Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 01:56, контрольная работа
Обучение – процесс познания учащихся под руководством педагога определенного содержания учебного материала. Чтобы помочь подрастающим поколениям быстро и эффективно усвоить социальный опыт, общество организовало их обучение, которое осуществляется специально подготовленными для этого людьми- педагогами. Педагог транслирует знания, умения и навыки, а учащиеся овладевают ими. Выступая средством образования, обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
1.Обучение как
целенаправленный процесс
Обучение – процесс познания учащихся под руководством педагога определенного содержания учебного материала. Чтобы помочь подрастающим поколениям быстро и эффективно усвоить социальный опыт, общество организовало их обучение, которое осуществляется специально подготовленными для этого людьми- педагогами. Педагог транслирует знания, умения и навыки, а учащиеся овладевают ими. Выступая средством образования, обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Реализация образовательной функции обучения предполагает вооружение обучающихся системой научных знаний и формирование у них специальных и учебно-познавательных умений и навыков.
Воспитательная функция обучения реализуется через его содержательную и процессуальную части. В процессе усвоения содержания образования учащиеся овладевают мировоззренческими, нравственно-эстетическими, санитарно-гигиеническими и другими знаниями, которые являются основой для формирования мировоззрения, социально одобряемых мотивов и привычек поведения.
Развивающая функция обучения предполагает направленность его содержания и организации на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), эмоциональной и волевой сфер личности, двигательной активности, творческих способностей учащихся.
Все функции обучения взаимосвязаны и обусловливают друг друга. В практике обучения реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения осуществляется:
-через планирование
-подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;
-комплексное использование методов организации обучения и контроля за учебно познавательной деятельностью учащихся.
Обучающая деятельность педагога заключается в формировании у учащихся мотивации учения, в планировании, организации и руководстве их учебно-познавательной деятельностью, а также в осуществлении контроля за её результатами.
2.Учебная деятельность и саморазвитие субъекта.
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определённые навыки, умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причём оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т.д.)
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. В процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя.
Трудовая деятельность характеризуется тем, что она направлена на созидание каких-то продуктов, имеющих общественную значимость, для нужных людей. Что касается деятельности учения, её продуктом является изменение самого человека. Он изменяет самого себя, приобретая новые знания. Это и есть продукты его деятельности: новые познавательные возможности,новые практические действия.
Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как её субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.
Деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определёнными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является увоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
3.Воспитание как
целенаправленное воздействие
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества с целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении- как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определённых черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
1)определённых отношений
к предметам, явлениям
2)мировоззрения;
3)поведения(как проявление отношения и мировоззрения).Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Возникновение и функционирование воспитания связано с общественной потребностью в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе.
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Цель воспитательной деятельности есть её мысленно представляемый конечный результат. Общими целями воспитания выступают базовые качества личности, которые являются весьма сложными по своей структуре и содержанию психологическими образованиями.
В процессе воспитания учащиеся должны овладеть социальным опытом, т.е. усвоить систему научных знаний, овладеть способами их применения на практике и опытом социального поведения. Это происходит в процессе учебно-познавательной деятельности, т.е. в процессе обучения. Однако возможности учебно-познавательной деятельности ограничены и не позволяют усвоить всю систему норм и правил социального поведения. Поэтому кроме обучения требуется ещё организация дополнительной специальной внеучебной деятельности, в процессе которой и происходит формирование всей совокупности качеств личности.
Задания по формированию практических компетенций
1.Опишите структуру учебной деятельности студента заочного отделения.
Заочное обучение является одной из форм в системе непрерывного проффесионального образования. Учащиеся заочной формы обучения имеют возможность совмещать работу и учебу. Для планирования занятий составляется календарно-тематический план дисциплины, который утверждается в установленном порядке. Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью студента заочной формы обучения. Основной особенностью заочного обучения является самостоятельная работа учащихся над программным материалом. Для каждого учащегося заочного отделения разрабатывается учебный график. В графике указываются учебные дисциплины, количество часов, сроки и последовательность выполнения домашних контрольных работ, формы текущей аттестации по дисциплине, сроки проведения групповых консультаций, установочных и экзаменационных сессий.
На установочной сессии студентов ознакомляют с методическими рекомендациями, пособиями, руководствами, инструкциями по проведению лабораторных, практических занятий.
Лабораторные, практические занятия проводятся в период лабораторно-экзаменационной сессии.Направлены на совершенствование теоретических знаний и их применение в решении практических задач.
После изучения программного материала и выполнения домашних контрольных работ учащиеся в период экзаменационной сессии сдают экзамены по дисциплине или выполняют обязательные контрольные работы. Домашние контрольные работы выполняются по дисциплинам, определенным учебным планом в сроки, установленные учебным графиком учащихся. Контрольная работа является формой текущей аттестации и одновременно формой обучения учащихся. Задания, методические рекомендации по изучению дисциплин и выполнению домашних контрольных работ разрабатываются преподавателем в соответствии с действующей учебной программой по дисциплине. По результатам выполнения контрольной работы выставляется зачет.
2. Самовоспитание студента. Дайте характеристику этому процессу.
Самовоспитание - это
сознательная и планомерная
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий.
Основной элемент
Одной из важнейших предпосылок успешного решения проблемы побуждения учащихся к самовоспитанию является анализ трудностей, испытываемых ими в работе над собой.
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, преподавателям и кураторам следует активно заниматься его организацией.
По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только преподаватели и кураторы, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.
Особое значение в организации
самовоспитания имеет формирование
у учащихся нравственных идеалов. Носителем
их чаще всего бывает конкретный человек
– выдающийся общественный деятель,
ученый, военачальник, герой труда.
Только в процессе познания образцов
героизма и подвигов, несгибаемой
верности Родине, народу у учащихся
будут формироваться
Информация о работе Обучение как целенаправный процесс развития личности