Музыкальная одаренность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 23:07, реферат

Краткое описание

Личностная непохожесть людей в мировом сообществе — общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей. Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века. С того времени очень много ученых разных направлений – генетики, физиологи, психологи, биологи и многие другие занимались изучением этого явления. Исследованию этого вопроса посвящено много трудов как отечественных так и зарубежных научных деятелей.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.21 Кб (Скачать)

Начало его коренится в ранних стадиях периода формирования речевой функции (или, по Ж.Пиаже, на периоде от стадии сенсомоторного к стадии понятийно-символического развития интеллекта); окончание совмещается с окончанием окостенения кисти и формированием системы психомоторной саморегуляции.

Общая длительность периода музыкальной сензитивности – примерно от двух-двух с половиной до одинадцати-тринадцати лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензитивности связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения. С взаимодействием этих трех факторов и связывают особенности музыкального развития одаренных детей.

Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и на ребенка обладающего яркими музыкальными способностями

Сами одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной музыкальной среды или обилие музыкально-слуховых впечатлений в раннем детстве.

Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической культурой чувствования, мышления и движения, формирует человека, усиливая одни его качества и смягчая, маскируя другие. Здесь возникают особые, часто сугубо личностные проблемы, способ разрешения которых открывает или затрудняет дальнейшее музыкальное и профессиональное развитие. Поэтому именно на педагога ложатся самые ответственные моменты в музыкальном развитии ребенка. Педагог должен привлечь ребенка, а не отпугнуть его.

 

  1. Заключение

Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений.

Психологическая и педагогическая науки до сих пор занимались проблемой специальных способностей - музыкальных (Б.Теплов), литературных (В.Ягункова), математических (В.Крутецкий). Способность к нескольким видам деятельности, распространенная в эпоху Возрождения и изредка проявляющаяся в более позднее время, отмечается в истории культуры, как уникальная. Одаренность Леонардо да Винчи и Микеланджело, В.Гёте и М.Ломоносова, не подвергалась специальному исследованию. Взаимовлияние свойственных им способностей и их взаимодействие не изучались, поэтому и личность этих выдающихся людей не раскрыта во всей полноте и осталась до сих пор необъяснимым явлением.

Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. На мой взгляд, ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 5-6 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы.

 

Библиография

1. Берлянчик М.М. Проблемы  одаренности//Основы учения юного  скрипача: Мышление. Технология. Творчество. М.,1983. 200 с.

2. Лейтес М.С. Возрастная  одаренность//Семья и школа.,1990. N 3.

3. Мясищев В.М., Готсдинер  А.Л. Проблемы музыкальных способностей  и их социальное значение // Роль  музыки в эстетическом воспитании  детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. Л.: Музыка,1980

4. Одаренные дети // Психологическая  служба школы. / Сост.: М.К. Акимова, Е.М. Борисова /Под ред. И.В. Дубровиной  М.,1995. 222 с.

5. Психология одаренности  детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса М.: Изд. «Академия», 1996.

6. Эфроимсон В.П. Загадка  гениальности. М.: Знания, 1991.

7. Теплов Б.М. Психология  музыкальных способностей // Избранные  труды: В 2 т. М.: Педагогика,1985.

 


Информация о работе Музыкальная одаренность детей