Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа
Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………
В программе «Истоки» (Авторы: Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П.) направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе развития способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности.
Образовательная область «Художественное творчество» содержит следующие разделы: изобразительная деятельность, художественный труд, детская дизайн-деятельность, а так же раздел «дети в музее изобразительного искусства», что способствует ознакомлению детей с миром высокохудожественных произведений и развитию художественного восприятия. Раздел «дети в музее изобразительных искусств» включает такую образовательную задачу как - знакомство с культурными традициями своего края, привитие интереса к народному искусству [22].
Образовательная область «Чтение художественной литературы» содержит отдельные образовательные задачи для детей седьмого года жизни, содержание психолого-педагогической работы, а так же список рекомендуемых произведений для чтения (малые формы фольклора, поэзию, прозу). Программа снабжена системой мониторинга достижения детьми планируемых результатов в художественно-эстетическом развитии.
Разработчики основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» (Березина Н.О., Бурлакова И.А., Веракса Н.Е., Герасимова Е.Н., Гогоберидзе А.Г., и др.) в основу реализации комплексно-тематического принципа построения программы положили примерный календарь праздников. «Это создает основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс» [20].
В программе к каждой образовательной области, в том числе к областям «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчестве» предлагаются примерные виды интеграции с другими образовательными областями.
Область «Чтение художественной литературы» в программе отнесена в направление «Познавательно-речевое развитие». В задачи психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет в области «Чтение художественной литературы входят: формирование целостной картины мира; развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы); приобщение к словесному искусству; развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе.
Содержание области «Художественное творчество» отнесено к художественно-эстетическому развитию и включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Основные задачи психолого-педагогической работы: развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Региональная программа «Байкал-жемчужина Сибири» (Авторы: Мишарина Л.А., Галкина И.А., Галеева Е.В., Зайцева О.Ю., Карпова Н.И., Канащенкова В.В. и др.) разработана для специалистов дошкольного образования, с целью помочь реализовать возможности, которые заложены в п. 2.7. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, связанные с требованиями конкретизации «специфики национальных культур, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс» в более широком плане – в проектировании и реализации регионального компонента дошкольного образования [21].
Программа представляет собой учебно-методическое пособие и комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «познание» для детей 3-7 лет.
Авторы считают, необходимым знакомить детей с историей родного края, ценностями и этнокультурными традициями региона на материале местных художественных произведений (в том числе произведения иркутского писателя Марка Сергеева). Благодаря использованию сибирского литературного материала, дети не только получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том, или ином регионе, но и обогащать свой художественно-эстетический опыт.
Основная задача сибирского литературного материала - познакомить с литературным богатством сибирского края, привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории, народу через художественное слово, формирование первичных ценностных ориентаций [21].
Анализ образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» в общеобразовательных программах: «От рождения до школы», «Радуга», «Истоки», «Успех» - показал, что данные программы предлагают дополнять обязательную часть программы содержанием, отражающим специфику национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Однако в списке рекомендуемых литературных, музыкальных произведений, а так же изделий декоративно- прикладного искусства не предлагаются те, которые бы отражали ценности и этнокультурные традиции Сибирского региона. В настоящее время является проблемой недостаточное количество программ, в том числе по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, учитывающих специфику нашего региона.
Выводы
Предпосылками художественного восприятия окружающей действительности, художественных произведений, в том числе книжных иллюстраций являются - произвольное внимание, понятийное и наглядно-образное мышление, воображение, эстетические суждения, способность к собственному изобразительному творчеству и др.
Книжная графика - иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Создание художественного
Синтез иллюстрации и
В настоящее время является проблемой недостаточное количество образовательных программ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, которые бы отражали в своем содержании специфику национально-культурных, демографических, климатических и других условий Сибирского региона.
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Исследование было проведено на базе МДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида № 1» г. Усолье – Сибирское, с 5 ноября по 20 декабря 2010 года. В исследовании участвовало 30 детей в возрасте 6-7 лет (15 ч. – контрольная группа и 15 ч. экспериментальная группа).
Методы исследования:
Исходя из задач констатирующего эксперимента, детям старшего дошкольного возраста были предложены 3 серии заданий, содержащие по 3 задания, каждая.
1 серия
Цель: выявить уровень
знаний детей о книжной иллюстрации,
умение отличать иллюстрацию от других
видов изобразительной
Задание №1
Материал: репродукции картин художников (портрет, пейзаж, натюрморт), фотография, книжная иллюстрация.
Инструкции ребенку: «Посмотри на эти изображения. Выбери из них книжную иллюстрацию. Почему ты так думаешь? Зачем нужны иллюстрации в книге?»
Задание №2
Материал: иллюстрации Е. Чарушина по книге С.Маршака “Детки в клетке”; Ю. Васнецова русская народная сказка «Дружба зверей»; иллюстрации В.Конашевича из книги Л. Квитко «В гости»; иллюстрации Ю.Васнецова, из сказки «Лисичка - сестричка». Портреты художников-иллюстраторов.
Инструкции ребенку: «Посмотри на эти иллюстрации и портреты художников-иллюстраторов. Положи иллюстрации к портретам художников, которые их иллюстрировали. Почему ты так разложил иллюстрации? Стиль, какого художника тебе нравится больше? Почему?»
Задание №3
Материал: иллюстрации разных художников-иллюстраторов к произведению Марка Сергеева «Глоток океана».
Инструкции ребенку: «Посмотри на эти иллюстрации. Как ты думаешь, их изобразил только один художник-иллюстратор, или разные художники? Почему ты так думаешь?»
Критерии оценки: (Н.А.Курочкина)
Уровни оценки
Высокий уровень: отличает иллюстрацию
от других видов
Средний уровень: умеет
Низкий уровень: не умеет
2 серия
Цель: выявить уровень художественного восприятия детьми книжных иллюстраций, умение чувствовать общий эмоциональный характер иллюстрации, ее настроение; умение анализировать иллюстрацию, связно, логично высказывать свое мнение, использовать в своей речи эпитеты, сравнения; умение выделять средства выразительности (цвет, композиция, рисунок).
Задание №1
Материал: иллюстрация из книги Г.Снегирева “Первое солнышко”, художник Т.Капустина.
Инструкции ребенку: «Как ты думаешь, если бы ты оказался в этом лесу, какое бы настроение у тебя было? Грустное или веселое? Почему? А какое настроение было у художника, когда он рисовал эту иллюстрацию?»
Задание №2
Материал: иллюстрация из
русской народной сказки «Дружба
зверей», художник Ю. Васнецов (в
пересказе И.Соколова-Микитова)
Инструкции ребенку: «Посмотри, внимательно на эту иллюстрацию. Как ты думаешь, эта иллюстрация веселая, спокойная, тревожная, грустная? Почему? Какие цвета использовал художник, чтобы передать настроение зверей? »