Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.Изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.
Введение
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям.
1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте индивидуального подхода и его педагогические цели.
2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основу индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
3. Глоссарий.
Выводы
Глава 2. Анализ состояния проблемы в практик
1. Содержание практического опыта индивидуального подхода к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста
2. Технологии и методики, используемые в индивидуальном подходе к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста.
3. Результаты педагогического опыта.
Выводы по главе
Заключение
1.1.Краткое изложение полученных результатов
1.2.Рефлексивное отношение к индивидуальному подходу к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
Список литературы
Приложение
Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним; недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым, неразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
Глоссарий
Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.
Художественная одаренность – высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности.
Лейтес Н.С.
Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях.
Ковальчук Я. И.
Персонификация - сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих факторов с различными типами социально-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, стремления).
Харламов И.Ф.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов.
Григорьева Г.Г.
Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Пидкасистый П.И.
Воспитание – целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом.
Харламов И.Ф.
Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.
Лисина М.И.
Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, аппликации.
Григорьева Г.Г.
Креативность - это творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности.
Дж. Рензулли
Мышление - способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности.
Петровский А.В.
Искусство (от искусы творити[1]) — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.[1]
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
Дивергенция- повышение разнообразия в процессе психического развития.
Конвергенция – свёртывание разнообразия в процессе психического развития, усиление избирательности.
Гений – высшая степень творческой одаренности, таланта.
Продуктивность - количество идей и продуктов деятельности: чем больше идей, тем больше возможности выбрать наиболее оригинальные.
Выводы по главе.
1. Установлено, что важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям. Одна из проблем одаренного ребенка – своевременное нераскрытие его способностей.
2. Описано явление одаренности. Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов. Одаренность может оказаться чем-то временным, проходящим, спецификой именно детского возраста, и наделение ребенка такими определениями как талантливый или ординарный, может весьма негативно сказаться на его личностном развитии.
3. Доказано что именно дети с высоким уровнем развития чаще всего нарушают порядок занятий – это вызывает неприятие у педагога. Специфические трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Нередко одаренный ребенок в группе выделяется среди других, за что и получает обидные прозвища, его все отторгают от себя.
4. Установлено, что индивидуальность человека обусловлена многими причинами, такими как: тип функциональной асимметрии мозга, тип высшей нервной деятельности и тип темперамента, половые различия, условия жизни ребенка. Все это накладывает отпечаток на характер ребенка , его привычки, а значит обуславливает необходимость индивидуального подхода.
Исходя из анализа литературы, можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:
Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.
Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.
Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.
Глава 2. Практика реализации индивидуального подхода к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста.
1.Содержание практического опыта индивидуального подхода к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста.
В настоящее время большинство исследователей утвердились в понимании того, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь не просто иные количественные параметры, а качественно отличаться от содержания образования их «ординарных» сверстников. Разработаны идеи качественной перестройки – «обогащения содержания образования», под этим термином в дидактике понимается широкий спектр мер по качественной перестройке содержания образования таким образом, чтобы оно наиболее полно отвечало задаче развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Наибольшую известность получила модель Дж. Рензулли – «три вида обогащения учебных программ».
Первый вид предполагает знакомство с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут заинтересовать детей. В результате у ребенка расширяется круг интересов и формируется представление о том, что бы он хотел изучать более углубленно.
Второй вид предполагает ориентацию на развитие мышления ребенка: тренировку наблюдательности, способности к анализу, синтезу, сравнению.
Третий вид – проведение самостоятельных исследований и решение творческих задач.
Как видно, один вид обогащения постепенно перерастает в другой , сменяет его, каждая предыдущая ступень является фундаментом для освоения следующей, более сложной.
Савенков А.И. создал модель обогащения содержания образования, которая имеет два уровня рассмотрения (66. 70). Первый условно назван уровнем «горизонтального обогащения», второй – «вертикального обогащения».
1. «Горизонтальное обогащение»
Горизонтальное обогащение – система мер по дополнению традиционного учебного плана специальными, интегрированными курсами, которые качественно отличаются от традиционных предметных занятий и направлены на развитие ребенка в трех основных направлениях, обычно выделяемых в связи с проблематикой развития детской одаренности:
«социальная компетенция» – сфера психосоциального развития. Многие специалисты в области обучения одаренных детей считают, что обсуждение социальных и межличностных проблем особенно важно для одаренных детей. Их умение рассуждать, глубже понимать мотивы поведения других людей в сочетании с повышенной чувствительностью к несправедливости и противоречиями часто негативно сказывается на развитии их аффективной сферы. Эти занятия помогают ребенку верно оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, а это положительно сказывается на его самооценке, на отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействует пониманию детьми самих себя, изучению ими сходства и различия с другими детьми, познанию своих способностей.
«обучение мышлению» – сфера когнитивного развития. Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска. Авторами, работающими в этом направлении, предлагается обычно модель интеллекта Дж. Гилфорда, программа А. Бине, набор задач тренингового типа (Н.К. Виноградова, А.З. Зак), ТРИЗ.
специальные занятия, ориентированные на сферу физического развития. Спор о том, отстают или обгоняют одаренные дети по темпу физического развития своих сверстников до сих пор актуален. В принципе возможно и то, и другое. Но в ходе экспериментальной работы исследователи пришли к выводу, что линия физического развития должна быть усилена.
2. «Вертикальное обогащение»
Этот вид обогащения касается не столько модернизации учебного плана, сколько изменений в содержании всех основных предметных учебных занятий, входящих в систему «основного» и «вариативного» (дополнительного) образования. Можно выделить три направления – стратегии качественной перестройки образовательной деятельности.
Стратегия индивидуализации. В последнее время все активнее утверждается понимание необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида. Т.е. того, о чем говорилось в предыдущей главе. Главным является не формирование личности с заранее определенными, заданными свойствами, по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса.