Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 23:07, реферат
Личностная непохожесть людей в мировом сообществе — общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей. Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века. С того времени очень много ученых разных направлений – генетики, физиологи, психологи, биологи и многие другие занимались изучением этого явления. Исследованию этого вопроса посвящено много трудов как отечественных так и зарубежных научных деятелей.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена»
Институт детства
Зачетная работа
по учебной дисциплине
«Психобиологические основы развития ребенка»
Реферат « Музыкальная Одаренность детей»
Выполнина:
студенткой 4 курса З.О
группы Д- 5 - 10
Киселевой Ириной Юрьевной
Преподаватель:
Мельникова Ирина Евгеньевна
Санкт – Петербург
2014
Личностная непохожесть людей в мировом сообществе — общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей. Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному необходимо отметить два момента:
1) ребенок может в своем
развитии опережать
2) но одаренный ребенок
может выделяться не только
наличием способности в более
качественном и креативном
Так что же такое одаренность: дар? талант? потенциал? способность?
Толковый словарь С.Ожегова:
ОДАРЕННЫЙ – то же, что и талантливый
В. Даль, «Словарь живого великорусского языка»:
ДАРОВАНИЕ – способность, данная Богом, природная наклонность, умение
ДАРОВИТЫЙ – одаренный способностями, человек с дарованиями.
ТАЛАНТЛИВЫЙ – даровитый с природными способностями
ТАЛАНТ – природный дар, дарования человека, способность к чему-либо
Большой психологический словарь:
ОДАРЕННОСТЬ (англ. general aptitude, gift) - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
ТАЛАНТ - высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего - способностей специальных.
Интернет-портал «Грамота.ру».
Синонимы: ГЕНИАЛЬНЫЙ, ДАРОВИТЫЙ, ОДАРЁННЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ
Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века. С того времени очень много ученых разных направлений – генетики, физиологи, психологи, биологи и многие другие занимались изучением этого явления. Исследованию этого вопроса посвящено много трудов как отечественных так и зарубежных научных деятелей. На территории постсовесткого пространства изучением проблем одаренности занимались такие ученые как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов.
Критерии выделения видов одаренности:
Потенциал может проявляться в одной области или в сочетании областей:
Виды одарённости по критерию “особенности возрастного развития”:
Мотивационный аспект:
-пытлив и любознателен,
- демонстрирует
высокий энергетический
- независим, неконформен;
- изобретателен, неординарен в высказываниях;
- способен по-разному подойти к проблеме;
- способен на
оригинальные идеи или
- склонен к завершенности и точности;
- отличается гибким и острым мышлением;
- имеет глубокую память; легко и охотно учится;
- умеет связно излагать свои мысли;
- знает намного больше, чем его сверстники;
- проявляет исключительные способности к решению задач…
Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности (Б.М.Теплов, А.Л.Готсдинер).
Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, - дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно определять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гёте, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных много, а одаренных единицы.
Проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста, – как по «форме», так и по «содержанию». В каком то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском – обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.
Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и поэтому период между тринадцатью и двадцатью годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, обнаруживающиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами.
Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные периоды развития. Раньше всего, по мнению этого исследователя, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование (психомоторика), которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты.
На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки,
Только затем – творческая одаренность, расцвет которой наступает между двадцатью и тридцатью годами. В другой работе Г.Ревеш показывает, что композиторский талант в раннем возрасте проявляется гораздо реже, чем исполнительский.
«Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие музыкальные способности могут, как это не парадоксально, и не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратится в неё. В то же время, одаренность, может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных музыкальных способностей. Проявление дарования менее зависимо от сроков начала обучения, нежели развития способностей».
Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого.
Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще всего его называют одаренным. Часто этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего.
Здесь появляется третий критерий – абсолютный. Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в одаренных людях.
Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание
Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.
Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.
Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью. Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению.
«феномен музыкальной одаренности представляет собой сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое – системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта».
Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального развития такова: более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее.
Исследователями были выявлены определенные сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обуславливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта. Известно из исторического и педагогического опыта, что овладеть профессионально музыкальным инструментом можно только до определенного возраста – до двенадцати-тринадцати лет. После указанной границы такое овладение затруднено или вообще невозможно. Этот период и считают периодом музыкальной сензитивности.