Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:55, статья
В данной статье рассматриваются различные пути и способы обучения английскому языку с использованием методов, раскрывающих творческий потенциал ребёнка и его способности в процессе обучения английскому языку .Кроме того рассматривается и организующая роль учителя ,направленная на раскрытие творческого потенциала обучаемых с целью более прочного усвоения и применения знаний как на уроке так и вне его.
Творческий подход в обучении английскому языку
ФатееваТ.А.
МОУ КСОШ №2, Каргасок, Томская обл.
В данной статье рассматриваются различные пути и способы обучения английскому языку с использованием методов, раскрывающих творческий потенциал ребёнка и его способности в процессе обучения английскому языку .Кроме того рассматривается и организующая роль учителя ,направленная на раскрытие творческого потенциала обучаемых с целью более прочного усвоения и применения знаний как на уроке так и вне его.
Все мы с вами дети природы. И в каждом из нас заложена уникальность и неповторимость. И как только мы начинаем это чувствовать, сразу же начинает раскрываться наш творческий потенциал. Точно так же и с детьми, окружающими нас в школе.
Что такое урок? Обычный школьный урок. Это огромное космическое пространство, безграничная возможность для творчества. Необходимо создать на уроке школу радости, т.е. учение с любовью , увлечением. В нашем языке существуют три таких ключевых слова -любопытность, любознательность, трудолюбие. Корень один - «люб», т.е. любовь. Если в ваших глазах, голосе и действиях на уроке ребёнок увидит любовь, это вернётся к вам сторицей.
При этом, учитывая, что иностранный язык особенно разносторонний предмет, связанный практически со всеми школьными предметами и напрямую с различными сторонами нашей жизни, проводить этот урок особенно интересно и увлекательно.
Осознанное увлечение идеей урока, улыбка, как визитная карточка его, радость и теплота в глазах учителя приводят ребёнка к самоутверждению на уроке, к мысли «Я могу, Я умею, Я способен». Не забывайте говорить комплименты по поводу любого его даже незначительного успеха и тогда он, так же как и вы, станет воплощением радости от только что свершённого, понятого, открытого. Непременно начинайте и заканчивайте урок фразами типа: «I' m glad to see you» , заранее делая установку на успех.
Важный фактор действенности урока - это его позитивная эмоциональная насыщенность среды, атмосфера психологического доверия между учителем и учеником. Каждая встреча должна быть новой, и уроки не должны быть похожи друг на друга. Каждый урок должен иметь своё лицо, свой сюрприз, учитель должен обладать умением перевоплощаться.
В этом случае ребёнок будет идти на урок с ожиданием чего-то нового, с ожиданием радости. Необходимо создать на уроке ситуацию успеха («Вам письмо», «Волшебная коробочка», «Фея чудес», «Микрофон - почемучка».) и веры в собственные силы, и тогда вы сможете увидеть вспышку детского таланта. Обязательно на уроке должен присутствовать атрибут успеха: "Солнышко", "Планета улыбок и радости", "Ступеньки успеха".
Только улыбка, песня или весёлый разговор должны начинать и заканчивать урок, давая ребёнку полное ощущение радости свершившегося. Созданию творческой атмосферы на уроке способствует и наш "Океан надежд - Здравствуй, моё завтра", когда ребёнку дается возможность окунуться в атмосферу нового материала будущего года, почувствовать с помощью учителя, что он сможет преодолеть новые трудности уже сейчас! Нужно разбудить личность ребёнка, убедить его во мнении "Я могу, я способен, я не хуже других". Главный принцип работы: познай самого себя. Установка на урок: "Открытие рядом с нами". Необходимо утвердить детей в чувстве собственной значимости на уроке, опрос и оценку ответов проводить с установкой на сегодняшнюю и будущую радость ученика. Ребёнок всегда должен видеть результат своего труда.
Для создания творческой мастерской на уроке можно использовать различные приёмы и методы работы. Любой вид работы, любое задание должно иметь своё название с установкой на исследование.
В области развития лексического запаса можно использовать следующие приёмы:
При введении новой лексики проводим показ мод (новые слова) задавая при этом вопрос: Как выглядит слово? Какой у него характер?(отработка звуков, правописания,),используя дополнительно приём ”Искатели" (поиск синонимов, антонимов к этим словам) и приём «Близнецы»(ассоциации с похожими по звучанию русскими словами). Например: стул всегда любит пить чай (chair). Глазки смотрят на мир и удивляются и их назвали "eye". Обезьяна любит есть манную кашу и её назвали "monkey", "nose" - живёт не один, унего есть родственник - нос и т.д.
