Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 189.14 Кб (Скачать)

       Книжная  графика - иллюстрация - рисунок,  образно раскрывающий литературный  текст, подчиненный содержанию  и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

         Книжная графика относится к  изобразительным видам искусства.  Как и все виды искусства,  она отражает действительность  через образное, наглядное воспроизведение  ее зримых форм, передает облик  предметов и явлений объективного  мира, все многообразие воспринимаемых  зрением событий  и жизненных  процессов [7].

          Главная особенность книжной   иллюстрации заключается в том,  что она выступает в синтезе  со всеми элементами книги,  и главное  - самим текстом литературного  произведения, его сюжетом и стилем. С помощью графических средств  иллюстрации выявляют и передают  социальную и художественную  суть иллюстрируемого произведения [17].

          Основным художественным средством  искусства иллюстрации для детей  является образное реалистическое  раскрытие идей литературы и  явлений жизни, смысла всего,  что нас окружает. Оно опирается  на образность детского мышления, на возрастные особенности восприятия [7].

         Образ героя — один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

          Создание художественного образа  в иллюстрации для детей осуществляется  с помощью комплекса специфических  средств художественной выразительности  графики — линии, цвета, рисунка,  композиции книжной страницы, макета  книги в целом.

        Линия в рисунке – основное изобразительное средство, причем имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, дающая изображение данного предмета. Линия может носить различный характер. Как более выразительное средство линия выступает в качестве штриха, который на одном и том же рисунке может быть толще, тоньше, короче, длиннее, идти не сплошной чертой, прерываться или наоборот, ложиться близко друг к другу, создавая впечатление тени. Например, художник  Е.И. Чарушин тонкими, едва заметными линиями изображает мягкую пушистую фактуру меха у животных, разнообразное по очертанию оперение у птиц [21].

        Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому.  Цвет в детской книге,  как показывают исследования, играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка.

     Композиция – это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами. Композиция в живописи и графике означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определенной связи друг с другом, соответственно содержанию. Композиция помогает передать движение, динамику, хотя это сложная задача для художника. Проблема композиции может быть правильно решена только в зависимости от поставленных содержанием задач, только с позиций реалистического отношения к изображаемому [21].

        Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Следует говорить о синтетическом воздействии этих средств художественной выразительности. И все же: как рисовать в детской книге предмет, человека, животных? В. Лебедев писал о том, что рисунок в детской книге должен быть рисунком, прежде всего понятным, и называл основные его признаки: предметность, конкретность, точность и четкость. Развивая эту мысль, автор приходит к выводу, что в рисунке предмета (его формы) должна быть выявлена функция этого предмета [7]. 

          Рисуя человека и стараясь  передать характер персонажа  или его душевное состояние,  художнику следует иметь в  виду некоторые особенности детского  восприятия. В книге постоянным  и близким ребенку способом  изображения и выражения проявлений  душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения. Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюдаемый, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения. [7]. 

  Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка (необходимость тактичного применения светотени, перспективы, ракурсов), что вызывается особенностями детского восприятия.

Синтез иллюстрации и  литературного произведения, именуемый  детской книгой, – явление сложное  и неповторимое, приводящее к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивающее  чувства и способность выразить их в словесной форме [7].

Общение ребенка с книжными  иллюстрациями Марка Сергеева   расширяет возможности литературно-образных систем, здесь происходит не простое  изображение действительности, а  мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление дает возможность ребенку проанализировать многогранные стороны реальной действительности, осознать их, построить к ним свое отношение [16].

Знания о предпосылках развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста позволяют сделать отбор книжной графики на материале иркутского писателя Марка Сергеева.

С Марком Сергеевым работали такие художники иллюстраторы как  И.Оффенгенден, В. Нагаев, В. Фридеман, В.И. Бардина и др. Книги Марка Сергеева для детей дошкольного возраста выглядят ярко и выразительно. Сотворчество писателя и художников - иллюстраторов в этих книгах образует органическое единство, которое и есть детская книга, совместное произведение двух мастеров.

Рассмотрим творческую манеру изображения разных художников-иллюстраторов  к произведению Марка Сергеева «Глоток  океана». «Глоток океана» - история  о крепкой дружбе двух обитателей Байкала - Нерпёнка и Омулька. «Был у нерпы ребенок, забавный Нерпенок. Только был непослушным ребенок с пеленок. Плавал в маминой шляпе, с большими полями и, не слушаясь, папы, дружил с омулями» - так начинает рассказывать о Нерпенке Марк Сергеев.  …«Омульку говорила не раз омулиха: — Доведет тебя дружба с Нерпенком до лиха» - предупреждает мать - омулиха Омулька. И хотя в реальной жизни эти обитатели Байкала находятся в одной «пищевой цепочке», в своем произведении Марк Сергеев смог показать их крепкую дружбу.

Рисунки  к «Глотку  океана» художника - иллюстратора И.Оффенгендена  выполнены в технике рисования карандашами. Художник использует разные цвета, в его рисунках главное не цвет, а линии, штрихи, точки. Линии в рисунках тонкие, прерывистые, плавные, закругляющиеся. Для художника не свойственно заштриховывание пустого пространства, он заполняет его декоративно-украшающими линиями. Например, облако нарисовано тонкими завитками, это придает ему легкость и воздушность. А герой произведения - рыбка Омулек, украшена пересекающимися короткими линиями, что придает его маленькому тельцу видимость чешуи. Волны Байкала изображены волнистыми двойными линиями. Все те же линии использует художник, чтобы передать характер героя, его настроение (веселое, тревожное, сердитое), динамику движения, объем предметов.

 Иллюстрации к произведению  художник изображает в комичной форме. Например: мать - нерпа везет Нерпенка в коляске, похожей на тележку; Нерпенок плавает в маминой шляпе, как в лодке; Омулек спускается на парашюте с фляжкой, в которой находится «глоток океана» и т.д. Обложка книги оформлена художником иллюстратором на контрасте темного фона и белых линий. Четкая видимость белых линий на темном фоне придает им особенную изящность, тонкость, гибкость.

Другой художник-иллюстратор - Вальдер Фридеман свои иллюстрации к произведению «Глоток океана» изображает в технике рисования акварелью. Его рисункам свойственен плавный переход цвета, смешивание, наложение темного на более светлый. Если нужно изобразить Байкал или «тучу-летучу» художник добавляет в акварель побольше воды, отчего туча кажется мощной, тяжелой как будто из нее вот-вот пойдет дождик, а сине-бирюзовый цвет воды Байкала придает ему ощущение чистоты, глубины и прозрачности. Художник Вальдер Фридеман передает форму предметов и героев, используя цветовые пятна. С помощью живописных приемов он представляет их реальный облик, например, изображение Омулька, Нерпенка. Здесь объемность формы передается цветом, а не линией. Способом создания композиции у художника является расположение в центре главных героев произведения. Сюжетно-композиционный центр он выделяет укрупнением изображения героев, используя контрастное цветовое выделение.

Рассмотрим иллюстрации  еще одного художника Владимира Нагаева. Он предпочитает в своих работах зрелищность, «парадный выход цвета» - открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба — все это происходит на глазах у зрителя. Иллюстрации к произведению «Глоток океана» показывают характерный пример умения строить виртуозные цветовые композиции. Здесь торжествует интенсивность цветов, рисунки производят впечатление нарядных, красочных. Цветовая ориентация книги так тонка и умела, что все цвета (синий, голубей, желтый, красный, зеленый) звучат, не затмевая друг друга. В рисунках художник стремиться выделить самое основное, здесь присутствует особая цельность и четкость композиции. Все герои произведения «одеты» художником в человеческую одежду: Нерпенок в большую мамину шляпу, с большими полями, Омулек в кепку отважного моряка, на которой большими буквами написано «Байкал». Манера изображения иллюстраций Владимира Нагаева придает произведению занимательность, красочность. Художник серьезно относится к детскому восприятию и   считает, что эмоциональный мир ребенка богат, поэтому к графическому изображению своих иллюстраций он предъявляет определенные требования: ясность, красочность, выразительность.

Детская литература Марка  Сергеева немыслима без содружества  с художниками-иллюстраторами, так  как в этом содружестве текста и иллюстрации рождается то, что  называется детской книгой. Иллюстрация, дополняя и углубляя содержание произведения, акцентируя его основную идею, пробуждая  в ребенке те чувства и эмоции, которые может вызвать в нас истинное произведение искусства, обогащая его зрительное восприятие - способствует его общему и художественно-эстетическому развитию [4].

 

1.4. Анализ программ по образовательной  области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы»

Модернизация системы  дошкольного воспитания предполагает поиск эффективных подходов к  обеспечению оптимального баланса  между федеральной и региональной составляющими системы дошкольного образования. Под региональной составляющей понимается учет историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей и организации деятельности системы образования. Одним из возможных способов обеспечения оптимального баланса системы дошкольного образования  является  предложенный комплексно-тематический принцип построения  образовательного процесса.

Тематический принцип  построения образовательного процесса основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) позволяет вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов во все образовательные области, в том числе «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период [20].

Основная цель образовательной области «Чтение художественной литературы»– формирование у детей интереса и потребности в чтении и восприятии книг. Программа предлагает реализацию содержания образовательной области, через решение следующих задач: формирование у детей целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Цель образовательной области «Художественное творчество» направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей в самовыражении, и будет решаться через следующие задачи: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Программой  предлагаются списки художественной литературы  для чтения детям (русский фольклор, фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, произведения поэтов и писателей разных стран, произведения для заучивания наизусть).

Вариативную часть общеобразовательной  программы «Радуга» (Авторы: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова,Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон) составляют: региональный компонент (его место обозначено в программе) по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей, учитывающий особенности климата и экологии региона; программы приобщения детей к национальным культурам;  вопросы воспитания любви и уважения к малой родине; а так же компоненты программы, которые отражают особенности видового разнообразия дошкольных учреждений.

В художественно-эстетическое направление  программы входят такие образовательные области как  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Образовательная область «Чтение  художественной литературы»  ставит перед собой цель - вводить детей в мир художественного слова. Программа предлагает пути ее решения: поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе; обсуждать с детьми прочитанное; воспитывать интерес к книге; формировать навыки правильного обращения с ней; обращать внимание детей на авторов произведений, оформление книги (иллюстрации, рисунки и их авторы). Так же программой рекомендуется дополнять раздел на региональном уровне за счет введения в круг чтения детей лучших образцов национальной детской литературы. Дополнять перечень литературных произведений на основе региональных рекомендаций [23].

Задачами работы в программе в образовательной  области «Художественное творчество» являются -  пробуждение эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности и развитие способности  к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).

Информация о работе Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой