Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель исследования – разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Задачи исследования:
Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.
Рассмотреть особенности развития знаний, умений и навыков на уроке технологии
3. разработать план-конспекты уроков;
4. провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты основы знаний, умений и навыков в процессе обучения ……………………………………………………………...5
1.1 Знания, навыки и умения в процессе обучения …………………………..5
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии …………………………………………………………………........11
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке ………………………………………………………………...17
2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе ……………………………………………….........17
2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской …………………………………………………………………….....20
2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе …………………………………………………………………………….27
2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента …………………….29
Заключение ……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы …………………………………………….
Министерство по образованию и науке Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Л. Н. Толстого»
Кафедра
«Педагогики и методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Теория и методика
обучения технологии и предпринимательства»
на тему:
«Развитие умений
и навыков в процессе
обучения технологии»
Выполнила: студент группы 5 «А»
Гарькаев
П.
Руководитель
проекта:
Тула 2010 год
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава
1. Теоретические аспекты основы знаний,
умений и навыков в процессе обучения
……………………………………………………………...5
1.1 Знания, навыки и умения в процессе обучения …………………………..5
1.2. Процесс формирования
практических умений и навыков
на уроках технологии ………………………………………………………………….....
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке ………………………………………………………………...17
2.1. Анализ учебных
программ и методической
2.2. Организация
практической деятельности
2.3. Этапы формирования
умений и навыков ручной
2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента …………………….29
Заключение ……………………………………………………………………...
Список используемой
литературы …………………………………………….33
Актуальность. Как известно, переход из состояния необученности в состояние определенной обученности осуществляется через овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, и каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству их формирования у обучающихся за заданное время.
До 80-х гг. ХХ столетия традиционно считалось, что содержание подготовки специалиста сводится только к этим компонентам. Позже были выделены еще два – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В
новых образовательных
Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.
Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками.
Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Цель исследования – разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Задачи исследования:
3. разработать план-конспекты уроков;
4. провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по технологии.
Предмет исследования - методика формирования практических умений у учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: приемы разделения трудовых операций учащихся обеспечит формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
Глава 1. Теоретические аспекты основы знаний, умений и навыков в процессе обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области1.
Знания — это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.
Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.
Структурируемость — наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.
Интерпретируемость знаний (интерпретировать — значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.
Связность знаний — наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально2.
Активность знаний — способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.
Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.
Данные — это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.
Различают знания декларативные — утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные — описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания — это правила связи, а процедурные знания — это правила преобразования.
Знания:
Умения
Под
умением понимают освоенный человеком
способ выполнения действия, обеспеченный
некоторой совокупностью
Навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Прочность усвоения знаний — одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон»3.
Но если знания забываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?
Целью обучения являются профессиональные умения и навыки.
Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций.
В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное4.
Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.
Помните,
что забывание изученного наиболее
интенсивно идет сразу после обучения,
поэтому время и частота
Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.
Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
Информация о работе Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии