Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.

Задачи исследования:

Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.
Рассмотреть особенности развития знаний, умений и навыков на уроке технологии
3. разработать план-конспекты уроков;

4. провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты основы знаний, умений и навыков в процессе обучения ……………………………………………………………...5

1.1 Знания, навыки и умения в процессе обучения …………………………..5

1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии …………………………………………………………………........11

Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке ………………………………………………………………...17

2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе ……………………………………………….........17

2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской …………………………………………………………………….....20

2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе …………………………………………………………………………….27

2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента …………………….29

Заключение ……………………………………………………………………...32

Список используемой литературы …………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Пашки по ТиМОТиП.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      2.4 Анализ результатов  педагогического  эксперимента

      Эксперимент проводился во время педагогической практики МОУ Средняя образовательная школа г. Щекино в 5а классе на уроке технологии.

      Цель: проверить эффективность методики формирования практических умений ручной деревообработки в условиях недостаточной инструментальной базы столярных мастерских.

      В эксперименте было задействовано 10 школьников 5а класса:

  1. Бакугов Игбал
  2. Горшенин Дмитрий
  3. Леонкин Никита
  4. Моцный Дмитрий
  5. Нестеров Василий
  6. Павлик Дмитрий
  7. Полетаев Алексей
  8. Сульхарнаев Рушан
  9. Сычев Павел
  10. Шевелев Иван

      Проведение  эксперимента было ориентировано на цели и задачи исследования.

      В ходе педагогического эксперимента рассматривается выбор объекта  труда, совпадающих с желанием учащихся их изготавливать, обеспеченный материально и охватывающий тематику разделов программы.

      В ходе анализа результатов эксперимента я пришел к выводу, что при недостаточной материальной базы школьных мастерских разработанные приемы разделения труда способствуют формированию практических умений и навыков на уроках технологии.

      В ходе проведения эксперимента с использованием разработанных дидактических материалов для проведения занятий можно отметить, что учащиеся с большей легкостью, чем в начале экспериментальной работы выполняли предложенные им задания, уровень практических умений и навыков повысился. Учащиеся без затруднений выполняли процессы обработки древесины: пиление и строгание, правильно использовали чертежные инструменты, с желанием и интересом выполняли практическое задание по технологии. Учащиеся не копировали действия учителя, а осознанно выполняли индивидуальные и групповые задания.

      Результаты  проведённого нами педагогического  эксперимента подтверждают справедливость гипотезы исследования, а именно, что приемы разделения трудовых операций учащихся в условиях неполной комплектации мастерских оборудованием обеспечат формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.

      Данная  методика обеспечивает активное и осознанное усвоение школьниками практических умений и навыков; предусматривает  использование в процессе обучения метода проектов и поэтому обеспечивает получение школьниками технологического образования.

      Вывод по второй главе

      Во  второй главе рассматривается методика формирования практических умений и  навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерской оборудованием. Проводится анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе, а также рассматривается организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской и этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе.

      Результаты  проведённого нами педагогического эксперимента подтверждают справедливость гипотезы исследования, а именно, что приемы разделения трудовых операций учащихся в условиях неполной комплектации мастерских оборудованием обеспечат формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.

 

       Заключение 

      Практическим  результатом данной выпускной квалификационной работы явились разработки методического  материала для учителя технологии по проведению уроков, практических работ  и дидактического обеспечения для проведения занятий в условиях неполной комплектации школьных мастерских. Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя технологии на уроках.

      Практически на всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать практические умения и навыки. Но не все учителя придают этой проблеме значение. Дипломная работа систематизировала и сгруппировала основные и необходимые знания по методике обучения технологии: правильно пользоваться чертежными инструментами, выполнять эскизы, технические рисунки, передавать форму, размеры; учащиеся научились пользоваться инструментами для обработки древесины. Проведя формирующий эксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные им задания с легкостью и с интересом.

      Знания, умения и навыки, полученные, на уроках технологии дают первоначальные сведения о различных профессиях. Учитель  технологии на уроках должен грамотно преподнести материал касающихся основных умений и навыков присутствующих в любых рабочих профессиях, что очень актуально в настоящее время в связи с нехваткой рабочих кадров в России.

      Цель  курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены и гипотеза подтверждена.

 

       Список используемой литературы 

  1. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом « Университет», 2000. – 112 с.
  2. Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки: Проф. учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1988. – 159.:ил.
  3. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
  4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. пособие для учащихся 5 – 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.: ил.
  5. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 462 с.
  6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  7. Лаптев Г.Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа и производство. – 2003. - №5. – с 84 – 85
  8. Обучение технологии в средней школе: 5 – 11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Б-ка учителя технологии).

9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 508 с.

  1. Сидоров В.П. Обработка древесины в процессе обучения технологии / Школа и производство. –2004. -№ 3. –С. 24-26.
  2. Степанов Б.А. технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для нач. проф. образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.– С. 336.
  3. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
  4. Столярное дело: Учеб. пособие для 7 и 8 кл. вспом. шк. / Б.А.Журавлев, - М.: Просвещение, 1989 – 223 с.
  5. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  6. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2003. – 256 с.
  7. Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 304с. – (Современное образование).
  8. Трудовое обучение: Проф. учеб. пособие для 4 кл. сред. шк. / А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
  9. Тхоржевский Д.А. Практикум по курсу «Методика трудового обучения»: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2008 «Преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобр. школы». – М.: Просвещение, 1980. – 112с.
  10. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 287 с.
  11. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

Информация о работе Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии