенной работы по предложенной методике можно проследить на контрольном этапе нашего исследования.
2.4. Контрольный этап эксперимента.
На контрольном этапе эксперимента мы поставили перед собой цель: провести работу по выявлению динамики уровневых изменений у детей, участвующих в эксперименте.
Перед нами был поставлен ряд задач:
- провести
новое диагностическое
- провести
сравнительный анализ данных
динамики сформированности
- на основе
данных динамики сделать
Диагностические параметры исследования учащихся остались теми же, что и на констатирующем этапе эксперимента, что позволило определить наличие качественных изменений.
Упражнения контрольного этапа были следующие: (Приложение №3)
Текст №1 «In the park»
Упражнение №1
«Listen to the text and answer my questions»
После прослушивания учащимся предлагается ответить на вопросы по содержанию текста. С помощью данного упражнения мы контролируем умение реагировать на вопрос и грамматически верно строить повествовательные предложения и краткие ответы, а также умение анализировать текст на элементарном уровне, вступая в дискуссию с собеседником и давая краткие характеристики героям и поступкам.
Упражнение №2
«Insert the words»
В этом упражнении учащимся предлагаются утверждения с пропущенными словами, которые необходимо восстановить в соответствии с содержанием текста. Слова для справок предложены отдельно в таблице. Это упражнение призвано контролировать умение строить правильные высказывания с опорой на содержание текста.
Упражнение №3
«Put the words in the right order»
Учащимся необходимо расставить предложенные слова в правильном порядке так, чтобы получилось цельное предложение. Такое упражнение позволяет оценить сформированность навыка построения грамматически верных высказываний.
Упражнение №4
«Find the mistake»
Для того, чтобы проконтролировать умение работать с содержанием текста, учащимся предлагаются высказывания на английском и русском языках. В русском варианте допущена неточность. Необходимо, опираясь на предложение-оригинал, найти ошибку и исправить её.
Текст № 2 «Piglet and Tiger»
Упражнение №1
«Listen to the text and answer my questions»
Прослушав текст, учащиеся отвечают на вопросы по содержанию. С помощью данного упражнения мы могли оценить умение анализировать текст, вступая в дискуссию с собеседником, навык говорения, умение реагировать на вопрос и грамматически верно строить повествовательные предложения и краткие ответы.
Упражнение №2
«Choose the right variant»
Это упражнение в виде теста предлагается с целью контроля умения работать с содержанием прослушанного текста. Из ряда предложенных высказываний учащиеся выбирают одно, соответствующее содержанию текста.
Упражнение №3
«True or false?»
Для того, чтобы оценить умение вести дискуссию по предложенной теме, учащимся предлагается подтвердить или опровергнуть высказывание, соответствующее или не соответствующее содержанию текста. При этом особо ценно использование разговорных клише и структур типа «I agree», «I disagree», которые являются показателями осознанного говорения и умения вступать в дискуссию и вести беседу.
Упражнение №4
«Put the sentences in the right order»
В этом задании необходимо расставить предложения в правильном логическом порядке в соответствии с их последовательностью в прослушанном тексте. Успешное выполнение такого упражнения указывает на умение строить связный рассказ.
В процессе выполнения всех этих упражнений мы делали качественный и количественный анализ аудитивных и коммуникативных умений и навыков учащихся. Поскольку диагностические параметры исследования учащихся остались теми же, что и на констатирующем этапе эксперимента, в зависимости от качества выполнения заданий учащиеся обеих групп получали от 1 до 3 баллов.
Проведя контрольный этап эксперимента по выявлению навыков аудирования и говорения на английском языке, мы получили результаты, которые представлены в таблицах качественного и количественного анализов каждой группы учащихся (№7,8,10,11) и столбовых диаграммах (№ 9, 12).
Экспериментальная группа
Таблица №7. Качественный анализ уровня владения навыками аудирования и говорения на английском языке у учащихся на контрольном этапе эксперимента
Объект контроля |
Навыки аудирования |
Навыки говорения |
|||||||
И. Ф. |
аудиро-вание текста с понима-нием основно-го содержа-ния
|
аудирова-ние с полным понима-нием содержа-ния текста
|
навыки диалоги-ческой речи (ответы на во-просы) |
умение давать оце-ноч- ные сужде- ния |
навыки моноло-гической речи |
умение синтакси- чески верно выстраи-вать предложе- ния |
умение логичес- ки верно пере- давать информа-цию |
всего баллов |
уровень |
Кара И. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
16 |
с |
Кван Д. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
16 |
с |
Лидле К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
16 |
с |
Николаев В. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
18 |
в |
Николенко Е. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
18 |
в |
Паяг Е. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
16 |
с |
Палка Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
13 |
с |
Радулов В. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
10 |
н |
Савчук Я. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
15 |
с |
Сизов А. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
11 |
н |
Скляренко М |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
17 |
с |
Сорочан А. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
с |
Халупов Я. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
18 |
в |
Цуркану А. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
18 |
в |
Чебан А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
20 |
в |
Чухненко Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
18 |
в |