Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 189.14 Кб (Скачать)

          Развитие художественного восприятия, согласно исследованиям психологов (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов), происходит исключительно на основе опыта собственного творчества. Воспринять художественное произведение – значит самому обнаружить в себе способности художника.  Только в собственной изобразительной деятельности приходит понимание цвета, композиции, ритма, колорита, как элемента создания настроения [8].

      В процессе  развития восприятия художественного  произведения начинает складываться  понятийное мышление, что определяет  и возникновение, и развитие  понятийной формы художественного  восприятия, как способность объяснить  свои впечатления, чувства, придать  им какой-то смысл. Воспринимающий  становится способным вести диалог  с самим собой – своими чувствами,  впечатлениями, переживаниями, давать  оценку, как своему, так и чужому  творчеству.

            Поскольку восприятие художественного  образа – это восприятие, прежде  всего чувственное, оно всегда  связано с воображением. Вообразить  значит увидеть, мысленно нарисовать, Воображение основывается на  элементах действительности, восприятиях,  сохраненных памятью и потом  творчески переработанных [8].        

        Эмоциональность,  образность, субъективность, осмысленность  – это свойства художественного  восприятия. В философских и психологических  концепциях  они   рассматриваются,  в качестве исключительных  феноменов  (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев,  Л.С.  Выготский, А.С. Эйзенштейн,  В.А. Фаворский и др.).

        Рассмотрим  понятие «художественное восприятие»  с точки зрения философии, эстетики, психологии.

         В философии существует целый  ряд теорий художественного восприятия. Так,  Гегель процесс художественного  восприятия формулировал как  взаимоотражение мира внешнего и мира внутреннего. Результатом и содержанием этого процесса становится объективно-субъективная истина, сплав внешнего и внутреннего образа, где внутренний образ (внутренняя сущность) - это пафос произведения искусства, единство чувства и мысли художника.

          Кант, Шопенгауэр, Ницше  художественное  восприятие рассматривали как  высшую форму познания, дающую  возможность постижения «вещей  в себе» через выражение духовных переживаний человека посредством изображения и эмоциональной экспрессии.

        В  современных концепциях внутренняя  сущность явления соотносится  с опытом духовно-ценностного  освоения человеком мира (М.М.  Бахтин, Л.С. Выготский, В.И. Жуковский, М.Ю. Лотман, Д.В. Пивоваров, и др.). Идеальное содержание художественного восприятия определяется, поэтому как художественная идея, «включающая не только информацию о внешнем или духовном мирах, но и ценностное (неутилитарное) отношение индивида к этим мирам».

         В эстетике художественное восприятие  определяется как взаимоотношение  произведения искусства и реципиента, которое зависит от субъективных  особенностей последнего и объективных  качеств художественного текста, от художественной традиции, а  так же от общественного мнения  и языково-семиотической условности, равно исповедуемой автором и  воспринимающим субъектом (Ю.  Борев).

           Художественное восприятие –  это способность личности чувствовать  и выявлять красоту художественных  произведений (форма, цвет, звук, гармония, и т.д.), различать прекрасное и  безобразное, трагическое и комическое, видеть все идейно-эмоциональное   богатство художественного образа, воспринимать его, отзываться  на него эмоционально (В. И.  Волынкин).

            В психологии познавательных  процессов художественное восприятие  определяется как - процесс духовно-ценностной  ориентации человека в мире, как  акт становления образа мира, обретающего, дополнительные измерения  «личностного смысла», сугубо индивидуального духовно-ценностного отношения человека к отдельным явлениям и миру в целом (А.Н. Леонтьев).

          Художественное восприятие это  процесс познания ("открытия") окружающей действительности средствами  искусства и "сотворения" себя  в воображаемом мире художественных  образов (П.М.Якобсон).

          «Художественное восприятие это  процесс воспроизведения, воссоздания  содержания, смысла произведения  и его выразительности», - писал  С.Л. Рубинштейн.

           Из рассмотренных нами понятий   художественного восприятия, можно  выделить общее: это процесс  духовно-ценностной ориентации человека  в мире; процесс выявления и  понимания красоты художественного   произведения (формы, цвета, звука,  гармонии, и т.д.);  процесс художественно  – эстетического  переживания.

        Подводя  итоги вышесказанного, дадим определение  процессу восприятия как общей  способности человека  и определение  процессу художественного восприятия.

            Восприятие - это  целостное отражение  предметов, ситуаций, явлений   при непосредственном их воздействии  на органы чувств; в процессе  которого происходит сопоставление,  соотнесение чувственных качеств,  развивается  умение видеть  красивое в действительности.

           Художественное восприятие – высшая форма восприятия человека,  взаимоотражение внутреннего и внешнего мира, в процессе которого происходит взаимоотношение между произведением искусства и реципиентом; результатом такого взаимоотношения становится духовно-ценностная ориентация воспринимающего, умение видеть прекрасное, безобразное, трагическое, комическое.

 

 

 

 

    1. Предпосылки  развития  художественного восприятия

у детей старшего дошкольного возраста

   В ряде работ  психологов и педагогов (В.А.  Езикеева, Т.А.Репина,   В.Я Кионова, Курочкина Н.А.),  изучающих восприятие детьми разных возрастных групп иллюстраций к детской книге, говорится о развитии художественного восприятия уже в дошкольном возрасте.  Образность и эмоциональность восприятия, присущие детям, являются благоприятными предпосылками развития художественного восприятия.

        Развитие  восприятия в старшем дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научился различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней [10].

         У детей этого возраста относительно  сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают  развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно  велика роль зрительных ощущений  и восприятий. Около 80% информации  об окружающем мире ребёнок  получает с помощью зрения [18].

          В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становиться более устойчивым адекватным, целостным осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного  и логического восприятия содержания изображенного [17].

          Существенно меняются образные  память и воображение: увеличивается  объем сохраняемых представлений,  они становятся осмысленными, четкими,  дифференцированными, связными и  системными. Развитие словесно-смысловой  логической памяти влияет на  изменение процесса воображения.  В старшем дошкольном возрасте  у детей формируется преднамеренное  воображение, т.е. ребенок может  строить и воплощать свой замысел.  Своеобразие развития памяти  воображения способствует восприятию  в форме обобщенных преставлений.

          На основе имеющегося у детей  наглядно-действенного мышления  формируются наглядно-образные его  формы. Благодаря этому старшие дошкольники способны познавать связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т.е. художественный образ и выразительные средства, используемые художником.

           Развитое образное мышление в  сою очередь создает предпосылки  для формирования логического  мышления, определенных понятий.  Старший дошкольник уже способен  сравнивать, обобщать, сопоставлять, высказывать  правильные логические суждения  и делать относительно верные  выводы.

         Высокий познавательный уровень  старших дошкольников обуславливает  формирование у детей эстетического  оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, речевой, игровой). У детей совершенствуются моральные чувства [17].

К шести годам ребенок  начинает ориентироваться  в гамме  основных цветов спектра. В этом возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.

Кроме цвета дошкольники  могут воспринимать мимику лица, понимают это средство как выражение настроения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными  героями.

         Развитие художественного восприятия, согласно исследованиям психологов, происходит исключительно на  основе опыта собственного творчества, а создание изображений является  тем видом творчества, в котором  ребенок 6-7 лет проявляет максимальную  активность.

         По данным психологов, восприятие  художественных произведений дошкольниками   проходит несколько ступеней  развития: от поверхностного, чисто  внешнего схватывания очертаний  и бросающихся в глаза качеств,  до достижения сути и глубины  художественного содержания. Только  к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений  от знакомства с широким кругом  явлений, с появлением жизненного  опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению  и другим мыслительным операциям,  ребёнок способен оценить предмет  искусства, увидеть разницу между  реальностью и её изображением [3].

          В исследовании С. Л. Рубинштейна  и Г, Т. Овсепян  детям  предлагали рассмотреть и затем  описать разнообразные сюжетные  картины. Оказалось, что один  и тот же ребенок воспринимает  картины на разных уровнях  в зависимости от их содержания. Так, он истолковывает содержание  картин как единое целое, если  они имеют близкий для него  сюжет, в других случаях он  ограничивается перечислением деталей,  описанием картины (если сюжет  и содержание далеки от его  опыта, являются слишком сложными). Таким образом, восприятие детьми  картины нельзя рассматривать  в отрыве от ее содержания [16].

          В процессе развития художественного  восприятия ребенка зарождается  и оценка воспринятого. Оценочные  суждения детей шестилетнего  возраста еще примитивны, но все,  же свидетельствуют о зарождении  умения не только почувствовать  красивое, но и оценить его.  К 6 годам дети способны давать  эстетические оценки не только  интересному содержанию, но и  пейзажу, в котором захватывающий  сюжет отсутствует, проявляют  способность улавливать настроение.

           Исследователь И.Котова установила  некоторые особенности узнавания  детьми изображенного образа. Так,  для маленьких детей основным  признаком узнавания изображенного  образа является форма, цвет  же имеет второстепенное значение. Для детей шестого года жизни  цвет уже начинает играть основную роль, а для детей седьмого года - цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма [7].

           Старшие дошкольники легко   узнают выражение радости, страха, удовольствия, показывая на рот,  глаза, поднятые руки, движения  героя, знакомые детям детали. Дети могут понять состояние  персонажа, если оно ярко передано в изображении. Доступно им и понимание характера образа: «лиса хитрая» (указывая на прищуренные глаза, вытянутую мордочку, т.е. на те изобразительные приемы, которые использовал в рисунке художник); или: «медведь злой - глаза злые, бежит с палкой». В понимание художественного образа дети часто привносят свой жизненный опыт  [7].

            Подводя итог вышесказанному  можно сказать о том, что  психические особенности детей  старшего дошкольного возраста  могут являться предпосылками  для развития художественного  восприятия. Еще раз отметим, что этими предпосылками являются: появление произвольного внимания; существенные изменения в образной памяти и воображении; формирование  наглядно-образных форм мышления; формирование логического мышления и  определенных понятий, закрепленных в слове; зарождение эстетически оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное;  усложнение представлений о цвете и форме; возникновение  желания к   собственной  творческой  деятельности  и др.

 

    1. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.

 

   Психические особенности  детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию  у них художественного восприятия окружающей действительности, художественных произведений, в том числе книжной графики.

Информация о работе Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой