Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 189.14 Кб (Скачать)

 

 

Рег. №______

 

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирская государственная  академия образования»

Педагогический институт

Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования

 

 

 

Специальность: 050707 Педагогика и

методика дошкольного  образования

Квалификация: Организатор-

методист по дошкольному  образованию

Форма обучения: заочная

 

 

Курсовая работа по педагогике

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного

возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

 

 

 

 

Выполнил: Маслова Л.П.

4 курс, группа 1

Научный руководитель:                                                       Канащенкова В.В. к. психол.н.

 

 

 

Иркутск 2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

Глава  I.  Теоретические  основы исследования  художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с книжной графикой

1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6

1.2. Предпосылки развития  художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………..11

1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста …………………………………………...14

1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20

Выводы……………………………………………………………………………...26

Глава II. Изучение  особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста

2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28

2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..36

Выводы……………………………………………………………………………...39

Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста

3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41

3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42

3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51

Выводы……………………………………………………………………………...52

Заключение………………………………………………………………………...54

Список литературы…………………………………………………………………57

 

 

Введение

 

           Актуальность данной исследовательской  работы определяется местом и  ролью иллюстрированной книги  для психического развития и  художественно-эстетического восприятия  детей. Решение этой задачи  требует планомерной и постоянной  работы.  К сожалению, в настоящее  время в практике ДОУ уделяется  недостаточно внимания  этой проблеме.

           Книжная иллюстрация обладает  уникальными художественными достоинствами  самостоятельного вида изобразительного  искусства, и из всех его  видов является первым подлинным  произведением, входящим в жизнь  ребенка. Как и все виды искусства,  она отражает действительность  через образное, наглядное воспроизведение  ее зримых форм, передает облик  предметов и явлений объективного  мира, все многообразие воспринимаемых  зрением событий  и жизненных  процессов [7].

           Знакомство детей с книжной  иллюстрацией развивает эстетические  чувства, формирует художественный  вкус, дает простор воображению  и собственному творчеству детей  [16].

Проблемой в области художественного  восприятия дошкольниками иллюстраций  занимались такие ученые – исследователи  как Дехтерев Б. (1973г.),  Кионова В.Я (1971-1975г.),  Мирошкина Р.А. (1975г.).  В настоящее время вопрос художественного восприятия детьми книжных иллюстраций остается мало изученным.

Успешность модернизации дошкольного образования в значительной степени зависит от обеспечения  оптимального соотношения между  федеральными и региональными компонентами системы дошкольного образования. Под регионализацией образования понимается учет историко-культурных, социально-экономических, экологических, этнографических особенностей и организации деятельности системы образования.

Благодаря региональному  компоненту образования дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том или ином регионе [20].

            В  современных образовательных программах аспект развития художественного восприятия представлен с учетом того регионального компонента, где разрабатывалась та или иная программа, что негативно сказывается не только на художественном развитии дошкольника, но и на развитии художественных способностей ребенка.  Противоречие между необходимостью развития художественного восприятия дошкольников как социальным заказом общества и зачастую низким уровнем его развития в ДОУ позволяет отметить актуальность проблемы.  

Цель исследования: выявить особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста и апробировать педагогические условия, способствующие его развитию в процессе ознакомления  с книжными иллюстрациями.

          Объект исследования: художественное восприятие как психологический феномен восприятия.

           Предмет  исследования: развитие художественного восприятия детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией  на материале иркутского писателя Марка Сергеева.

         Гипотеза исследования - мы предполагаем, что такие особенности художественного восприятия как: образность, субъектность,  идейность,  эмоциональность, - будут способствовать не только адекватной интерпретации книжной иллюстрации детьми седьмого года жизни, но и собственному художественному творчеству при следующих условиях:

  • создание развивающей среды в группе;
  • поддерживание интереса к книжной иллюстрации;
  • осуществление с детьми системы непосредственно образовательной деятельности.       

 

В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:

  1. Изучить  психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
  2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.

 Методы исследования:

Теоретические: анализ философской, психологической и эстетической  литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: наблюдение, беседа, творческие задания, анализ процесса и продуктов изотворчества, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

 Статистические: качественная и количественная обработка полученных результатов, метод математического анализа.

 Методологическая основа: эстетическая теория о воплощении самосознания человека в его художественной деятельности (Г. Гегель); педагогические концепции художественного развития, опирающиеся на понимание языка искусства как языка выразительного (Д.Б. Кабалевский, В.А. Левин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов); идея диалогичности художественного восприятия (М.М. Бахтин, B.C. Библер); идея сохранения эмоциональной целостности непосредственного восприятия (Л.А. Венгер, В. А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Фаворский и др.); исследования в области психологии эстетического и художественного восприятия Н.А.Ветлугиной, Е.А.Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.; труды по психологии художественного восприятия и теории обучения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Мелик-Пашаева.

          Практическая значимость  заключается в попытке апробировать педагогические условия, которые будут способствовать развитию художественного восприятия  детей старшего дошкольного возраста.

    Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (47 источников), в работе представлено 6 диаграмм. Объем работы 60 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  I.  Теоретические  подходы к проблеме  художественного  восприятия книжных  иллюстраций  дошкольниками

    1. Сущностная характеристика художественного восприятия

            Для понимания сущности  художественного  восприятия сначала рассмотрим  процесс восприятия как общую  способность человека с точки  зрения философии, эстетики, психологии.

Восприятие в философии  – это процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего  отдельные свойства вещей, восприятие дает информацию об объекте в его  целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств.

(Философский словарь).

          Восприятие в эстетике - это сформированная в процессе фило-и онтогенеза человеческая способность реагировать на красоту, распознавать ее в действительности, а так же духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире (А.А. Радугин).

           Восприятие в психологии это  - специфическая познавательная  деятельность сопоставления, соотнесения  возникающих в нем чувственных  качеств  предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета — для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему. (С.Л.Рубинштейн).

          Восприятие - целостное отражение  предметов, ситуаций, явлений, возникающих  при непосредственном воздействии  физических раздражителей на  рецепторные поверхности органов  чувств (А.Н. Леонтьев).

           Из вышерассмотренных определений   процесса восприятия, можно выделить  общее: это  целостное отражение  предметов, ситуаций, явлений   при непосредственном их воздействии  на органы чувств; в процессе  восприятия происходит сопоставление,  соотнесение чувственных качеств,  развивается  умение видеть  красивое в действительности.

          Основными свойствами восприятия,  как общей способности человека  являются: эмоциональность, образность, субъективность, осмысленность. Постоянное  развитие этих качеств ведет  к возникновению более сложной,  специфической формы восприятия - восприятию художественному.

         Изучение литературы по проблеме  психологии восприятия показало, что свойства художественного  восприятия и свойства восприятия  как общей психической способности  совпадают категориально, но свойства  художественного восприятия имеют  свою специфику.

        Своеобразие  художественного восприятия, как  пишет Ю.С. Шапошников,   состоит  в специфическом и неповторимом  сочетании различных по своей  направленности, интенсивности и  значении эмоций. Искусство, его  художественные образы как раз  и являются тем объективным  раздражителем, при помощи которого  мы сознательно можем вызвать  сложную эмоциональную реакцию  – художественное переживание.  Появление этой эстетической  реакции связано, по мнению  ряда авторов (Л.С.  Выготский, М.Ф. Овсянников) с элементарными реакциями субъекта на цвет, звучание, линию, что практически говорит о реакции этого субъекта на форму воспринимаемого объекта [8].

         Необходимый компонент художественного  восприятия - образность. Художественный  образ – специфический, присущий  искусству способ отражения действительности, который создается художником  в творческом процессе. Образность  мысли воспринимающего это художественное  произведение, которое  представляет  собой диалектическое единство  формы, содержания, субъективной  значимости, то есть процесс отражения  художественного объекта есть  отражение не только его объективного  состояния (констатация), но и  его значение для субъекта (оценивание).

      Оценка  значений объекта затрагивает  эмоционально-волевую сферу. Художественное  восприятие как осмысленное восприятие, представляется как цепочка: переживание  (чувство) → осознанность (что  изображено и как изображено) → оценка [9].

Информация о работе Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой