Ритмическая гимнастика в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.

Оглавление

Введение …...............................................................................................................3
Общая характеристика работы……………………………………………….....4
Г л а в а 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1. История развития ритмической гимнастики…………………………...6
1.2. Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста…10
1.3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение ………………………………12
Выводы п о I г л а в е………………………………………………………….18
Г л а в а 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста ………………...19
2.2. Пути определения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....25
2.3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координационных движений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………....29
Выводы п о I I г л а в е…………………………………………………………..33
Заключение ………………………………………………………………………….34
Список используемых источников ……………………………………………….35
Приложения…………………………………………………

Файлы: 1 файл

анюта.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

2.             Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне — при передаче мяча и т. д.).

3.             С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолиро­ванных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения (например, упражнения с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем  и, в особенности, в старшем дошкольном возрасте.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшест­вующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохра­нить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают сле­дующие общеразвивающие упражнения:

1.             Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.

2.             Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).

3.             Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.

4.             Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т.д.).

5.             На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).

Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обусловливают значительные трудности в исследованиях движений человека. Поэтому в нейрофизиологическом пла­не лучше всего изучена координация в простейшем звене - суставе; обладающей одной степенью свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

Большой интерес вызывает вопрос о том, в какой мере выявленные у животных закономерности координации мышц-антагоциотов применимы к координации естественных движений человека. В ряде сравнительно ран­них электромиографических исследований активности мышц-антагониотов при движениях (Альтенбургер, 1937; Хоббара, 1939 и пр.) было установ­лено, что активность мышц при движениях имеет переменный характер возбуждение одной мышцы происходит на фоне торможения ее антагони­ста. Это подтверждало существование механизма реципрокной иннервации в естественных движениях человека. В ряде случаев, правда, исследо­ватели наблюдали одновременную активность антагонистов, преимущест­венно при очень быстрых  ритмических  движениях, а также в неудобных позах и непривычных движениях.

Более поздние данные свидетельствуют не в пользу мнения о преобладающем значении реципрокной иннервации в координации естественных движений. Отношения между мышцами-антагоннстами, несмотря на наличие врожденной реципрокной иннервации, оказываются столь же многообразными и гибкими, как и отношения между любыми другими мышцами. В этой связи очень важно вы­яснить взаимоотношения мышц-антагониотов при выработке двигательного навыка, ибо это дает возможность сопоставить относительную роль в их координации врожденных и приобретенных механизмов. Действительно, вопрос о роли реципрокной иннервации является по существу частью более общей проблемы взаимоотношений врожденных и приобретенных механизмов при осуществления двигательного акта.

Наибольший интерес для педагогов представляют данные о соотноше­нии в работе симметричных мышц контралатеральных конечностей, чем в конечном счете определяются многие естественные движения и спортив­ные упражнения. В этой области разносторонние и интересные исследова­ния проведены В.С.Фарфелем и его сотрудниками.

При изучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтверж­ден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат ре­зультаты опытов о детали дошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем переходили на поочередные движе­ния, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети трех-четырех лет с большим трудом совершали последовательные прыжки двумя ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение почти без ошибок.

Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л.Ряузова (1962) показано, что при круговых движениях рук все ис­пытуемая действовали обеими руками симметрично. Если правая рука дви­галась по часовой стрелке, то левая - против часовой. Это означает, что в работе одновременно участвуют симметричные мышцы обеих рук. По­пытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличений, скорости они переходили в симметричные. По-видимо­му, различия между координациями верхних и нижних конечностей сфор­мировались в процессе антропогенеза; верхние конечности человека утратили свою локомоторную функцию и вместе с ней перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и беге для сохранения равновесия тела.                                                

А.В.Коробков (1961) в результате экспериментальных физиологиче­ских исследований приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных  двигательных  меха­низмов. По данным М. М.Кольцовой, к семилетнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения. Последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное, но быстро проходящее влияние на процессы возбуждения. все  виды внутреннего торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказываются более стойкими. В старшем дошкольном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Развитие регуляторных функций двигательной системы ребенка во многом объясняют исследования возрастных особенностей реципрокной иннервации мышц; интенсивное развитие реципрокной  регуляции мышц происходит в период от пяти до семи лет и в подростковом возрасте. По данным B.С. Фарфеля, процесс управления координированными действиями приостанавливается у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-14 лет. Реципрокные отношения, как известно, не являются единственной формой управления мышечным аппаратом. В. С.Фарвель  и его сотрудники показали, что у детей на разных этапах онтогенеза наблюдались более или менее предпочтительные сочетания совместных движений верхних и нижних конечностей. Дети только к се­ми-восьми годам способны к управлению симметричными прыжковыми движениями, т.е. к синхронной работе двух ног.

Для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без  специального обучения и более точно и координировано, чем  перекрестные. Перекрестная координация является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык  отличается прочностью. Обучение детей произволь­ному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и  соразмерять собственные действия, совершенствует произ­вольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка peгyлировать и  соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил,  является средством познания возможностей своего двигательного аппарата.

Обсуждая явления переноса навыков и двигательных качеств, В. С. Фарфелъ приходит к заключению, что особую ценность должны приобретать такие педагогические действия, которые ставят задачу не только привития конкретных умений, но и развития определенных обязанностей, имеющих генерализованные значение. К таким способностям он относит выносливость, быстроту, чувство времени, пространственные ощущения координированность. По данным В.П.Назарова, А.И.Козлова  координация в одних движениях может быть повышена развитием координированности в других, сходных по степени координационной сложности. Определив контрольными упражнениями, уровень координационных способностей   В.П.Назаров и А.И.Козлов специальными упражнениями развивали эти способности. После соответствующего периода дети выполняли задание  на координацию на резко возросшем уровне.

 

 

2.2.           Пути определения координационных способностей

у детей старшего дошкольного возраста

 

  При выборе двигательных заданий по определению координированных возможностей детей дошкольного возраста  руководствуются рядом общих положений. Наиболее благоприятным периодом в развитии координа­ционных механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двига­тельная деятельность способствует развитию координационных возможностей  ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области физического воспитания дошкольников свидетельствуют об их способности к усвоению сложных в координационных отношений видов движений.

До настоящего времени координация движений у детей дошкольного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от сте­пени усвоения техниках движений. Изучением координации в специально подобранных двигательных заданиях занимались В.С.Фарфель и его сотруд­ники В.П.Назаров,  А.И.Козлов,  А.П. Виноградова  и др. По их мнению, двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям:

             не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия специальных двигательных навыков;

             не требовать специального обучения.

Эти требования соблюдались при под­боре двигательных заданий.  Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за движениями,  при подборе двигательных за­даний создаются условия для концентрации внимания на основной дви­гательной задаче - на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в мономоторных актах, общеразвивающих упражнениях.

         Для создания оптимальных условий при выполнении упражнений  отводится отдельное место (на участке, спортивной площадке, в помещении и т.п.), чтобы дети могли сосредоточится. Дети получают показ (три раза) в замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показ упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, ампли­туда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлага­ется его повторить в ускоренном темпе. Всего дается 3-4 повторения, оценивается лучший результат.

При разработке и выборе контрольных заданий на определение коор­динационных возможностей детей дошкольного возраста в движениях руками учитывается следующие, имеющиеся в литературе данные:

             координация в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног; элементарной двигательной координацией для верхних конечностей че­ловека является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная;

             возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наи­более сложным для старших дошкольников является выполнение ими упражнения с несимметричными движениями рук;

             качество выполнения координации движений рук в  значительной степени зависит от направления движения;

             ускоренный темп выполнения двигательных заданий с несимметричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричные движения, т.е. вся возрастающая скорость правильного выполнения задания свидетельствует о прочности качества координации;  с увеличением возраста дети лучше сохраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;

             корреляция между уровнем координационных зависимостей, уровнем физического развития и силой рук отсутствует.

При проверке координации движений рук использовались  следующие упражнения:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые движения правой рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие  движения при ходьбе).

 

Упражнение 2. вертикальная плоскость. Начать движение вверх, вниз правой рукой, сгибая ее локтевом суставе, присоединяя  по команде левую  руку. Движения  поочередные: левая рука вверх,  правая вниз и наоборот.

 

Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения противоположные.

 

При подборе двигательных заданий по определению возможности сов­местных координированных действий рук и ног исходят из следующих положений:

             перекрестная координация  в работе рук и ног увеличивается устой­чивость при выполнении основных видов локомоций к общеразвивающих уп­ражнений;

             более естественной легкой в выполнении является  односторонняя координация;

             большую сложность для детей дошкольного возраста представляет концентрация внимания на одновременном  действии четырех конечностей, поэтому  двигательные задания должны быть простыми по технике выполнения;

             на проявление координации движения рут и ног большое влияние оказывают:

                   а) направленность совершаемых действий;

                        б) темпы их  выполнения;

                   в) методика демонстрации показа словесного пояснения.

 

Для проверки уровня  развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Отвести в сторону  правую   руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот. 

 

Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую  в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и  наоборот).

 

Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

 

Так  как  освоение сложнокоординированных двигательных  действий  связано с  напряжением  внимания,  следует  первоначально создать у детей представление об этом движении. Как известно, представление  о каком-либо движении влечет за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это  движение. Поэтому детям, прежде всего, дается  показ в обычном темпе,  затем дается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образца.  После этого предлагается  вместе с педагогом  выполнить данное движение.

Информация о работе Ритмическая гимнастика в детском саду