Ритмическая гимнастика в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.

Оглавление

Введение …...............................................................................................................3
Общая характеристика работы……………………………………………….....4
Г л а в а 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1. История развития ритмической гимнастики…………………………...6
1.2. Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста…10
1.3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение ………………………………12
Выводы п о I г л а в е………………………………………………………….18
Г л а в а 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста ………………...19
2.2. Пути определения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....25
2.3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координационных движений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………....29
Выводы п о I I г л а в е…………………………………………………………..33
Заключение ………………………………………………………………………….34
Список используемых источников ……………………………………………….35
Приложения…………………………………………………

Файлы: 1 файл

анюта.doc

— 453.00 Кб (Скачать)


3

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение  …...............................................................................................................3

Общая характеристика работы……………………………………………….....4                                                                         

Г л а в а  1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики

1.1.           История развития ритмической гимнастики…………………………...6                                     

1.2.           Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста…10

1.3.           Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение ………………………………12                                              

Выводы     п о   I   г л а в е………………………………………………………….18                                                                              

Г л а в а  2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста

2.1.    Развитие координации у детей дошкольного возраста ………………...19                    

2.2.  Пути определения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....25

2.3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координационных движений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………....29

Выводы     п о   I I   г л а в е…………………………………………………………..33                                                                            

Заключение  ………………………………………………………………………….34                                                                                                        

Список используемых источников ……………………………………………….35                                                                

Приложения…………………………………………………………………………..37                                                                                                         

Введение

              Занятия физической культурой  - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.

Вопросами касающиеся ритмической гимнастики занимались  такие учёные как Жорж Демине, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.

Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому  лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика работы

 

Объект исследования: ритмическая гимнастика.

Предмет исследования: влияние ритмической гимнастики на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка диагностических направленных форм и методов формирования координации.

 

Задачи  исследования: 

1.             Осуществить теоретический анализ сущности развития ритмической гимнастики.

2.             Проанализировать особенности формирования координационных способностей   у детей дошкольного возраста.

3.             Разработать диагностическую программу обследования координации у детей старшего дошкольного возраста и влияние развития на нее ритмической гимнастики.

Гипотеза: поскольку  ритмическая гимнастика  включает в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические  движения, которые подчинены определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой,  вероятно, весь этот комплекс воздействия направлен на формирование у детей координации движений.

 

Методология исследования: в основу научного поиска положена диагностическая теория использования физических упражнений, направленных на формирование координации рук и ног в сочетании с музыкальным сопровождением различного темпа.

 

Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования, наблюдения,  диагностирование,  практическая деятельность автора в качестве воспитателя дошкольного учреждения, анализ планов воспитательно-образовательной работы, педагогический эксперимент.

 

Научная новизна исследования: состоит в том, что разработано содержание, формы и методы диагностического обследования координации у детей старшего дошкольного возраста; охарактеризована методика проведения ритмической гимнастики.

Теоретическая значимость исследования: раскрыта возможность координационных способностей у детей дошкольного возраста, сущность проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении.

 

Практическая значимость исследования: адаптирована  диагностика и разработана педагогическая методика обучения физическим  упражнениям, направленных на координацию движений рук и ног, посредствам ритмической гимнастики, определены критерии эффективности.

 

На защиту выносится следующие положения:

1.      Сущность ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2.      Критериями эффективности владения координационными движениями является сформированности двигательных способностей, показателями которых выступают: естественная активность, ориентировка в окружающем пространстве, равновесие, пластичность, точность движений, динамическая выносливость, произвольное расслабление мышц, управление моторикой, направлением движений.

3.      Основными направлениями в формировании координационных способностей является поэтапное усложнение движений, ритмичность, четкость показа воспитателя в согласовании с комментариями.

4.      Подготовка детей к проведению ритмической гимнастики предполагает учет принципов постепенности, систематичности, последовательности, учет возрастных особенностей и решение задач по формированию координационных и двигательных способностей, развитию творчества и активности дошкольников.

 

Структура и объём курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложения.

Полный объём текстовой части курсовой работы в количестве 34      страниц, включая 7  рисунков на  2  страницах,  4  таблицы на   3   страницах. Объём, занимаемый списком использованных источников, составляет  2 страницы   (17 наименований на русском языке).   2  Приложения размещены на   6 страницах.

 

Глава   1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики

 

1.1   . История развития ритмической гимнастики.

 

Мало кто знает, что  корни ритмической гимнастики берут свое начало в глубо­кой древности. Чтобы выжить в борьбе с природой, перво­бытному человеку нужны были ловкость, сила, выносли­вость. Такие качества он развивал в начале во время охоты, рыбной ловли. Позже, занимаясь земледелием, скотоводст­вом, человек использовал с этой целью определенные, много­кратно повторяемые движения - физические упражнения.

При первобытнообщинном строе подготовка к охоте, сбору урожая, другим важным событиям отмечалась различ­ными ритуалами, включавшими ритмичные имитационные движения. Во время совместного выполнения их членами рода или племени развивалась согласованность коллектив­ных действии. Одновременно совершенствовались жизненно важные навыки, воспитывались физические качества.

По мере классового расслоения общества и развития государств возникала необходимость военной подготовки. Физические упражнения стали приобретать военно-приклад­ную направленность. Ритмизированные, т. е. выполняемые в ритме определенной мелодии, движения военных, трудо­вых и других ритуальных танцев были одновременно и зре­лищем, и средством физической подготовки. Со временем они приобретали все большую зрелищную направленность. При этом дальнейшее развитие получали эстетически вырази­тельные, ритмично выполняемые движения. Особой вырази­тельности ритмизированные танцы достигли в Древней Ин­дии. Обучение им проходило в специальных закрытых шко­лах. В античной Греции ритмичные движения входили в ритуальные танцы орхестрики.  Танцующий должен был с помощью ритмичных движений выразить определенную мысль, идею, а для этого ему надо было обладать высоким чувством ритма, быть физически подготовленным, владеть своим телом. Кроме этого, танцору необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки и искусства того времени.

Высоко ценили ритмичные движения эллинские фило­софы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захваты­вает сознание, как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной, воздейст­вует на чувства, воспитывает человека.

Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Так, танцующий имитировал метание копья или поединок с противником. Одновременно манипу­лировал щитом, защищаясь от реальной угрозы -    летящих в него камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцы развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества, необходимые воину.

С переходом к феодальным общественным отношени­ям античная культура постепенно приходила в упадок. Цер­ковь насаждала аскетизм, проповедовала отречение от жиз­ненных благ, в том числе и от физической культуры. Даже детские игры, танцы рассматривались как греховные. Изме­нения коснулись и военного дела. Теперь тяжело вооружен­ному, закованному в латы воину нужны были сила и устой­чивость. Такие качества, как ловкость, быстрота и вынос­ливость, которые вырабатывались с помощью ритмизированных физических упражнений без лат и не в седле, потеряли свою ценность. Поэтому ритмизированные движения сохра­нялись лишь в танцах.

В эпоху Возрождения физическая культура переживает новый подъем. Получают распространение игры с мячом, вер­ховая езда, фехтование, гребля, устраиваются различные сос­тязания. Ритмизированные движения продолжают развивать­ся в танцах, которые превращаются в самостоятельный вид искусства. На рубеже Х1У-ХУ веков Доменико да Пьяченца (да Ферара) издает трактат "Об искусстве танцевать и во­дить хоры", в котором на основе народного танца и гречес­ких традиций закладывает основы балетной хореографии. Затем появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других. Искусство танца и в этот период используется как средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движения, развлечения.

Так одна из разновидностей ритмической гимнастики – орхестриха была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Домели создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включалось сразу несколько суставов и сегментов тела в течении 3-10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительности 1-3 минуты. Продолжительность урока – 60 минут для взрослых и 30 минут для детей.

Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм, движения был оперный певец Ф.Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением.

Профессор Женевской консерватории Жак-Далькроз (1865-1950) – композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.

В отношении к этой гимнастике было не мало и скептиков, писавших, например: “Ритмическая гимнастика – дрессированный пляс. Эта гимнастика умерщвляет в душе человека волю к свободному самоопределению. ” Однако негативные отзывы не помешали бурному росту её популярности. Системы Домели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их  в соответствии со всеми взглядами. Особую чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бегом, лёгкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела.

Информация о работе Ритмическая гимнастика в детском саду