Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 09:48, курсовая работа
Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.
Введение …...............................................................................................................3
Общая характеристика работы……………………………………………….....4
Г л а в а 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1. История развития ритмической гимнастики…………………………...6
1.2. Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста…10
1.3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение ………………………………12
Выводы п о I г л а в е………………………………………………………….18
Г л а в а 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста ………………...19
2.2. Пути определения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....25
2.3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координационных движений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………....29
Выводы п о I I г л а в е…………………………………………………………..33
Заключение ………………………………………………………………………….34
Список используемых источников ……………………………………………….35
Приложения…………………………………………………
Таблица 4
Контрольная группа.
И.Ф. ребёнка
| Упражнения для рук | Упражнения для ног | ||||
Упр. № 1 | Упр. № 2 | Упр. № 3 | Упр. № 4 | Упр. № 5 | Упр. № 6 | |
1. Галлямова Юля | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
2. Орлов Миша | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
3. Сиркизюк Тимур | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
4. Сухорукова Валерия | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
5. Рафикова Лиана | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
6. Николаев Денис | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
7. Ильбульдина Аделя | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 |
8. Власов Миша | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9. Гончарова Катя | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 |
10. Нестеренко Маргар. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Из всего выше сказанного следует, что развитие координационных движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей - процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.
Для проверки эффективности разработанных комплексов ритмической гимнастики для воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста был проведён сравнительный педагогический эксперимент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.
Положительные сдвиги в уровне координационных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных. Однако темп прироста в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольных.
В результате проведенного эксперимента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.
В результате всей проводимой работы: подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ воспитателя с согласованными комментариями, учёт принципов систематичности и последовательности, дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, у малышей повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.
Список используемых источников
1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М.: Просвещение, 2003г.
2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 2003г.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 2001г.
4. Дети и здоровье. - (Материалы научно-практической конференции по проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 2006г.
5. Журналы //Дошкольное воспитание//, 2007г. № 2,3,9; 2007г. №11
6. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. - М.: Советский спорт, 2000г.
7. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. - Утренняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 2005г.
8. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утренняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 2004г.
9. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.
10. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. - Мн.: Полымя, 2002г.
11. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 2001г.
12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 2001г.
13. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 2003г.
14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 2006г.
15. Теория и практика физической культуры (Научно-теоретический журнал) №11, 2005г.
16. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов. М.: - 2003г.
17. Б. Эрбах, У. Польстер Гимнастика круглый год. - Мн.: Полымя, 2001г.
Приложение1
Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы
Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем через центр по 4 человека в 4 колонны.
1. “Наклоны головы в сторону”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо, 2 - И.п., 3 –наклонить голову влево, 4 - И.п.
2.“Наклонны головы вперед и назад”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вперёд, 2 – И.п., 3 – наклонить голову назад, 4 – И.п.
3.”Поднимание плеч”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поднять плечё, 2 – опустить, 3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.
4. “Плечи вперед и назад”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 – И.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – И.п.
5.”Поднимание стопы на носок”
И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу на носок, согнув её в колене, при этом, делая плавные движения руками перед собой , 2 – тоже с левой ноги, 3-4 – повторить. Тоже на обеих ногах.
6.“Хлопни”
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –развести руки в стороны, 2 – подняться на носочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 – И.п., 4 – согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.
7.“Повернись”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.
8.”Часики”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в замочке над головой. 1 – наклониться вправо, сказать “Тик”, 2 – И.п., 3 – наклониться влево, сказать “Так”, 4 – И.п.
9.”Спрятались-показались”.
И.п.: о. с. 1- присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – И.п.
10. “Хлопни под ногой”.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги, 4 – И.п.
11. “Попрыгаем”.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
“Крестик” – прыжки, скрещивая ноги.
“Из стороны в сторону”
12.”Бег на месте, захлест назад”
13.”Марш на месте”.
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.
Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.
14.“Спрячем ножки”.
И.п.: сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки упор сзади. 1 – согнуть в колене правую ногу, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги. Затем тоже 2 ноги вместе.
15.”Наклонись пониже”.
И.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – наклониться вперёд, делая шагающие движения руками, 5-8 – возвратиться в исходное положение. Затем делать наклоны к правой и левой ноге.
16.”Потянемся”.
И.п.: сидя на коленях, руки внизу.1 – подняться на колени, сделать хлопок над головой, 2 – опуститься, коснуться носочков ног справа, 3 - подняться на колени, сделать хлопок над головой, 4 - опуститься, коснуться носочков ног слева.
17.”Повернём ноги”.
И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1 – обе ноги положить вправо, 2 – И.п., 2 – тоже влево, 4 – И.п.
18.”Брёвнышко”.
И.п.: лежа на спине, ноги прямые, вместе, руки прямые над головой.
1-2 - перевернуться на живот, стараясь не сгибать рук и ног, 3-4 – И.п.
19.”Корзиночка”.
И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-4 – ноги согнуть в коленях, взяться руками за щиколотки, погнуться, удерживая такое положение, 5-8 – И.п.
20.”Отдыхаем”.
И.п.: лёжа на спине в любом удобном положении.
Марш, перестроение из колонн в круг, уход из зала.
Приложение 2
Комплекс ритмической гимнастики №2 для старшей группы
Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу. Перестроение в 3 звена.
1. “Наклоны головы”
И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс.1- повернуть голову направо, поднять правое плечо, 2-И.п., 3-то же в другую сторону, 4- И.п.
2. “Круг головой”
И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс.1-8 – повернуть голову на право, сделать круг головой , 9-16 – то же в другую сторону.
3. “Поднимем плечи”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – поднять оба плеча, подняться на полупальцы, 2 – И.п.
4. “Будь внимательным”
И.п.: о.с. 1 – правая рука на пояс, 2 – левая то же, 3 – правая к плечу, 4 – левая то же, 5 – правая вверх. 6 - левая то же, 7-8 – хлопки над головой, 9-18 – действия выполняются в обратном порядке, хлопки по бедрам.
5.“Спрятались-показались”
И.п.: о.с. 1 – полуприсесть, руки к плечам, 2 – левая рука вправо с поворотом туловища вправо, 3 - полуприсесть, руки к плечам, 4 – правая рука влево с поворотом туловища влево.
6.“Наклоны вперёд”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – наклон вперёд с отведением правой прямой руки вперед, 2 – И.п., 3 - – наклон вперёд с отведением левой прямой руки вперед, 4 – И.п.
7.“Каблучок”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклониться в правую сторону, поднимая левую руку через верх вправо, поставить правую ногу на каблук, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.
8.“Присядь”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – повернуться на право, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 – И.п., 3 – то же в другую сторону, 4 – И.п.
9.“Крестик”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны. 1 - согнуть, поворачиваясь немного вправо, левую ногу, локтём правой руки коснуться колена левой ноги, 2 – И.п., 3 – то же с поворотом влево, 4 – И.п.
10. “Скакалка”
И п.: стоя, ноги вместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки в такт музыке на двух ногах, затем на правой, на левой, потом переменный бег, руками имитируются движения скакалкой.
11.“Марш на месте”.
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.
12. “Хлопни”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 – волнообразные движения правой рукой перед собой, 4 – хлопок, 5-7 – то же в другую сторону, 8 – хлопок.