Обучение как целенаправный процесс развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 01:56, контрольная работа

Краткое описание

Обучение – процесс познания учащихся под руководством педагога определенного содержания учебного материала. Чтобы помочь подрастающим поколениям быстро и эффективно усвоить социальный опыт, общество организовало их обучение, которое осуществляется специально подготовленными для этого людьми- педагогами. Педагог транслирует знания, умения и навыки, а учащиеся овладевают ими. Выступая средством образования, обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 25.45 Кб (Скачать)

1.Обучение как  целенаправленный процесс развития  личности.

 

Обучение – процесс  познания учащихся под руководством педагога определенного содержания учебного материала. Чтобы помочь подрастающим поколениям быстро и эффективно усвоить социальный опыт, общество организовало их обучение, которое осуществляется специально подготовленными для этого людьми- педагогами. Педагог транслирует знания, умения и навыки, а учащиеся овладевают ими. Выступая средством образования, обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Реализация образовательной  функции обучения предполагает вооружение обучающихся  системой научных знаний и формирование у них специальных и учебно-познавательных умений и навыков.

Воспитательная функция  обучения реализуется через его  содержательную и процессуальную части. В процессе усвоения содержания образования учащиеся овладевают мировоззренческими, нравственно-эстетическими, санитарно-гигиеническими и другими знаниями, которые являются основой для формирования мировоззрения, социально одобряемых мотивов и привычек поведения.

Развивающая функция обучения предполагает направленность его содержания и организации на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), эмоциональной и волевой сфер личности, двигательной активности, творческих способностей учащихся.

Все функции обучения взаимосвязаны  и обусловливают друг друга. В практике обучения реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения осуществляется:

-через планирование образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения;

-подбор соответствующего  содержания учебного материала  и видов учебно-познавательной  деятельности учащихся;

-комплексное использование методов организации обучения и контроля за учебно познавательной деятельностью учащихся.

Обучающая деятельность педагога заключается в формировании у  учащихся мотивации учения, в планировании, организации и руководстве их учебно-познавательной деятельностью, а также в осуществлении контроля за её результатами.

 

 

2.Учебная деятельность  и саморазвитие субъекта.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определённые навыки, умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причём оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т.д.)

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. В процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя.

Трудовая деятельность характеризуется  тем, что она направлена на созидание  каких-то продуктов, имеющих общественную значимость, для нужных людей. Что касается деятельности учения, её продуктом является изменение самого человека. Он изменяет самого себя, приобретая новые знания. Это и есть продукты его деятельности: новые познавательные возможности,новые практические действия.

Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как её субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определёнными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является увоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

 

 

 

3.Воспитание как  целенаправленное воздействие на  личность.

 

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества с целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении- как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определённых черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1)определённых отношений  к предметам, явлениям окружающего  мира;

2)мировоззрения;

3)поведения(как проявление отношения и мировоззрения).Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Возникновение и функционирование воспитания связано с общественной потребностью в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе.

Воспитание – это процесс  систематического и целенаправленного  воздействия на человека, на его  духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Цель воспитательной деятельности есть её мысленно представляемый конечный результат. Общими целями воспитания выступают базовые качества личности, которые являются весьма сложными по своей структуре и содержанию психологическими образованиями.

В  процессе воспитания учащиеся должны овладеть социальным опытом, т.е. усвоить систему научных знаний, овладеть способами их применения на практике и опытом социального поведения. Это происходит в процессе учебно-познавательной деятельности, т.е. в процессе обучения. Однако возможности учебно-познавательной деятельности ограничены  и не позволяют усвоить всю систему норм и правил социального поведения. Поэтому кроме обучения требуется ещё организация дополнительной специальной внеучебной деятельности, в процессе которой и происходит формирование всей совокупности качеств личности.

 

 

 

Задания по формированию практических компетенций

 

1.Опишите структуру  учебной деятельности студента  заочного отделения.

 

Заочное обучение является одной из форм в системе непрерывного проффесионального образования. Учащиеся заочной формы обучения имеют  возможность совмещать работу и  учебу. Для планирования занятий составляется календарно-тематический план дисциплины, который утверждается в установленном порядке. Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью студента заочной формы обучения. Основной особенностью заочного обучения является самостоятельная работа учащихся над программным материалом. Для каждого учащегося заочного отделения разрабатывается учебный график. В графике указываются учебные дисциплины, количество часов, сроки и последовательность выполнения домашних контрольных работ, формы текущей аттестации по дисциплине, сроки проведения групповых консультаций, установочных и экзаменационных сессий.

На установочной сессии студентов  ознакомляют с методическими  рекомендациями, пособиями, руководствами, инструкциями по проведению лабораторных, практических занятий.

 Лабораторные, практические занятия проводятся в период лабораторно-экзаменационной сессии.Направлены на совершенствование теоретических знаний и их применение в решении практических задач.

После изучения программного материала и выполнения домашних контрольных работ учащиеся в  период экзаменационной сессии сдают  экзамены по дисциплине или выполняют  обязательные контрольные работы. Домашние контрольные работы выполняются по дисциплинам, определенным учебным планом в сроки, установленные учебным графиком учащихся. Контрольная работа является формой текущей аттестации и одновременно формой обучения учащихся. Задания, методические рекомендации по изучению дисциплин и выполнению домашних контрольных работ разрабатываются преподавателем в соответствии с действующей учебной программой по дисциплине. По результатам выполнения контрольной работы  выставляется зачет.

 

 

2. Самовоспитание  студента. Дайте характеристику  этому процессу.

 Самовоспитание - это  сознательная и планомерная работа  над собой, направленная па  формирование таких свойств и  качеств, которые отвечают требованиям  общества и личной программе  развития. Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов.

В основе самовоспитания лежит  принцип опережающего отражения  в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает  личность к практическим действиям  по ее реализации, создает стимулы  для проявления волевых усилий.

Основной элемент интеллектуального  самовоспитания студента – учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов, повышении уровня мышления. Важнейшая черта современного обучения в системе непрерывного образования - его направленность на подготовку учащихся к активному освоению ситуаций, связанных с социальными переменами. Для современного студента характерно стремление найти и осмыслить свое реальное место в жизни. Движущими силами самовоспитания являются определенные противоречия. Во-первых, это противоречия между требованиями, предъявляемыми к учащимся и их реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать требованиям его внутреннего мира. Несмотря на почти всеобщее признание необходимости самовоспитания, далеко не все учащиеся целенаправленно и регулярно им занимаются и соответственно достигают значимых результатов. Учащиеся не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить себе общественно значимые цели и пути их достижения. Испытывая различные трудности, как объективные, так и субъективные, большинство учащихся, по их собственному свидетельству, нуждаются в педагогической помощи в самовоспитании.

Одной из важнейших предпосылок  успешного решения проблемы побуждения учащихся к самовоспитанию является анализ трудностей, испытываемых ими  в работе над собой.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, преподавателям и кураторам следует активно заниматься его организацией.

По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические  беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать  им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое  самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным  совершенствованием» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только преподаватели и кураторы, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации  самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем  их чаще всего бывает конкретный человек  – выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой  верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Обучение как целенаправный процесс развития личности