Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа
Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………
Развитие художественного
В процессе
развития восприятия
Поскольку восприятие
Эмоциональность,
образность, субъективность, осмысленность
– это свойства
Рассмотрим
понятие «художественное
В философии существует целый
ряд теорий художественного
Кант, Шопенгауэр, Ницше художественное восприятие рассматривали как высшую форму познания, дающую возможность постижения «вещей в себе» через выражение духовных переживаний человека посредством изображения и эмоциональной экспрессии.
В
современных концепциях
В эстетике художественное
Художественное восприятие –
это способность личности
В психологии познавательных
процессов художественное
Художественное восприятие это
процесс познания ("открытия")
окружающей действительности
«Художественное восприятие
Из рассмотренных нами понятий
Подводя
итоги вышесказанного, дадим определение
процессу восприятия как общей
способности человека и определение
процессу художественного
Восприятие - это целостное отражение
предметов, ситуаций, явлений
при непосредственном их
Художественное восприятие – высшая форма восприятия человека, взаимоотражение внутреннего и внешнего мира, в процессе которого происходит взаимоотношение между произведением искусства и реципиентом; результатом такого взаимоотношения становится духовно-ценностная ориентация воспринимающего, умение видеть прекрасное, безобразное, трагическое, комическое.
у детей старшего дошкольного возраста
В ряде работ психологов и педагогов (В.А. Езикеева, Т.А.Репина, В.Я Кионова, Курочкина Н.А.), изучающих восприятие детьми разных возрастных групп иллюстраций к детской книге, говорится о развитии художественного восприятия уже в дошкольном возрасте. Образность и эмоциональность восприятия, присущие детям, являются благоприятными предпосылками развития художественного восприятия.
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научился различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней [10].
У детей этого возраста
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становиться более устойчивым адекватным, целостным осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания изображенного [17].
Существенно меняются образные
память и воображение:
На основе имеющегося у детей
наглядно-действенного
Развитое образное мышление в
сою очередь создает
Высокий познавательный
К шести годам ребенок начинает ориентироваться в гамме основных цветов спектра. В этом возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
Кроме цвета дошкольники
могут воспринимать мимику лица, понимают
это средство как выражение настроения
в целом, так и выражение нравственных
взаимоотношений между
Развитие художественного
По данным психологов, восприятие
художественных произведений
В исследовании С. Л.
В процессе развития
Исследователь И.Котова
Старшие дошкольники легко
узнают выражение радости,
Подводя итог вышесказанному можно сказать о том, что психические особенности детей старшего дошкольного возраста могут являться предпосылками для развития художественного восприятия. Еще раз отметим, что этими предпосылками являются: появление произвольного внимания; существенные изменения в образной памяти и воображении; формирование наглядно-образных форм мышления; формирование логического мышления и определенных понятий, закрепленных в слове; зарождение эстетически оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное; усложнение представлений о цвете и форме; возникновение желания к собственной творческой деятельности и др.
Психические особенности детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию у них художественного восприятия окружающей действительности, художественных произведений, в том числе книжной графики.