"Разведчики" (поиск незнакомых лексических структур и слов, понимание их средством языковой догадки, либо работа со словарём)
"Конструкторы" (составление предложений, слов из разрозненного материала)
"Дизайнеры" (украшение предложения прилагательными, устойчивыми выражениями)
"Корректоры" (нахождение ошибок в речи, чтении и письме одноклассников - "незнаек")
"Капитан с подзорной трубой" (подбор слов по определённому признаку)
"Строители" (составить дом из слов на последнюю букву, из букв данного слова, расставить предложения в правильном порядке, составить предложение из слов)
"Доктор Айболит" (тренировка в орфографии слов)
"Шифровальщики" ( запись транскрипцией предложений и наоборот, запись слов по номеру букв алфавита)
"Сыщики" (употребление предлогов в предложении)
Каждый нарабатывает свою копилку слов; создаёт к ней толковый словарик, объясняющий характер вновь найденного на Острове сокровищ слова. При составлении рассказа, развитии темы работаем с солнышком, каждый лучик которого даёт нам какую-либо информацию о предмете обсуждения.
Если
кто-то из детей отвлёкся, его внимание можно привлечь фр
Грамматика Влюбите детей в грамматику! Идите методом исключения! Не говорите, что это трудно! Делайте установку: "Это всё легко и просто!" Вводите грамматические конструкции в сказках, историях, песнях и стихах, театральных действиях. И тогда она не покажется скучной и занудной, а будет интересной и увлекательной, а дети возьмут на себя роль исследователей-сказочников, разбирая разные правила.
Тренировка структур "Я хочу", "я собираюсь", "мне бы хотелось"
Создание "Дерева желаний "(введение данных структур)
"Цветик - семицветик "(употребления их в развёрнутых высказываниях).
Притяжательный падеж существительных. Мы попали в богатую страну, где живут владельцы огромных состояний и как свидетельство состояния носят мантию (окончание S) ,прикрепляя её булавкой. Сзади идёт слуга, который следит, чтобы мантия не спала. Например: Mike's pens.
Местоимения(личные) Мы - японцы. Сложив руки "ладошка к ладошке" перед собой, мы кланяемся друг другу, здороваясь по-японски, при этом произнося японское "здравствуйте": I he she it уоu they (в быстром темпе - Зраза). При этом местоимения запоминаются очень хорошо.
Времена глаголов:Сказка о городе "Глагольске", где каждое время имеет свои улицы и переулки, а жители каждого дома свой уклад жизни и привычки. Сочинения: "Страницы истории", "Мой сон", "Планета будущего", "Мечта моей жизни", "Моё прошлое, настоящее и будущее..." Обороты: "There is...", "There are..."Швейцары в замке своих хозяев, постоянно докладывающие, что и где находится и любящие строгий порядок в нём.
Глагол:"tо be"-ленивый король, без которого не может обойтись ни одно предложение без действия. Но так как он ленив, за него всегда работают слуги, глагольные связки: "am", "is", "are"
Повелительное наклонение:(Постановка "В гостях у приказчика")
Постановка вопросов(настоящее и прошедшее
время)- "Любопытные соседи" (соседи
выспрашивают всех и обо всём), «Почемучки»
(вопросы для интервью),Незнайки-любознайки(
Модальные глаголы:Составление "Кодекса чести" юного джентльмена или леди.
Прилагательные: (степени сравнения)Сказка о "Любушке - похвальбушке"
Предлоги:Сказка о "Маше - растеряше"
Числительные: Игра "Полёт к дальним планетам". Составление "весёлого задачника" с включением в него максимума пройденной лексики и разные формы числительных.
ФОНЕТИКА Мелодичность фраз и предложений хорошо отрабатывается на стихах и песнях, а так же в "оркестре" слов, где главным режиссёром является наш английский язычок, и конечно же в "игре на ложках деревянных", где хорошо отрабатывается ритм.
При отработке звуков хорошо идут такие формы работы как: «Птичья школа», «Дикторы радио и телепередач», «Звуковое письмо», «Путешествие в сказочный мир звуков», (истории о правилах чтения различных звуков).
Отработка транскрипции идёт в таких видах работы, как «Зашифрованное письмо», где нужно прочитать текст написанный в транскрипции; «Одень слово»(записать слово буквами вместо значков),«Рыбалка», где «рыбки» - транскрипционные значки, мы её «ловим» -читаем с доски и затем каждый варит «уху», (составляет слова, предложения с этими звуками). У кого самая «вкусная» (правильная), «наваристая» (много слов, предложений) уха? Сколько «рыбок» -(звуков) сорвалась с крючка? (при их произнесении)
Отработка звукового улавливания звуков и соотношение их с буквенным выражением в слове идёт в фонетических диктантах «В каких домиках» (словах) живёт наш друг - звук?
