Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа
Основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной проблеме;
2. Выявить особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия книжных иллюстраций на материале иркутского писателя Марка Сергеева.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
1.1.Сущностная характеристика художественного восприятия………………….6
1.2. Предпосылки развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Книжная иллюстрация как средство развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста14
1.4.Анализ программ по образовательной области «Художественное творчество» и области «Чтение художественной литературы………………….20
Выводы……………………………………………………………………………...26
Глава II. Изучение особенностей художественного восприятия книжных иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента……………………28
2.2.Особенности художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы……………………………………………………………………………...39
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
3.1. Цель, задачи и методы формирующего эксперимента……..……………….41
3.2. Условия развития художественного восприятия в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией на материале иркутского писателя Марка Сергеева…42
3.3. Динамика художественного восприятия……………………………………..51
Выводы……………………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………...54
Список литературы…………………………………………………………………
Задание №3
Материал: цветные карандаши, гуашевые краски, акварельные краски, кисточка, иллюстрации разных художников-иллюстраторов к произведению Марка Сергеева «Глоток океана».
Инструкции ребенку: «Разложи эти изобразительные материалы к иллюстрациям, которые по твоему мнению использовал художник-иллюстратор, когда рисовал свои иллюстрации. Почему ты так думаешь?»
Критерии оценки: (Р.М.Чумичева)
Уровни оценки:
Высокий уровень: Эмоционально
откликается на
Понимает особенности использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Логично, связно высказывает свое мнение, используя в своих высказываниях эпитеты, сравнения.
Средний уровень: У ребенка
есть эмоциональное отношение
к иллюстрации, он осознает
некоторые средства
Низкий уровень: Нет интереса
к иллюстрации, или он
3серия
Цель: выявить уровень умения задумывать и создавать художественный образ, находить выразительные средства для воплощения задуманного.
Задание №1
Материалы: цветные карандаши, краски, кисти, бумага, фломастеры.
Инструкции: педагог читает детям стихотворение А. Барто: «Зайка». Предлагает детям побыть в роли художника – иллюстратора и самим создать образ к стихотворению.
Задание №2
Материалы: иллюстрация Е.И.Чарушина «Первая охота», цветные карандаши, краски, кисти, бумага, фломастеры.
Инструкции: прочитать детям рассказ «Первая охота», с иллюстрациями Е.И.Чарушина. Затем предложить рассмотреть иллюстрации и попытаться в творческой манере художника - иллюстратора создать свой образ, придумать ему название.
Задание №3
Материал: цветные карандаши, фломастеры, краски гуашевые и акварельные, кисти, бумага.
Инструкции: прочитать детям произведение Марка Сергеева «Глоток океана»; затем рассмотреть иллюстрации разных художников-иллюстраторов к этому произведению; предложить детям стать одним из художников иллюстраторов и создать свой образ.
Критерии оценки: (Т.Г.Казакова)
Уровни оценки
Высокий уровень: Правильно
Средний
уровень: Правильно соотносит
иллюстрацию с текстом, не
Низкий уровень:
Не всегда правильно соотносит
иллюстрацию с текстом. Не
2.2. Особенности
художественного восприятия
Для получения результатов
Серия
1
Контрольная группа: высокий уровень-25%; средний уровень-40%; низкий уровень-35%.
Экспериментальная группа: высокий уровень-20%; средний уровень-38%; низкий уровень-42%.
Серия
2
Контрольная группа: высокий уровень-25%; средний уровень-35%; низкий уровень-16%.
Экспериментальная группа: высокий уровень-16%; средний уровень-35%; низкий уровень-49%.
Серия
3
Контрольная группа: высокий уровень-28%; средний уровень-42%; низкий уровень-30%.
Экспериментальная группа: высокий уровень-30%; средний уровень-42%; низкий уровень-28%.
Чтобы получить общий результат исследования результаты диаграмм № 1,2,3 суммируются, затем выводятся средние показатели (Диаграмма 4).
Диаграмма 4
Контрольная группа: высокий уровень-26%; средний уровень-39%; низкий уровень-35%.
Экспериментальная группа: высокий уровень-22%; средний уровень-38%; низкий уровень-40%.
Из результатов исследования видно, что в контрольной группе высокому уровню соответствуют 26% детей, а в экспериментальной группе 22%. Эти дети проявляют устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. При восприятии иллюстрации наблюдается эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными. При оценке книжных иллюстраций дети использовали сравнения, эпитеты. У детей активно проявлялось желание создать свой художественный образ или воссоздать образ адекватный авторскому, придумать ему название.
Среднему уровню художественного восприятия в контрольной группе соответствует -39% детей, в экспериментальной группе - 38% детей. У этих детей так же наблюдается эмоциональное отношение к иллюстрации, они радуются знакомым иллюстрациям, но не совсем правильно понимают содержание иллюстрации, и соотносят ее с текстом. Дети осознают только некоторые средства выразительности: рисунок (поза, движение, жест, иногда мимика), цвет, выполняющий декоративную функцию. Понимают эмоциональное состояние героев (веселый, смеется, плачет, испуган и т. д.), иногда — характер персонажа, если они ярко переданы художником, ясны и знакомы ситуации, или изображены предметы, которые уточняют характер. Видят пространственное построение изображения на странице, перечисляют объекты и выделяют главное. Есть представление об иллюстрации, ее назначении в книге. Дети высказывают не развернутую эстетическую оценку изображенного. Задумывают художественный образ, и воплощает задуманное в изобразительной деятельности но, не проявляют оригинальности, в основном рисунки имеют репродуктивный характер. Затрудняется в придумывании образного названия своему изображению.
С низким уровнем художественного восприятия выявилось в контрольной группе -35% детей, в экспериментальной группе - 40% детей. При наблюдении за процессом восприятия книжных иллюстраций у детей не отмечалось интереса к иллюстрации, или он был неустойчивый, поверхностный. Не было эмоционального отклика. Дети могли соотносить лишь знакомые иллюстрации со знакомой книгой. При восприятии образов шли от перечисления деталей, не выделяя существенного. Не соотносили средства выразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средств выразительности видели одно-два (рисунок — действие, жест, цветовую характеристику замечали редко, на композицию не обращали внимания). Не было представления об иллюстрации, ее назначении. Собственных суждений не высказывали, или высказывания носили ситуативный характер. Задумывали художественный образ, но не всегда воплощали задуманное до конца.
Выводы
Исходя, из общих результатов констатирующего этапа исследования мы выяснили, что в контрольной группе высокому уровню художественного восприятия книжной графики соответствуют - 26%; среднему уровню - 39%; низкому уровню - 35%. Соответственно в экспериментальной группе: высокому уровню-22%; среднему -38%; низкому - 40% детей.
Из результатов исследования видно, что не все дети способны адекватно воспринимать художественные иллюстрации. Многие дети не проявляют отзывчивость, эмоциональность; не могут выразить свое субъективное мнение при рассматривании иллюстраций, имеют небогатый словарный запас. Проявляют желание создать художественный образ, но не проявляют при этом творчества.
Глава III. Развитие художественного восприятия книжных иллюстраций детей старшего дошкольного возраста
Цель: апробировать педагогические условия, способствующие развитию особенностей художественного восприятия (образность, субъектность, идейность, эмоциональность).
Задачи формирующего эксперимента:
Исследование было проведено на базе МДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида № 1» г. Усолье – Сибирское, с 15 января по 20 февраля 2011 года.
При разработке этапов исследования мы опирались на основные принципы построения образовательной программы (ФГТ): учет принципа регионализации образования; интеграции образовательных областей; решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игровые упражнения, дидактические игры, обучающие, проблемные ситуации).
Цель первого этапа исследования – развивать интерес к книжным иллюстрациям, в процессе ознакомления с материалом иркутского писателя Марка Сергеева.
Цель второго этапа исследования – развивать художественное восприятие книжных иллюстраций.
Цель третьего этапа исследования – развивать умение задумывать и создавать художественный образ, самостоятельно подбирая для этого изобразительные материалы, средства выразительности.
Первый этап исследования
Цель: развитие интереса детей к книжной графике.
Задачи: