Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.

Задачи исследования:

Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.
Рассмотреть особенности развития знаний, умений и навыков на уроке технологии
3. разработать план-конспекты уроков;

4. провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты основы знаний, умений и навыков в процессе обучения ……………………………………………………………...5

1.1 Знания, навыки и умения в процессе обучения …………………………..5

1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии …………………………………………………………………........11

Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке ………………………………………………………………...17

2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе ……………………………………………….........17

2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской …………………………………………………………………….....20

2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе …………………………………………………………………………….27

2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента …………………….29

Заключение ……………………………………………………………………...32

Список используемой литературы …………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Пашки по ТиМОТиП.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      На  чертеже показывают несколько видов  изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева.

      Название  изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу – спецификацию.

      На  производстве часто применяется  эскиз – изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

      Технический рисунок – наглядное изображение  предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием  размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

      Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок  – значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

      Прежде  чем изготовить какое-либо изделие, заготовку надо разметить, т.е. указать  точками и линиями границу  ее обработки. Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком.

      Столярный угольник предназначен для проведения линий, расположенных под прямым углом друг к другу, и проверки прямых углов.

      Измерительная линейка служит для определения  размеров после обработки, других измерений, а также для проведения прямых линий.

      Рейсмусом наносят разметочные линии от кромки доски или бруска.

      От  точности выполнения разметки зависит  качество изделия. Не забывайте о припуске. Припуск – слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании – до 5 мм).

      Следует обратить внимание учащихся на следующие  правила при разметке прямоугольной  детали из фанеры:

  1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии).
  2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца.
  3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали.
  4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали.
  5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали.
  6. Соединяют обе полученные точки.

      Обращаем  внимание учащихся на то, что, если деталь из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких сторон и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые сторону и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями. Правила проведения разметки рассказывают учащимся в последовательности:

  1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию.
  2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали.
  3. Рейсмусом размечают толщину детали.
  4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника.

      Разметку  большого количества одинаковых деталей  или деталей, имеющих криволинейный  контур, осуществляют с помощью специальных  шаблонов. Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.

      Описание  технологии изготовления тех или  иных изделий может быть изменено исходя из местных условий, опыта  работы. Учитель может сам вносить  такие изменения, перекрывая (заклеивая) некоторые операции в учебных  картах, или предоставлять учащимся возможность самостоятельно разрабатывать технологический процесс, конструировать недостающие детали и т. д. Учебные карты могут быть использованы учителем как раздаточный материал для учащихся при изготовлении конкретного изделия. В зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, оснащения мастерских возможны следующие варианты использования карт: все учащиеся изготавливают одно и то же изделие (фронтальная работа); учащиеся изготавливают однотипные изделия, отличающиеся конфигурацией и видом отделки (групповая работа); учащиеся изготавливают различные изделия, но схожие по способу изготовления (индивидуальная работа).

  1. Комплексные изделия могут изготавливаться группой (звеном) учащихся: каждый делает свою деталь, а потом все вместе собирают изделие.
  2. При изготовлении различных деталей желательно, чтобы учащиеся использовали специальные технологические приспособления, позволяющие ускорять выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.

      Сегодня без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить  уроки. Вряд ли новые учебные программы  и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, могут  быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.

      Современная система средств обучения и учебного оборудования составлена в соответствии с требованиями реформы общеобразовательной  и профессиональной школы и предусматривает соответствие новому содержанию образования, новым дидактическим требованиям к организации учебно-воспитательного процесса, новейшим достижениям научно-технического прогресса.

      В значительной степени зависимость  учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся.

      Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются  по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут.

      Второй  вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки, а остальные 5 учеников выполняют – строгание заранее приготовленными учителем заготовками. Придя на следующий урок, первые 5 человек приступают к строганию, а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся на выполнение пиление.

      Существуют  некоторые особенности разделения учащихся на группы:

        • Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п.
  • Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить и подчиняться.
  • Группы работают под обязательным контролем учителя. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты.

      В результате учащиеся осваивают все  процессы обработки древесины.

      Третий  способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание.

      Вначале учитель проводит теоретические  занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.

      Учащиеся  делятся на две группы: 5 человек  выполняют пиление, 5 человек –  строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.

      До  начала пиления учащиеся выполняют  разметку, а затем выпиливают деревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкой учащиеся распиливают заготовку в стусле.

      При строгании учащиеся выбирают базовую  сторону выпиленной ранее заготовки, определяют лучшую и худшую пласти и кромки, и приступают к строганию  заготовки. А затем зачищают отструганные заготовки. 

      2.3 Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе 

      В трудовом обучении все методы могут  быть конкретизированы по трем группам  – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные  и практические.

      Каждая  группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практикой рекомендации по особенностям методики их применения в преподавании технологии. Следует иметь в виду обстоятельство: названые методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве.

      Словесные методы широко используются, поэтому  надо отчетливо различать особенности  каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство  и выразительность, многообразие образов  и понятий, которые можно передать живой речью.

      Словесные методы предполагают несколько непременных  условий, которые профессионал должен выполнять.

      Дикция, темп и четкость речи очень важны  для ее адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, - все это обычные методические условия устного изложения.

      В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

      Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

      Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько  правил, которыми следует руководствоваться:

      Информировать школьников о том, что они будут  наблюдать и с какой целью;

      Организовать  наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

      Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

      Стараться, чтобы важнейшие особенности  предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

      Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

      Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую методику:

      - показ трудового процесса;

      - показ его в замедленном темпе;

      - показ в замедленном темпе  с остановками после каждого  приема, при необходимости – изолированный  показ отдельных сложных движений;

      - заключительный показ трудового  процесса проводится в рабочем  ритме;

      - проверка (пробное выполнение) уяснения  учащимися показанного трудового  процесса.

      Практические  методы должны варьироваться учителем в применении: в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнение упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат.

      Практические  методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, и самостоятельность  школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий.

      Методы  практических занятий охватывают достаточно широкую область действия учащихся, но общее в них то, что преобладает  применение знаний в решении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых и углублению имеющихся знаний.

Информация о работе Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии