Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа
Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………
Рег. №______
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирская
Педагогический институт
Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования
Специальность: 050707 Педагогика и
методика дошкольного образования
Квалификация: Организатор-
методист по дошкольному образованию
Форма обучения: заочная
Курсовая работа по педагогике
Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного
возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
Выполнил: Маслова Л.П.
4 курс, группа 1
Научный руководитель:
Иркутск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………..11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста …………………………………………...14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного
восприятия книжных иллюстраций детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………..
Выводы………………………………………………………………
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность данной
Книжная иллюстрация обладает
уникальными художественными
Знакомство детей с книжной
иллюстрацией развивает
Проблемой в области художественного восприятия дошкольниками иллюстраций занимались такие ученые – исследователи как Дехтерев Б. (1973г.), Кионова В.Я (1971-1975г.), Мирошкина Р.А. (1975г.). В настоящее время вопрос художественного восприятия детьми книжных иллюстраций остается мало изученным.
Успешность модернизации
дошкольного образования в
Благодаря региональному компоненту образования дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том или ином регионе [20].
В современных образовательных программах аспект развития художественного восприятия представлен с учетом того регионального компонента, где разрабатывалась та или иная программа, что негативно сказывается не только на художественном развитии дошкольника, но и на развитии художественных способностей ребенка. Противоречие между необходимостью развития художественного восприятия дошкольников как социальным заказом общества и зачастую низким уровнем его развития в ДОУ позволяет отметить актуальность проблемы.
Цель исследования: выявить особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста и апробировать педагогические условия, способствующие его развитию в процессе ознакомления с книжными иллюстрациями.
Объект исследования: художественное восприятие как психологический феномен восприятия.
Предмет исследования: развитие художественного восприятия детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что такие особенности художественного восприятия как: образность, субъектность, идейность, эмоциональность, - будут способствовать не только адекватной интерпретации книжной иллюстрации детьми седьмого года жизни, но и собственному художественному творчеству при следующих условиях:
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретические: анализ философской, психологической и эстетической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: наблюдение, беседа, творческие задания, анализ процесса и продуктов изотворчества, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
Статистические: качественная и количественная обработка полученных результатов, метод математического анализа.
Методологическая основа: эстетическая теория о воплощении самосознания человека в его художественной деятельности (Г. Гегель); педагогические концепции художественного развития, опирающиеся на понимание языка искусства как языка выразительного (Д.Б. Кабалевский, В.А. Левин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов); идея диалогичности художественного восприятия (М.М. Бахтин, B.C. Библер); идея сохранения эмоциональной целостности непосредственного восприятия (Л.А. Венгер, В. А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Фаворский и др.); исследования в области психологии эстетического и художественного восприятия Н.А.Ветлугиной, Е.А.Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.; труды по психологии художественного восприятия и теории обучения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Мелик-Пашаева.
Практическая значимость заключается в попытке апробировать педагогические условия, которые будут способствовать развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (47 источников), в работе представлено 6 диаграмм. Объем работы 60 страниц.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме художественного восприятия книжных иллюстраций дошкольниками
Для понимания сущности художественного восприятия сначала рассмотрим процесс восприятия как общую способность человека с точки зрения философии, эстетики, психологии.
Восприятие в философии
– это процесс отражения
(Философский словарь).
Восприятие в эстетике - это сформированная в процессе фило-и онтогенеза человеческая способность реагировать на красоту, распознавать ее в действительности, а так же духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире (А.А. Радугин).
Восприятие в психологии это
- специфическая познавательная
деятельность сопоставления,
Восприятие - целостное отражение
предметов, ситуаций, явлений, возникающих
при непосредственном
Из вышерассмотренных
Основными свойствами
Изучение литературы по
Своеобразие
художественного восприятия, как
пишет Ю.С. Шапошников, состоит
в специфическом и
Необходимый компонент
Оценка
значений объекта затрагивает
эмоционально-волевую сферу.