Музыкальная одаренность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 23:07, реферат

Краткое описание

Личностная непохожесть людей в мировом сообществе — общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей. Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века. С того времени очень много ученых разных направлений – генетики, физиологи, психологи, биологи и многие другие занимались изучением этого явления. Исследованию этого вопроса посвящено много трудов как отечественных так и зарубежных научных деятелей.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.21 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

 

Институт детства

 

 

 

 

Зачетная работа

по учебной дисциплине

«Психобиологические основы развития ребенка»

 

Реферат « Музыкальная Одаренность детей»

 

Выполнина:

студенткой 4 курса З.О

группы Д- 5 - 10

Киселевой Ириной Юрьевной

 

Преподаватель:

Мельникова Ирина Евгеньевна

                                                

 

 

Санкт – Петербург

2014

 

  1. Введение . Что такое одаренность?

Личностная непохожесть людей в мировом сообществе — общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей.  Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному необходимо отметить два момента:

1) ребенок может в своем  развитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном  усвоении опыта такими детьми  и реализации его результатов  среди сверстников. Как правило, одаренные дети дошкольного возраста  любознательны, активны в постижении  представленных им истин и  поиске ответов на интересующие  их вопросы.

2) но одаренный ребенок  может выделяться не только  наличием способности в более  качественном и креативном усвоении  данных, получаемых им в ходе  своей жизнедеятельности. Его отличает  нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление в использовании  полученных знаний о мире в  решении жизненно-практических задач. Причем способности могут быть  и не очень заметны для окружающих  его людей, а нестандартность  мышления и видения может быть  принята как некое бунтарство, попытка выделиться среди сверстников.

Так что же такое одаренность:  дар? талант? потенциал? способность?

Толковый словарь С.Ожегова:

ОДАРЕННЫЙ – то же, что и талантливый

В. Даль, «Словарь живого великорусского языка»:

ДАРОВАНИЕ – способность, данная Богом, природная наклонность, умение

ДАРОВИТЫЙ – одаренный способностями, человек с дарованиями.

ТАЛАНТЛИВЫЙ – даровитый с природными способностями

ТАЛАНТ – природный дар, дарования человека, способность к чему-либо

Большой психологический словарь:

 ОДАРЕННОСТЬ (англ. general aptitude, gift) - уровень развития  общих способностей, определяющий  диапазон деятельностей, в которых  человек может достичь больших  успехов.

ТАЛАНТ - высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего - способностей специальных.

Интернет-портал «Грамота.ру».

 Синонимы: ГЕНИАЛЬНЫЙ,  ДАРОВИТЫЙ,   ОДАРЁННЫЙ,   ТАЛАНТЛИВЫЙ 

Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века. С того времени очень много ученых разных направлений – генетики, физиологи, психологи, биологи и многие другие занимались изучением этого явления. Исследованию этого вопроса посвящено много трудов как отечественных так и зарубежных научных деятелей. На территории постсовесткого пространства изучением проблем одаренности занимались такие ученые как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов.

  • «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития».
  1. Виды одаренности

Критерии выделения видов одаренности:

  • вид деятельности и сферы психики
  • степень сформированности одаренности
  • форма проявлений
  • широта проявлений в различных видах деятельности
  • особенности возрастного развития

 

Потенциал может проявляться в одной области или в сочетании областей: 

  • В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная, организационная ;
  • В познавательной деятельности -  интеллектуальная одаренность;
  • В художественно- эстетической деятельности –одаренность хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная;
  • В коммуникативной деятельности –лидерская, аттрактивная  (установка на другого человека в совместной деятельности) одаренность;
  • В духовно-ценностной деятельности – одаренность, проявляющаяся в  созидании новых духовных ценностей ислужении людям.

Виды одарённости по критерию “особенности возрастного развития”:

  • ранняя одарённость (вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);
  • поздняя одарённость

 

 

 

 

  1. Признаки одаренности

Мотивационный аспект:

    • Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности
    • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности
    • Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Высокой степени упорство и трудолюбие.
    • Предпочтение парадоксальной, противоречивой информации. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов
    • Высокая требовательность к результатам собственного труда. Склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству

-пытлив и любознателен,

- демонстрирует  высокий энергетический уровень;

- независим, неконформен;

- изобретателен, неординарен в высказываниях;

- способен по-разному  подойти к проблеме;

- способен на  оригинальные идеи или оригинальный  результат;

- склонен к  завершенности и точности;

- отличается гибким  и острым мышлением;

- имеет глубокую  память; легко и охотно учится;

- умеет связно  излагать свои мысли;

- знает намного  больше, чем его сверстники;

- проявляет исключительные  способности к решению задач…

 

  1. Музыкальная одаренность

Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности (Б.М.Теплов, А.Л.Готсдинер).

Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, - дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно определять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гёте, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных много, а одаренных единицы.

Проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста, – как по «форме», так и по «содержанию». В каком то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском – обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.

 Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и поэтому период между тринадцатью и двадцатью годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, обнаруживающиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами.

Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные периоды развития. Раньше всего, по мнению этого исследователя, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование (психомоторика), которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты.

На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки,

Только затем – творческая одаренность, расцвет которой наступает между двадцатью и тридцатью годами. В другой работе Г.Ревеш показывает, что композиторский талант в раннем возрасте проявляется гораздо реже, чем исполнительский.

«Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие музыкальные способности могут, как это не парадоксально, и не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратится в неё. В то же время, одаренность, может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных музыкальных способностей. Проявление дарования менее зависимо от сроков начала обучения, нежели развития способностей».

Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого.

Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще всего его называют одаренным. Часто этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего.

Здесь появляется третий критерий – абсолютный. Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в одаренных людях.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью. Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению.

«феномен музыкальной одаренности представляет собой сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое – системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта».

Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального развития такова: более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее.

Исследователями были выявлены определенные сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обуславливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта. Известно из исторического и педагогического опыта, что овладеть профессионально музыкальным инструментом можно только до определенного возраста – до двенадцати-тринадцати лет. После указанной границы такое овладение затруднено или вообще невозможно. Этот период и считают периодом музыкальной сензитивности.

Информация о работе Музыкальная одаренность детей