Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 189.14 Кб (Скачать)

В работе было предусмотрено  тесное взаимодействие с семьями детей. Родители принимали участие в организации выставок, оснащении развивающей среды в группе, участвовали в совместной с детьми творческой деятельности.

Анализ результатов исследования художественного восприятия позволил так же выявить индивидуальные особенности развития художественного восприятия  у детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения показали, что   многие дети субъективно, по - своему оценивали один и тот же художественный образ, высказывали свои оценочные суждения.  По поведению детей и выражению их лица было понятно, что дети эмоционально воспринимают выразительные средства  художественных иллюстраций. Следующий важный момент адекватности восприятия это перевод зрительных образов в словесные, дети использовали при оценке книжных иллюстраций сравнения, эпитеты (светлый,  тревожный, яркий, прозрачный, серебристый и др.). У детей активно проявлялось желание создать свой художественный образ или воссоздать образ адекватный авторскому, придумать ему название.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           Изучая психолого-педагогическую литературу по проблеме художественного восприятия, мы пришли к выводу, что художественное восприятие – это высшая форма восприятия человека,  взаимоотражение внутреннего и внешнего мира, в процессе которого происходит взаимоотношение между произведением искусства и реципиентом; результатом такого взаимоотношения становится духовно-ценностная ориентация воспринимающего и умение видеть прекрасное, безобразное, трагическое, комическое.

Предпосылками художественного восприятия книжной графики детей старшего дошкольного возраста являются - произвольное внимание, понятийное и наглядно-образное мышление, воображение, эстетические  суждения, способность к собственному изобразительному творчеству  и др.

Книжная графика - иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

         Создание художественного образа  в иллюстрации для детей осуществляется  с помощью комплекса специфических  средств художественной выразительности  графики — линии, цвета, рисунка,  композиции.

          Синтез иллюстрации и литературного  произведения, именуемый детской  книгой, – явление сложное и  неповторимое, приводящее к формированию  тонких ассоциативных связей, разнообразию  и глубине мышления, развивающее  чувства и способность выразить  их в словесной форме, в собственной  творческой деятельности.

            Анализируя результаты констатирующего этапа исследования художественного восприятия       видно, что не все дети способны адекватно воспринимать художественные иллюстрации, проявлять отзывчивость, эмоциональность. Многие дети не могут выразить свое субъективное мнение при рассматривании иллюстраций, имеют небогатый словарный запас. Некоторые дети проявляют желание создать художественный образ, но не проявляют при этом творчества.  

После проведенного формирующего эксперимента наблюдалась положительная динамика художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста, которая была обусловлена педагогическими условиями и этапами построенной нами образовательной работы. 

Во время проведения формирующего эксперимента  мы создавали развивающую  среду в группе, осуществляли с  детьми систему непосредственно  образовательной деятельности (взаимодействие педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей), взаимодействие с семьями воспитанников.

Решая задачи развития, художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева у дошкольников развивается способность видеть красоту окружающего мира родного края, воспитывается эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природному окружающему краю Прибайкалья (животным, птицам, растениям), появляется желание выразить свое отношение к нему через изобразительную деятельность.

Анализ результатов исследования позволил выявить индивидуальные особенности развития художественного. Дети старшего дошкольного возраста способны адекватно воспринимать художественные иллюстрации. Это подтверждает то, что они субъективно, по - своему оценивали один и тот же художественный образ, высказывали свои оценочные суждения. В процессе восприятия изобразительно-выразительные средства художественных иллюстраций превращались в эмоциональные, это было видно по поведению детей, выражению их лица. Следующий важный момент адекватности восприятия это перевод зрительных образов в словесные, дети использовали при оценке книжных иллюстраций сравнения, эпитеты. У детей активно проявлялось желание создать свой художественный образ или воссоздать образ адекватный авторскому, придумать ему название.

