Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:30, доклад
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).
К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").
Спортивные и музыкальные способности
у детей выявляются достаточно рано. Если
такие школьники достигают очень высоких
результатов в своей области, в обычной
массовой школе они почти перестают бывать
в силу своей занятости. Одноклассникам
и учителям остается восхищаться их достижениями
издалека. Эмоциональное неблагополучие
такие дети нередко испытывают из-за высокой
конкуренции в своей "профессиональной"
среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.
Не все специалисты согласны с этой точкой
зрения. Если ребенок талантлив, это не
означает автоматически, что он будет
некомпетентен в общении со сверстниками.
Иногда такие дети проявляют высокомерие
по отношению к окружающим детям ("О
чем с ними говорить?") или к своим учителям
("Чему они меня могут научить?"). В
этом случае проблемы в общении будут
возникать. Но это скорее издержки семейного
воспитания, а вовсе не атрибут творческой
одаренности. Чаще всего дети с художественными,
артистическими, поэтическими способностями
пользуются заслуженным восхищением в
своем родном классе, известностью в школе
и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
Как
распознать одаренность
ребенка?
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.