Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа
Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………
В работе было предусмотрено тесное взаимодействие с семьями детей. Родители принимали участие в организации выставок, оснащении развивающей среды в группе, участвовали в совместной с детьми творческой деятельности.
Анализ результатов
Наблюдения показали, что многие дети субъективно, по - своему оценивали один и тот же художественный образ, высказывали свои оценочные суждения. По поведению детей и выражению их лица было понятно, что дети эмоционально воспринимают выразительные средства художественных иллюстраций. Следующий важный момент адекватности восприятия это перевод зрительных образов в словесные, дети использовали при оценке книжных иллюстраций сравнения, эпитеты (светлый, тревожный, яркий, прозрачный, серебристый и др.). У детей активно проявлялось желание создать свой художественный образ или воссоздать образ адекватный авторскому, придумать ему название.
Заключение
Изучая психолого-педагогическую литературу по проблеме художественного восприятия, мы пришли к выводу, что художественное восприятие – это высшая форма восприятия человека, взаимоотражение внутреннего и внешнего мира, в процессе которого происходит взаимоотношение между произведением искусства и реципиентом; результатом такого взаимоотношения становится духовно-ценностная ориентация воспринимающего и умение видеть прекрасное, безобразное, трагическое, комическое.
Предпосылками художественного восприятия книжной графики детей старшего дошкольного возраста являются - произвольное внимание, понятийное и наглядно-образное мышление, воображение, эстетические суждения, способность к собственному изобразительному творчеству и др.
Книжная графика - иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Создание художественного
Синтез иллюстрации и
Анализируя результаты констатирующего этапа исследования художественного восприятия видно, что не все дети способны адекватно воспринимать художественные иллюстрации, проявлять отзывчивость, эмоциональность. Многие дети не могут выразить свое субъективное мнение при рассматривании иллюстраций, имеют небогатый словарный запас. Некоторые дети проявляют желание создать художественный образ, но не проявляют при этом творчества.
После проведенного формирующего эксперимента наблюдалась положительная динамика художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста, которая была обусловлена педагогическими условиями и этапами построенной нами образовательной работы.
Во время проведения формирующего эксперимента мы создавали развивающую среду в группе, осуществляли с детьми систему непосредственно образовательной деятельности (взаимодействие педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей), взаимодействие с семьями воспитанников.
Решая задачи развития, художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева у дошкольников развивается способность видеть красоту окружающего мира родного края, воспитывается эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природному окружающему краю Прибайкалья (животным, птицам, растениям), появляется желание выразить свое отношение к нему через изобразительную деятельность.
Анализ результатов
Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что созданные педагогические условия способствовали развитию образности, субъектности, идейности, эмоциональности художественного восприятия, что способствует адекватной интерпретации книжной иллюстрации, и собственному художественному творчеству детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы: