Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа
Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………
День недели |
Режим |
Интеграция образовательных областей |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей
среды для самостоятельной |
Взаимодействие с родителями | |||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуаль ная |
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||
1 |
Утро |
Чтение художественной литературы; Коммуникативная; трудовая |
Помощь в организации выставки (протереть полочки, расставить книги) |
|
Организация выставки детских книг писателя Марка Сергеева (в группе) |
Обратиться с просьбой помочь в организации выставки книг Марка Сергеева в группе. Размещение в родительском уголке информации о творчестве Марка Сергеева | ||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Беседа о творчестве иркутского писателя Марка Сергеева Просмотр видеофильма «Марк Сергеев» Чтение произведения «Глоток океана» | |||||||||
Прогулка |
Беседа о выставке книг,
(какая книга понравилась |
Отгадывание загадок о животных Байкала |
| |||||||
Вечер |
Рассматривание и обсуждение иллюстраций в книгах Марка Сергеева «Глоток океана», «Море синее Байкал», «Капля по капле» |
Оформление фотографий, репродукций картин, иллюстраций для выставки (изготовление рамок из бумаги, обклеивание краев) | ||||||||
2 |
Утро |
Музыкально – художественная, познавательно- |
|
Обсуждение и рассматривание иллюстраций книг Марка Сергеева |
Пополнение выставки фотографиями, картинами, иллюстрациями о природе и животных Байкала |
Выставка в родительском уголке рисунков родителей и детей по произведениям Марка Сергеева | ||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Беседа о средствах выразительности, которые использует художник (цвет, композиция, линия) Решение проблемной ситуации «Если б я был художником» (придумывание своих названий картинам, фотографиям, иллюстрациям о природе и животных Байкала). | |||||||||
Вечер |
Прослушивание диска «Голоса Байкала» (голоса птиц, шум воды, ветра) |
|
Игра «Подбери соответствующую этому звуку картинку, фотографию» |
| ||||||
3 |
Утро |
Чтение художественной литературы; коммуникативная |
Помощь в организации выставки (расставить красиво и удобно экспонаты выставки) |
Организация выставки изобраз-х материалов, которыми пользуются художники- иллюстраторы |
||||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Беседа «Кто такой художник-иллюстратор» Повторное чтение произведения Марка Сергеева «Глоток Океана» Дидактическая игра «Разложи правильно» | |||||||||
Прогулка |
Обсуждение изобраз-ных материалов художников (Как бы ты нарисовал?, Чем ты любишь рисовать?, Почему?) |
Придумывание загадок (о красках, карандашах, кисточках и т.д.) |
||||||||
Вечер |
Чтение некоторых отрывков произведения глоток Океана» (по выбору детей) |
Рассматривание и обсуждение иллюстраций в книгах Марка Сергеева |
Дидактическая игра «Разложи правильно» |
На первом этапе исследования свою работу выстраивали таким образом, чтобы знания о творчестве Марка Сергеева и художников - иллюстраторов дети могли получать в совместной деятельности с педагогом, а так же в самостоятельной художественно-познавательной деятельности.
Совместная деятельность
детей с педагогом
В целях развития устойчивого интереса к книгам Марка Сергеева и художникам – иллюстраторам этих книг в самостоятельной деятельности детей, мы организовали предметно-пространственную среду в группе (выставка книг Марка Сергеева с яркими интересными иллюстрациями, фотографий и репродукций картин о природе, животных и птицах Байкала).
Так же в первый этап исследования было включено взаимодействие с родителями (помощь в организации выставки книг Марка Сергеева, привлечение к совместному творчеству детей и родителей), так как именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а родители самые важные и значимые для него люди.
В ходе проведения первого этапа исследования наблюдался эмоциональный интерес детей к книжной графике. Дети постоянно подходили к выставке, рассматривали иллюстрации художников, задавали вопросы, просили прочитать произведения Марка Сергеева.
Второй этап исследования
Цель: развивать художественное восприятие книжных иллюстраций, на материале писателя Марка Сергеева.
Задачи:
День недели |
Режим |
Интеграция образовательных областей |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей
среды для самостоятельной |
Взаимодействие с родителями | ||||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||||
1 |
Утро |
Чтение художественной литературы; коммуникативная; игровая |
Малоподвижная игра «Как Омулек и Нерпенок играли» |
||||||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Владимира Нагаева, его манерой изображения (как использует цвет, как изображает героев, в каком месте текста располагает рисунки, какими материалами пользуется) Рассматривание книги Марка Сергеева «Глоток Океана» с иллюстрациями В. Нагаева. | ||||||||||
Прогулка |
Подвижная игра «Как Омулек и Нерпенок играли» |
Изображение героев произв. «Глоток океана» (рисование мелом на асфальт. дорожке или палочкой на земле) |
|||||||||
Вечер |
Чтение отрывков из произведения «Глоток океана» (по выбору детей) |
Обсуждение и рассматривание иллюстраций В. Нагаева |
Гуашевые краски, кисти, бумага для художественного творчества детей | ||||||||
2 |
Утро |
Продуктивная, игровая |
|
|
Разыгрывание ситуаций из произв. «Глоток океана» |
Организация просмотра рисунков «Мы рисуем гуашью» (по произведению «Глоток Океана») | |||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
«Знакомство с волшебными красками Гуашь» Продолжение знакомства с
творчеством художника – | ||||||||||
Вечер |
Развивающая игра «Цветик-семицветик»
|
Беседа о том, как В. Нагаев использует в своих иллюстрациях цвет (тон, колорит, передача настроения) |
Художественное творчество детей | ||||||||
3 |
Утро |
Чтение художественной литературы; Игровая, продуктивная |
Чтение некоторых отрывков произведения (по выбору детей); |
|
Пополнение уголка изотворчества новыми акварельными красками. |
||||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Беседа о творчестве художника-иллюстратора Вальдера Фридемана Рассматривание иллюстраций художника к произв. «Глоток Океана» Марка Сергеева Обсуждение средств Дидактическая игра «Сравни, чем отличаются» | ||||||||||
Прогулка |
Наблюдение за небом (вспомнить изображ-я художником «тучи-летучи» и сравнить с настоящими тучами) |
||||||||||
Вечер |
Изготовление дид. игры «Волшебные краски» |
Беседа о смешивании красок и получении дополн. цвета для рисования |
|||||||||
4 |
Утро |
Познавательно- |
Дид. игра «Сравни, чем отличаются» (изображения одного героя разными художн.) |
Организация просмотра рисунков «Как мы рисуем акварелью» | |||||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Рисование акварелью «Как краски с водой дружили» Дальнейшее знакомство с, особенностями рисования акварельными красками, особенностями их использования в иллюстрациях В. Фридемана. Экспериментирование с красками и водой (рисование на влажной бумаге, добавление разного объема воды в краску «Что получиться?»). | ||||||||||
Вечер |
Рассматривание иллюстраций
(Какие цвета и оттенки |
Художественное творчество детей акварельными и гуашевыми красками | |||||||||
5 |
Утро |
Продуктивная , трудовая |
Дидактическая игра «Волшебные краски» |
||||||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Знакомство с творчеством художника-иллюстратора И. Оффенгедена; Рассматривание и обсуждение его иллюстраций к «Глотку океана» Марка Сергеева, обращая внимание на средства выразительности, которые он использует (линия, композиция, ритм, связь с текстом, комичное изображение) Игра-занятие «Превращения проволочки» | ||||||||||
Прогулка |
Рисование мелом или палочкой (линии, штрихи, завитки)) |
Игра «Найти похожее на линии» (ветки деревьев, антенны на крышах ит.д.) |
|||||||||
Вечер |
Дидактическая игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?» |
Пополнение уголка изотворчества новыми карандашами, фломастерами, веревочками средней длины и толщины, отрезами проволоки для детского творчества | |||||||||
6 |
Утро |
Музыкально-художественная Игровая, продуктивная |
Изготовление игры «Разрезные картинки» |
|
Организация просмотра продуктов детского творчества «Превращения проволочки» | ||||||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Игра-занятие «Играющие линии», дальнейшее знакомство с творчеством художника иллюстратора И. Оффенгедена. Рисование простыми и цветными карандашами, фломастерами. Прослушивание отрывков инструментальных муз. произведений в разном ритме исполнения | ||||||||||
Прогулка |
Рисование мелом на асф. дорожке или палочкой на земле (линии, завитки, штрихи) |
||||||||||
Вечер |
Муз. игра «Какая мелодия подходит?» (соотношение муз. ритма и линии: короткой, волнистой, прерывистой и т.д.) |
Беседа о передаче ритма с помощью линий, завитков, штрихов. |
Слушание инструментальных музыкальных произведений в уголке изотворчества |
На данном этапе исследования проводилось знакомство с изобразительной манерой художника В. Нагаева, где мы обращали внимание на средства выразительности, которые использует художник (цвет, композиция, колорит иллюстрации, связь изображения с текстом в книге.) У детей появился интерес и желание рисовать гуашевыми красками. Так Лиза и Аня в самостоятельной деятельности проявляли желание рисовать гуашевыми красками, смешивать и экспериментировать с дополнительными цветами. Андрей Д. , Алеша К. принимали активное участие в изготовлении дидактической игры «Волшебные краски», они подсказывали интересные идеи, например у Алеши появилась идея…
Затем происходило знакомство
с изобразительной манерой
Знакомя детей с изобразительной манерой художника И. Оффенгендена, мы старались вызвать у детей интерес к контурной линии, как средству выразительности в рисунке, к ее образным превращениям, видоизменениям. Обращали внимание детей на комичность в рисунках художника.
При рассматривании и обсуждении иллюстраций разных художников многие дети проявляли желание высказать свое субъективное мнение. Они могли высказывать самостоятельные, доказательные эстетические суждения о художественных достоинствах иллюстраций. Например, Андрей К. рассматривая изображения Омулька художником В.Фридеманом, использовал в своих высказываниях такие выражения как: «серебристый бочек», «солнечный цвет», «поблескивает на солнце» и т.д.
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривала обязательную взаимосвязь двух форм образовательной работы с детьми: образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательной деятельности осуществляемой в ходе режимных моментов.
Дети видели и правильно называли средства выразительности художников. Например, Лиза замечала настроение героя произведения по общему колориту иллюстрации «художник изобразил небо темно-серое, потому что Нерпенок заболел». Ребята могли видеть индивидуальную творческую манеру изображения разных художников. Катя С.: «Этот художник рисует линиями, они тонкие и разной формы, как будто нарисованы цветными карандашами или мелом, а другой художник рисует гуашевыми красками, он рисует пятна, используя разные цвета».
Закреплению знаний о средства художественной выразительности, имен художников-иллюстраторов и книг, которые они иллюстрировали, способствовали дидактические игры «Разложи правильно», «Сравни, чем отличаются?», «Где, какой художник?», и др., которые были изготовлены в совместной деятельности педагога с детьми.
Третий этап исследования
Цель: развивать умение задумывать и создавать художественный образ, самостоятельно подбирая для этого изобразительные материалы, средства выразительности.
День недели |
Режим |
Интеграция образовательных областей |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей
среды для самостоятельной |
Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
1 |
Утро |
Продуктивная , познавательгно- |
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением нерпы, омуля |
Зрительное и тактильное «исследование» моделей-игрушек нерпы и омуля |
Помощь в изготовлении объемных моделей героев произведения «Глоток океана» - Нерпенка и Омулька | ||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Просмотр видеофильма о животных Байкала (нерпы). Беседа – рассуждение «Почему детеныши нерпы бывают белыми» Лепка «Нерпенок и Омулек»; Рассматривание и обсуждение готовых работ детей |
||||||
Вечер |
Дидактическая игра «Угадай - ка» с мячом (на закрепление манеры
изображения разных |
Театрализованная игра «Как Омулек спас своего друга Нерпенка» |
|||||
2 |
Утро |
Продуктивная , трудовая, коммуникативная |
Игра – пазл «Собери и отгадай» (разрезные картинки – иллюстрации художников иллюстраторов) |
Пополнение уголка изотворчества изобразительными материалами, камешками для рисования на них. |
Организация выставки творческих работ детей Презентация книги с иллюстрац. по произведению Марка Сергеева «Глоток океана» | ||
Непосредственно образовательная деят-ть |
Бесседа-знакомство с нетрадиционной техникой «Рисование на камне» Рисование на камне (по произведению Марка Сергеева «Глоток океана). Рассматривание и обсуждение готовых работ |
||||||
Вечер |
Подготовка к тематической выставке (отбор лучших работ, оформление рисунков в рамки)
|
Разучивание отрывков из произведения «Глоток океана» (для презентации) |
Художественное творчество по замыслу (рисование на камне) | ||||
3 |
Утро |
Коммуникативная , продуктивная, трудовая |
Беседа «Как работают писатель и художник-иллюстратор» |
Помощь в подготовке тематической выставки ( размещение экспонатов выставки в холле детского сада) |
|
Театрализованные игры по произв. «Глоток океана» |
Организация тематической выставки в холле детского сада «Творчество Марка Сергеева. Мы художники» |
Непосредственно образовательная деят-ть |
Коллективная творческая работа «Мы создаем книгу для нашей библиотеки» Рисование по замыслу детей (по произведению «Глоток Океана») | ||||||
Вечер |
Придумывание названия своему рисунку
|
Беседа о средствах выразительности в рисунках детей (Почему ты выбрал этот цвет?, О чем ты думал, когда рисовал?, Почему ты выбрал эти изобразительные материалы?) |
Художественное творчество по замыслу детей |
На третьем этапа исследования мы старались, обеспечить высокую активность родителей для этого объясняли им, что это даст конкретно их ребенку. Детям заранее было сказано о том, что результатом их работы будет организация выставки в холле детского сада, и что их работы увидят родители, дети из других групп, педагоги детского сада.
Работа с детьми на предыдущих двух этапах исследования способствовала возникновению у детей желания заниматься изобразительной деятельностью, так как большинство детей освоили технологию использования различных изобразительных средств (рисование гуашью, акварелью, карандашами, рисование на камне).
При выполнении коллективной работы по созданию книги, дети высказывали оригинальные идеи, давали интересные предложения по созданию книги. Так Женя Г. предложил: « название книги можно написать буквами, которые похожи на водоросли». Андрей К.: - «можно сделать красивую закладку к этой книге и украсить ее линиями, как волны». Дети так же проявляли творчество в изображении иллюстраций к книге, придумывали оригинальные образные названия к своим рисункам. Так Лиза придумала название герою произведения «Нерпенок – ребенок», а Алина Ж. назвала свой рисунок «Омулек, серебристый бочок».
Данные формирующего эксперимента в экспериментальной группе показывают положительную динамику художественного восприятия книжных иллюстраций. В сравнении с показателями констатирующего эксперимента увеличилось количество детей с высоким уровнем художественного восприятия на 38%, со средним уровнем количество детей снизилось на 3%, уменьшилось количество детей с низким уровнем художественного восприятия книжных иллюстраций на 33% (диаграмма 5).
Диаграмма 5
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика по сравнению с данными контрольной группы - высокий уровень на 23%, средний уровень снизился на 10%, низкий уровень снизился на 13% (диаграмма 6).
Диаграмма 6
Выводы
Положительная динамика художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста обусловлена созданными педагогическими условиями и этапами образовательной работы.
Во время проведения формирующего
эксперимента мы создавали развивающую
среду в группе, тем самым поддерживали
интерес детей к книжной иллюстрации и
побуждали детей к самостоятельной деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей
предусматривала взаимосвязь двух форм
образовательной работы с детьми: образовательной
деятельности осуществляемой в процессе
организации различных видов деятельности
(игровая, трудовая, познавательно-