Проведённое исследование подтвердило  гипотезу о том, что созданные педагогические  условия способствовали развитию образности, субъектности,  идейности,  эмоциональности художественного восприятия,  что способствует адекватной интерпретации книжной иллюстрации, и собственному художественному творчеству детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] СПб.: Питер Ком, 1999.
  2. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]  Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997г.
  3. Волков, Н.Н. Художественное восприятие [Текст] М., 1997
  4. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко [Текст]  . — М.: Педагогика, 1986.
  5. Смирнова,  Е.О.Детская психология [Текст]  – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике. [Текст]  – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  7. Канащенкова, В.В сост. / Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебно-методическое пособие. [Текст]  – Иркутск, 2009.
  8. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. [Текст]  -Ростов н/Д, 2007.
  9. Обухова,  Л. Ф. Возрастная психология: Учебник. [Текст] -М.: Педагогическое общество России, 2001.
  10. Мухина,  В.С. Детская психология [Текст]  - М.: Просвещение, 1985.
  11. Петровский, М. Книги нашего детства [Текст]. – Книга., 1986.
  12. Художественное творчество и ребенок. [Текст]   / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1974. 
  13. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия. [Текст]  М., 1964.
  14. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. [Текст]  М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  15. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. [Текст] -Москва: Просвещение, 1988.
  16. Кудрявцева,   Л.С. Художники детской книги [Текст]  – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  17. Чумичева,   Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст]  – М.: просвещение, 1992.
  18. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  19. Успех: Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования. [Текст]  / Под ред. Фединой Н.В, канд. пед. наук  Москва «Просвещение» 2009.
  20. Байкал – жемчужина Сибири:  Учебно-методичексое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО» [Текст]  /Рук. авт. кол-ва Л.А. Мишарина авторы: Галкина И.А., Галеева Е.В., Зайцева О.Ю., Карпова Н.И., Канащенкова В.В. и др. 2011. – 164с
  21. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [Текст]  / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с.
  22. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд., перераб. и доп. [Текст]  \ Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  23. Сергеев, М.Д. Море синее - Байкал: Рассказы/; Худ. А. Аземша. - М.: Малыш, 1983. - 26 с.
  24. Сергеев,  М.Д.. Глоток океана;  Худ. В.Нагаев. – М.: Малыш, 1999.
  25. Видеоматериал Юбилейный вечер к 70-летию Марка Сергеева / Ред. Бухалова,  И.В.-Иркутск: Иркут. студия телевидения, 1996.
  26. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. [Текст] / под ред. Е.А. Флёрина. – М.: Учпедгиз,1960.
  27. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: ''Союз'', 1997.
  28. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1968
  29. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] / Г.Г. Григорьева – М.: Академия, 1999.
  30. Дружинин, В.Н. Психология творчества. [Текст] / В.Н. Дружинин // Психологический журнал.- 2005.- Т. 26.- №5.
  31. Жуков, Н.Н. В мире искусства. [Текст] / Н.Н. Жуков // Творчество.- 1981. - №9.
  32. Карпова, Н.В. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности. [Текст] / Н.В. Карпова - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2008.
  33. Кибрик, Е. Искусство и дети. [Текст] / Е. Кибрик // Юный художник, 1995. - №2
  34. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1994.
  35. Кудина, Г.Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. [Текст] / Г.Н. Кудина.- М.,2006.
  36. Логинова, В.И. Возможности эстетического развития детей и задачи эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова – М.: Просвещение, 1983
  37. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. Методическое пособие. [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев– Дубна.: Феникс+., 2006.
  38. .Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. [Текст]  - М.: Педагогика,  1987.
  39. Орлов, А.Б. Психология детства: новый взгляд. Творчество и Педагогика. [Текст] / А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1988.
  40. Полунина, В.Н. Искусство и дети. [Текст] / В.Н. Полунина. – М.: Просвещение, 1982.
  41. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. [Текст] / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1975.
  42. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973.
  43. Соколов, А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. [Текст] / А.В.Соколов. М., 2001.
  44. Торшилова, Е.М. Эстетическое развитие дошкольников. [Текст] / Е.М. Торшилова, Т. Морозова. – М., 2004.
  45. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Флёрина.- М.: Учпедгиз, 1956.
  46. Шалина, Л. С. Уроки для самых маленьких. [Текст] / Л. С. Шалин // Юный художник. – 2001. - № 6. – с. 45.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой