Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:30, доклад
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).
Одаренные
дети.
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Существует определенная возрастная последовательность
проявления одаренности в разных областях.
Особенно рано может проявиться одаренность
к музыке, затем – к рисованию; вообще
одаренность к искусству выступает раньше,
чем к наукам. В научной области раньше
других проявляются способности к математике
(почти все крупные ученые, проявившие
себя до 20 лет, были математиками). Общеинтеллектуальная
одаренность может выступать в необычно
высоком уровне умственного развития
(при прочих равных условиях) и в качественном
своеобразии умственной деятельности.
В начале XX века английский психолог Ч. Спирмен выдвинул двухфакторную гипотезу интеллекта, основанную на предположении о существовании фактора общей одаренности и многочисленных факторов специальных способностей. Первый, по Спирмен, является определяющим в структуре способностей человека и находит свое выражение во всем многообразии частных, специальных способностей. Дальнейшая разработка этой теории и результаты ее критики сторонниками «многофакторного» подхода к интеллекту (Дж. Гилфорд, Л. Терстоун и др.) привели к тому, что большинство современных исследователей признает существование общей одаренности, так или иначе влияющей на успешность освоения и выполнения любого вида деятельности.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.
Одаренные дети обычно обладают отличной
памятью, которая основана на раннем овладении
речью и абстрактным мышлением. Их отличает
способность классифицировать и категоризировать
информацию и опыт, умение широко пользоваться
накопленными знаниями. (Это, в частности,
проявляется и в характерном для одаренных
детей увлечении коллекционированием).
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле его поведения и формировании его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, на контрольных работах и экзаменах. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, умения преобразовать обстоятельства в соответствии с поставленными перед собой целями.
Наряду с тем, что одаренные дети имеют
ряд безусловных преимуществ перед своими
сверстниками, им приходится сталкиваться
и со специфическими трудностями. В первую
очередь это связано с отношением родителей
к одаренности своих детей. Позиции родителей
могут быть различны. Некоторые, обнаружив
у своего ребенка ранние проявления одаренности,
все свои педагогические усилия направляют
на развитие его способностей в соответствии
со своими представлениями о целях и задачах
воспитания. При этом, как отмечает психолог
А. В. Петровский, считая своего ребенка
вундеркиндом (чудо-ребенком), внимание
Обращают лишь на первую часть этого слова
– акцентируют исключительность ребенка,
забывая, что он остается все же ребенком.
Если одаренность проявляется в какой-то
специфической области (например, ребенок
демонстрирует выдающиеся музыкальные
способности), музыкальные занятия заполняют
его жизнь настолько, что препятствуют
полноценному развитию прочих способностей.
Односторонность развития, которая в будущем
может и не быть подкреплена выдающимися
достижениями, крайне негативно скажется
на всем многообразии личностных проявлений
и интеллектуальных особенностей.
Стремясь избежать «дурного влияния»
менее одаренных сверстников, некоторые
родители ограничивают общение ребенка
с товарищами, составляют для него такое
насыщенное расписание различных специальных
занятий, которое не оставляет ребенку
ни времени, ни сил на типично детские
виды деятельности. Особый ущерб наносится
детской игре – ведущей деятельности
в дошкольном возрасте. Не будучи включен
в сюжетно-ролевые игры со сверстниками,
такой ребенок теряет важный источник
полноценного личностного развития, не
осваивает в достаточной мере навыки межличностных
отношений. При этом оказывается несформированным
важный аспект готовности к школьному
обучению личностная готовность. Поступив
в школу, одаренный ребенок может обладать
высоко развитыми способностями и богатой
эрудицией, но уступать сверстникам в
умении налаживать отношения, идти на
компромисс, разрешать конфликты. В этом
кроется опасность отторжения одаренного
ребенка детским коллективом, формирования
мнения о нем как о заносчивом и эгоистичном.
Одаренный ребенок, привыкший с легкостью
усваивать и перерабатывать информацию
(как правило, именно ту, которая его наиболее
интересует), в условиях систематического
организованного школьного обучения может
столкнуться с необходимостью более напряженной
и целенаправленной умственной работы,
навыка которой он еще не имеет.
Неизбежные неудачи, неожиданные и потому
особенно неприятные, могут с первых дней
школьного обучения деморализовать ребенка
и постепенно сформировать у него негативное
отношение к учебной деятельности. Если
ребенок приучен родными и близкими к
сознанию своей исключительности, то низкие
оценки и неодобрение, с которыми порой
приходится сталкиваться в школе, он может
расценить как проявление недоброжелательности
учителя.
Отношения с педагогами у одаренных детей
не всегда складываются благополучно.
Некоторых учителей раздражают проявления
их «чрезмерной» умственной активности
(каверзные вопросы, реплики, отвлеченные
рассуждения и т.п.). В условиях реальной
школьной практики, когда осуществление
подлинно индивидуального подхода весьма
затруднительно, одаренные дети нередко
оказываются наряду с отстающими учениками
на положении изгоев, которым со стороны
педагога не уделяется достаточно внимания.
Существует и прямо противоположная проблема.
Психологи отмечают традиционную черту,
свойственную почти каждому человеческому
сообществу, – так называемый антиинтеллектуализм.
Культ «простого человека», «среднестатистической
личности» нередко порождает настороженное,
и даже недоброжелательное отношение
ко всем, кто чем-то отличается от большинства.
Некоторые родители предпочитают иметь
«нормального» ребенка и потому стремятся
воспрепятствовать его чрезмерному, по
их мнению, умственному развитию. Такая
позиция также травмирует ребенка, мешает
ему в полной мере реализовать свои возможности.
Специалисты по работе с одаренными детьми
давно заметили, что чаще всего они вырастают
в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе
не в особых генах гениальности - их природа
распределила между всеми детьми поровну.
Дело в семейной атмосфере, в системе семейных
ценностей.
С
чем связана одаренность
ребенка?
Вообще-то
все родители поощряют и желали бы
развивать в своем ребенке
познавательные потребности и различные
способности. Но только делают они это,
естественно, по-разному.
1. Родители
постоянно предлагают детям какие-то
развивающие игры, дела, интересы: сделаем
то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту
книгу, сходим в этот музей... При определенной
настойчивости и последовательности такая
стратегия приносит результаты. Но нередко
у ребенка возникает внутренний протест,
даже при внешней покорности. Иногда это
выражается в повышенной утомляемости
ребенка от любых интеллектуальных занятий.
2. Родители
препоручают определение
3. Родители
не стремятся тотально
Хорошо
ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.
Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и так себе по другому.
Особый вид одаренности - творческая одаренность.
Имеются в виду не только способности
к изобразительной, музыкальной или литературной
деятельности. Творческая одаренность
- это, прежде всего, нестандартное восприятие
мира, оригинальность мышления, насыщенная
эмоциональная жизнь.
Как
живется одаренным
детям в школе?
Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.