Перед чтением предложения обязательно спрашиваем; Какое настроение у этого предложения? Какого цвета слово? (ударные слоги, интонация)
АУДИРОВАНИЕ Этот вид работы, если он идёт от голоса учителя, лучше проводить на фоне музыки при закрытых глазах. Таким образом ребёнка ничего не отвлекает и он заранее настраивается на восприятие текста. Затем на основании услышанного ребёнок создаёт свою "картинную галерею" образов, о которых получил информацию и выступает экскурсоводом по ней. А художественные критики-дети, отмечают ошибки в работе "художника", задают вопросы и наконец сами оживляют "представленные картинки", а затем пишут собственный рассказ-изложение по ней, используя в нем свое видение сюжета.
Таким же образом, но немного в ином плане, можно проводить и сравнительное аудирование, где требуется более глубокое осмысление подаваемого материала. На доске представлены несколько картин - "Опять двойка", "Сестрица Алёнушка". После слухового восприятия, без обзора картины, дети, увидев их, определяют: "О какой же картине идёт речь? "И подтверждают свою догадку, приводя в пример ключевые слова, эпитеты, глаголы действия, выразительные средства услышанного. Впоследствии идёт озвучивании картин. Каждый берёт на себя образ героя любой из предоставленных картин и разыгрывает его согласно сюжету картины, «вживую», стараясь более точно и образно передать внутренний мир в репликах и монологах. В результате ребёнок выполняет триединую задачу - восприятие речи на слух - определение языковых средств с ориентацией на опору и развитие практики устного рассуждения путём использования всех языковых средств, имеющихся у него в наличии, расширяя при этом свой запас лексики, видение проблемы, представленной в картине.
Развитие устной речи -это вообще отдельная песня! Призовите себе на помощь «Совет мудрецов» (обсуждение поставленной проблемы) "Путешественников" (диалог культур) "Психологов" (выявление и обсуждение поступков главных героев в тексте)"Социологов" (выражения общего мнения, отношения к прочитанному, увиденному, услышанному)
На фоне музыкальных произведений, например, "Петя и Волк"(Прокофьева), "Времена года"(Чайковского), задаю вопрос«Какого цвета музыка?», (при ответе идёт процесс активного употребления прилагательных.) «О чём она нам рассказывает?». При этом воссоздаём образы музыкальных картинок, отрабатывая навыки употребления речевых клише, штампов в своей речи, использования эпитетов при создании своего «музыкального» отрывка в речи, такого же красивого и характерного, как только что прослушанное музыкальное произведение.
Необходимо создавать на каждом уроке речевую перспективу и воплощать идею речевого приоритета. Этой цели как нельзя болыше способствует «Азбука общения», «Светские беседы леди и джентльменов», «заседание Английского клуба», «Вечер у камина», что впоследствии способствует созданию «словарика английской жизни ».
Ребёнку необходимо как можно больше и глубже погружаться в языковую среду урока, чтобы он «заговорил». Для этого и нужно всегда создавать мотивацию, ситуацию общения, создавать жизненный стимул для него. К примеру можно обыграть выражение «У меня новость!» вследствие чего идёт развитие речи на тему новостей представленных в данный момент.Этому способствует и создание радио- и телепередач на темы близкие их создателям. Например: « Спокойной ночи ,малыши»,"Школьные странички", "Мой зоопарк", "Мы и родители", "”Пока все дома " .
Накопив опыт в радио и телепередачах можно взяться и за создание фильма на английском языке. Работа большая, трудоёмкая, но, поверьте, она стоит того. Дети, ощутив себя частичкой творческого процесса, почувствуют всю зависимость своего вклада в процесс изучение языка и будут непременно рады этому.
Письменной речи способствует такие формы работы как:
"Архитекторы" (строим текст - изложение)Проба пера" (выражение мыслей на письме)
"Связисты" (установление связи между разрозненными фактами текста)
"Почтамт моих друзей" (пишем письма одноклассникам на английском языке, получаем ответы, затем идёт обсуждение подборки писем).
"Расскажи мне о себе" (ведение личного дневника наблюдений и эмоций по отношению к окружающему миру, событий и фактов заслуживающих особый интерес)
Журнал детского литературного творчества "Калейдоскоп" на английском языке (творческие работы детей разных возрастов, отражающие различные стороны нашей жизни в поэзии и прозе)
Информация о работе Творческий подход в обучении английскому языку