Одаренные дети дошкольники

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:58, дипломная работа

Краткое описание

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты.
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Вот например, 3-годовалый малыш вернулся домой после первого посещения воскресной школы и гневно заявил, что "Бог несправедливый". На уроке в тот день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома он заявил: "Бог сказал людям, что надо делать и что их ждет, если они будут себя плохо вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А зверям он ничего не сказал, он их не предупредил, так почему же они должны умирать? Бог несправедливый!"

Файлы: 1 файл

одаренные дети.docx

— 29.18 Кб (Скачать)
 
  1. Психосоциальные аспекты 
    В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. 
    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Вот например, 3-годовалый малыш вернулся домой после первого посещения воскресной школы и гневно заявил, что "Бог несправедливый". На уроке в тот день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома он заявил: "Бог сказал людям, что надо делать и что их ждет, если они будут себя плохо вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А зверям он ничего не сказал, он их не предупредил, так почему же они должны умирать? Бог несправедливый!" 
    Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Всепроникающее око телевидения приносит в наши дома картины далеких проблем, а юные одаренные зрители ждут, а иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для голодающих в Африке, для беженцев из Юго-Восточной Азии и для детенышей морских котиков в Африке, да и сами они для этого готовы разбить свои копилки. 
    Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии действенных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально "купаясь" в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность но поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии. | 
    Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делаю, успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых мы называем "эффектом ореола" и привлекаем к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы - поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости - а это усугубляет проблему. 
    Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые для них представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них. 
    В дошкольные годы одаренные дети - как и их менее способные ровесники - являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений. Эгоцентризм - термин, данный нам Пиаже, - помогает понять качественные различия между интуитивным, анимистическим восприятием дошкольников и более рациональным, ориентированным на конкретную реальность воззрением старших детей. Эгоцентризм здесь не означает эгоизма с его обычной негативной окраской. Он лишь проецирование собственной восприятия и эмоциональной реакции на явления, ума и сердца всех присутствующих. Обычно мы называем это "односторонним восприятием". Неумение воспринимать отношение других людей к кому-либо или к чему-либо в обиходе можно назвать односторонностью. Мы не терпим этого во взрослых, но это абсолютно нормально для дошкольников, какими бы умницами они ни были. По мере того как развивающийся мозг ребенка начинает воспринимать собственную работу, ребенок начинает понимать, что он способен думать: ученые теперь называют это метапознанием. Ребенок уверен, что его восприятие явлений и событий идентично одновременному сознательному восприятию и у всех других. Иными словами, все воспринимают и понимают одно и то же событие или явление одинаково. Мы, взрослые, хотя и понимаем, что это на так, но никогда до конца не вырастаем из этого эгоцентризма, присущего детям от 3 до 5 лет, и нам весьма трудно воспринять другую точку зрения - особенно если она основана на параллельном опыте. Когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением от неспособности сделать что-то (и то и другое характерно для одаренных детей), могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наиболее распространенное в таких случаях средство - обсудить проблему с необычайно "речистым" малышом. Ребенок пока не способен понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он. В последующих главах мы рассмотрим некоторые приемы и методы решения таких возрастных проблем. 
    Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить, что родители одаренных мальчишек стремятся иметь гораздо меньше детей, чем средняя семья.

Детская одаренность в  вопросах и ответах

 

       

 Человеческое  мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень  важно понимать, что даром этим  природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну  не делит и кого-то награждает  щедро, не скупясь, а кого-то  обходит стороной. Одаренным же  принято называть того, чей дар  явно превосходит некие средние  возможности, способности большинства.       

 Кого считают одаренным? 
«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».      

 Каковы виды одаренности? 
Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности: 
- интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.; 
- творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности); 
- академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам, за что «получает нагоняи» от родителей и учителей, правильно ли это?); 
- художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую; 
- социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений; 
- психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).      

 Как выявляют одаренных детей (идентификация одаренных детей)? 
Для того чтобы выявить одаренного ребенка, нужно: определить, что такое одаренность, по каким признакам его можно отнести к одаренным; в соответствии с пониманием одаренности разработать диагностические методики, позволяющие идентифицировать одаренных детей; правильно организовать обследование детей.      

 Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? 
Характер деятельности раскрывается в зависимости от вида одаренности, но в любом случае – это творческая деятельность. Здесь нужно помнить, что творчество маленького ребенка проявляется в том, что он, выполняя задание, привносит что-то свое, сверх заданного. Один из ключевых путей – реализация стратегий проектной деятельности. Каждый шаг – это изобретение нескольких вариантов решения проблемы. Принципиально, что ищется не «рациональный способ», по определению один, а анализируются и синтезируются различные точки зрения, подходы, варианты.      

 Что определяет развитие одаренности у детей? (Основные факторы развития одаренных детей) 
Все факторы развития одаренности у детей (слово «фактор» происходит от лат. делающий) можно объединить в три группы:

  • природные задатки, индивидуальные особенности ребенка;
  • зависимость развития одаренности от характера деятельности;
  • формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).
  • В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей. (Тест-анкета взята из книги Л. Хахалина).
  • Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;  
    очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;  
    если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;  
    сочиняет свои собственные мелодии;  
    научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
  • У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:
  • интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами;  
    любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;  
    может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;  
    любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;  
    интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
  • У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:
  • обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;  
    умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит записать) не с целью похвастаться, а для себя;  
    любит слушать (или читать) научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет;  
    часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;  
    с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.
  • Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:
  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;  
    стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;  
    меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;  
    с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;  
    с легкостью передразнивает привычки, позы, выражения;  
    пластичен и открыт всему новому;  
    любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
  • У Вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;  
    обладает хорошей памятью;  
    легко и быстро схватывает новый учебный материал;  
    задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;  
    любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;  
    обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ( или на занятиях в д/саду) ему скучно;  
    гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;  
    обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;  
    очень восприимчив, наблюдателен, быстро не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
  • Не сердитесь на Вашего шалуна - просто у него спортивный талант:
  • он энергичен и все время хочет двигаться;  
    он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;  
    он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;  
    не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;  
    лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно;  
    предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;  
    кажется, что он никогда всерьез не устает;  
    неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.
  • У Вашего ребенка литературное дарование, если он:
  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;  
    любит пофантазировать или импровизировать на тему действительно события, причем придает событию что-то новое и необычное;  
    выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;  
    изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;  
    любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.
  • Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;  
    в своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;  
    серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;  
    когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;  
    стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;  
    не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
  • Познакомившись с этими "признаками опознания" таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит Вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже 2 баллов).
  • Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму полученную при сложении баллов за спортивный талант надо поделить на 8).
  • Теперь построим график. Проведем оси координат. На горизонтальной оси 8 позиций (по числу видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.
  • Для чего нужен график одаренности ребенка? Для того, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, науки, интеллекта и артистических сферах. Плавание и технический кружок чужды ему и будут в тягость.
  • А если линия на графике не имеет пиков? Не переживайте, предлагаемый Вам метод выявления одаренностей ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни" и проявляться бурно и ярко. 

Информация о работе Одаренные дети дошкольники