Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель исследования – разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Задачи исследования:
Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.
Рассмотреть особенности развития знаний, умений и навыков на уроке технологии
3. разработать план-конспекты уроков;
4. провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты основы знаний, умений и навыков в процессе обучения ……………………………………………………………...5
1.1 Знания, навыки и умения в процессе обучения …………………………..5
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии …………………………………………………………………........11
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке ………………………………………………………………...17
2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе ……………………………………………….........17
2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской …………………………………………………………………….....20
2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе …………………………………………………………………………….27
2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента …………………….29
Заключение ……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы …………………………………………….
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева.
Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу – спецификацию.
На производстве часто применяется эскиз – изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.
Технический
рисунок – наглядное
Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок – значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.
Прежде чем изготовить какое-либо изделие, заготовку надо разметить, т.е. указать точками и линиями границу ее обработки. Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком.
Столярный угольник предназначен для проведения линий, расположенных под прямым углом друг к другу, и проверки прямых углов.
Измерительная линейка служит для определения размеров после обработки, других измерений, а также для проведения прямых линий.
Рейсмусом наносят разметочные линии от кромки доски или бруска.
От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Не забывайте о припуске. Припуск – слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании – до 5 мм).
Следует обратить внимание учащихся на следующие правила при разметке прямоугольной детали из фанеры:
Обращаем внимание учащихся на то, что, если деталь из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких сторон и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые сторону и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями. Правила проведения разметки рассказывают учащимся в последовательности:
Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов. Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Описание технологии изготовления тех или иных изделий может быть изменено исходя из местных условий, опыта работы. Учитель может сам вносить такие изменения, перекрывая (заклеивая) некоторые операции в учебных картах, или предоставлять учащимся возможность самостоятельно разрабатывать технологический процесс, конструировать недостающие детали и т. д. Учебные карты могут быть использованы учителем как раздаточный материал для учащихся при изготовлении конкретного изделия. В зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, оснащения мастерских возможны следующие варианты использования карт: все учащиеся изготавливают одно и то же изделие (фронтальная работа); учащиеся изготавливают однотипные изделия, отличающиеся конфигурацией и видом отделки (групповая работа); учащиеся изготавливают различные изделия, но схожие по способу изготовления (индивидуальная работа).
Сегодня без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить уроки. Вряд ли новые учебные программы и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, могут быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.
Современная система средств обучения и учебного оборудования составлена в соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и профессиональной школы и предусматривает соответствие новому содержанию образования, новым дидактическим требованиям к организации учебно-воспитательного процесса, новейшим достижениям научно-технического прогресса.
В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся.
Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут.
Второй вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки, а остальные 5 учеников выполняют – строгание заранее приготовленными учителем заготовками. Придя на следующий урок, первые 5 человек приступают к строганию, а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся на выполнение пиление.
Существуют
некоторые особенности
В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.
Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание.
Вначале учитель проводит теоретические занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.
Учащиеся делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек – строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.
До начала пиления учащиеся выполняют разметку, а затем выпиливают деревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкой учащиеся распиливают заготовку в стусле.
При
строгании учащиеся выбирают базовую
сторону выпиленной ранее заготовки,
определяют лучшую и худшую пласти
и кромки, и приступают к строганию
заготовки. А затем зачищают отструганные
заготовки.
2.3
Этапы формирования
умений и навыков ручной
обработки древесины
в 5 классе
В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.
Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практикой рекомендации по особенностям методики их применения в преподавании технологии. Следует иметь в виду обстоятельство: названые методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве.
Словесные
методы широко используются, поэтому
надо отчетливо различать
Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять.
Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, - все это обычные методические условия устного изложения.
В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:
Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую методику:
- показ трудового процесса;
- показ его в замедленном темпе;
-
показ в замедленном темпе
с остановками после каждого
приема, при необходимости –
-
заключительный показ
-
проверка (пробное выполнение) уяснения
учащимися показанного
Практические методы должны варьироваться учителем в применении: в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнение упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат.
Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий.
Методы практических занятий охватывают достаточно широкую область действия учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых и углублению имеющихся знаний.
Информация о работе Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии