Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.

Задачи исследования:

Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.
Рассмотреть особенности развития знаний, умений и навыков на уроке технологии
3. разработать план-конспекты уроков;

4. провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты основы знаний, умений и навыков в процессе обучения ……………………………………………………………...5

1.1 Знания, навыки и умения в процессе обучения …………………………..5

1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии …………………………………………………………………........11

Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке ………………………………………………………………...17

2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе ……………………………………………….........17

2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской …………………………………………………………………….....20

2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе …………………………………………………………………………….27

2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента …………………….29

Заключение ……………………………………………………………………...32

Список используемой литературы …………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Пашки по ТиМОТиП.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      В школе и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика  овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и  преодолению неуспеваемости.

      Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить  в отрыве от усвоения урочной системы (т. е. программой). Эти два процесса должны протекать параллельно. Практически  это значит, что при усвоении урочной  темы необходимо подобрать такие упражнения, задания и т. п., которые одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но в любом случае должны быть проверены все учащиеся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке

      2.1 Анализ учебных  программ и методической  литературы по  изучению тем деревообработки  в 5 классе 

      В анализе учебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 класса объемом 16 часов рассматриваются следующие:

      Вводное занятие (2ч)

      Содержание  и задачи раздела «Технология  обработки древесины». Организация  труда и оборудование рабочего места  для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.

      Сведения  по материаловедению. Элементы графической  грамоты (2ч)

      Древесина как природный конструкционный  материал. Применение древесины в  народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.

      Понятие о техническом рисунке, эскизе и  чертеже детали призматической формы. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте.

      Изучение  конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым  деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.

      Разметка, строгание и пиление (4ч)

      Столярный или комбинированный верстак, его  назначение и устройство. Приемы и  последовательность разметки с помощью  шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.

      Инструменты, приспособления для строгания и  пиления. Устройство и назначение рубанка.

      Поперечные  и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.

      Стусло  как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения  производительности труда при пилении.

      Приемы  строгания, поперечного и продольного  пиления. Правила безопасности труда  при выполнении этих операций.

      Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины (2ч)

      Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.

      Изготовление  деталей из древесины, имеющих отверстия.

      Отделка деталей и их подготовка к сборке (2ч)

      Приемы  зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением  шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости  поверхностей сравнением с образцами  или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.

      Сборка  и отделка изделий (4ч)

      Сборочный чертеж. Правила чтения сборочных  чертежей. Способы соединения деталей  из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного  расположения деталей.

      Украшение изделия выжиганием. Сущность данного  способа отделки. Инструменты и  приспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания  и при помощи нагретых металлических  стержней определенного профиля (штемпелей).

      Подготовка  поверхностей под окраску. Окраска  изделия. Правила безопасности труда  при работе с лакокрасочными материалами. Профессии специалистов по обработке  древесины.

      Практические  работы, предусмотренные программой для учащихся 5 класса:

      Составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним-двумя  элементами. Чтение чертежей и инструкционно - технологических карт изготавливаемых  деталей.

      Подготовка  к работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и приспособлений в соответствии с инструкционно - технологической картой. Организация рабочего места и создание безопасных условий труда.

      Изготовление  изделий, включающих операции: строгание  пласти и кромки; разметку, пиление  древесины поперек и вдоль  волокон с применением стусла; сверление отверстий с помощью ручной дрели; зачистку обработанных поверхностей напильником с грубой насекой и шлифовальной шкуркой; покрытие лаком или водными красителями. Контроль качества изделий.

      Лабораторно – практические работы, предусмотренные программой:

  1. Определение пород древесины и ее пороков.
  2. Контроль основных параметров качества деталей (формы, размеров, шероховатости каждой элементарной поверхности и взаимного расположения поверхностей на детали) призматической формы и тел вращения.

      Практическим  умениям и навыкам, получаемым в 5 классе можно отнести следующие:

  • организацию рабочего место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;
  • выполнение основных операций по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
  • контроль качества изготавливаемых изделий;
  • владение простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;
  • иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов;
  • выполнение работы в заданное время;
  • проявление элемента творчества на всех этапах;
  • соблюдение правила безопасной работы ручными инструментами [8].
 

      2.2 Организация практической  деятельности учащихся  в столярной мастерской 

      Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами – режущими, колющими, ударными, измерительными – нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища.

      Правила поведения в учебных мастерских:

      1. Соблюдать порядок и режим  работы в учебных мастерских:

  • являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
  • иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
  • в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место.

      2. Строго соблюдать правила безопасности  труда.

      3. Содержать в чистоте и порядке  рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам.

      4. После урока убрать рабочее  место и сдать их учителю.

      Основным  оборудованием столярной мастерской является верстак. Обработку древесины  выполняют на столярном верстаке. Известно много конструкций столярных верстаков. Несмотря на многообразие столярных верстаков, все они имеют деревянное или металлическое основание (подверстачье) и деревянную крышку с зажимами.

      Инструменты на верстаке должны лежать так, чтобы  ими было удобно пользоваться.

      В зажиме столярного верстака используется винтовой механизм. С его помощью вращением рукоятки ходового винта, которое вызывает перемещение прижимного бруска, можно закреплять или освобождать обрабатываемую деталь.

      Высота  крышки столярного верстака от пола должна соответствовать росту работающего. Проверить это соответствие можно так. Встаньте у верстака и положите ладони вытянутых рук на крышку. Если при этом вам не приходится наклоняться или сгибать руки, то высота крышки установлено правильно.

      На  поверхности верстака не должно быть повреждений. Винтовой зажим должен иметь легкий ход.

      Верстак – основное рабочее место столяра. Столяры изготовляют мебель, оконные  рамы, двери, игрушки, отдельные детали вагонов, судов, автомобильных кузовов. Рабочие этой специальности должны хорошо знать строение, свойства, пороки древесины, умело использовать ее текстуру.

      При выполнении большинства работ по ручной обработке дерева необходимо прочно закреплять обрабатываемую заготовку. Для этой цели на слесарном верстаке устанавливают специальное зажимное приспособление – слесарные тиски. В зависимости от характера выполняемой работы используют стуловые, параллельные или ручные тиски.

      Стуловые  тиски получили свое название от способа  крепления их на деревянном основании  в виде стула. В дальнейшем они были приспособлены для фиксации на верстаке. Параллельные неповоротные тиски состоят из основания, с помощью которого крепятся болтами к крышке верстака, неподвижной и подвижной губок.

      Ручные  слесарные тиски используют при  опиливании или сверлении небольших деталей, которые неудобно или опасно держать руками.

      Одним из основных элементов организации  рабочего места является его планировка, при которой учитываются требования научной организации труда.

      Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше, но в зоне досягаемости свободно вытянутых рук при наклоне корпуса вперед (к верстаку) не более 30%.

      По  возможности избегают такого размещения оборудования, которое требует поворотов  и особенно наклонов корпуса, а также перекладывания предметов из одной руки в другую.

      Для изготовления любого изделия надо знать  его устройство, форму и размеры  деталей, материал, из которого они  сделаны, способы соединения деталей  между собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническом рисунке.

      Чертеж  – это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.

Информация о работе Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии