Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительн

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.Изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям.
1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте индивидуального подхода и его педагогические цели.
2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основу индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
3. Глоссарий.
Выводы
Глава 2. Анализ состояния проблемы в практик
1. Содержание практического опыта индивидуального подхода к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста
2. Технологии и методики, используемые в индивидуальном подходе к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста.
3. Результаты педагогического опыта.
Выводы по главе
Заключение
1.1.Краткое изложение полученных результатов
1.2.Рефлексивное отношение к индивидуальному подходу к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

моя курсовая .doc

— 307.50 Кб (Скачать)

Программа расчитана на три месяца и  состоит из трех этапов: подготовительного, обучающего и творческого.

Подготовительный этап.

 

Направления

 

Задачи

 

Содержание работы

 

Развитие творческой активности, воображения

Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления.

Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.

 

Развитие изобразительных способностей

Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.

 

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти(зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).

 

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Определение сплоченности группы, взаимоотношений  детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.

       Разработано 5 занятий.

1.       Обучающий этап.

 

Направления

 

Задачи

 

Содержание работы

 

Развитие творческой активности, воображения

Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии.

Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.). развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.

 

Развитие изобразительных способностей

Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных .

 

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деят –ти.

 

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе

           Разработано 10 занятий.

2.       Творческий.

    

            Направления

 

Задачи

 

Содержание работы

 

Развитие творческой активности, воображения

Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений.

Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.

 

Развитие изобразительных способностей

Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.

 

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.

 

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Самостоятельные игры

         Разработано 6 занятий.

         

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

   3.  Результаты педагогического опыта. 

 

             Данная программа была апробирована на базе Еленинского ДОУ «Березка» с декабря 2003 г. по март 2004 г.; в эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы.

Конечно, для полной реализации поставленных задач необходимо более длительное время. Но и за три месяца видны значительные результаты, особенно в ходе реализации таких направлений, как развитие творческой активности, заинтересованности и обучение некоторым нетрадиционным техникам, развитие эмпатии. Для детей наиболее интересным оказалась возможность знакомства использования различных материалов в работе и возможность творить, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое. Как наиболее удивившими следует назвать технику граттажа и монотипии; самыми понравившимися и наиболее удавшимися техника манкографии и работа с солью, наиболее сложными техника набрызга и размыва.

В ходе реализации программы был проведен небольшой опрос как педагогов, так и детей на выявление уровня заинтересованности нетрадиционными занятиями. Педагогам были предложены следующие вопросы и получены ответы:

1.       Какие из предложенных методов не используются вами в работе и почему?

       Граттаж, из-за отсутствия материалов и сложности проведения.

       Техника размыва, набрызга, из-за отсутствия достаточных умений и пособий по данной работе.

       Манкографии и работы с солью из-за сложности экспонирования и хранения.

       Пальчикового рисования из-за недостатков материально-технического оснащения (нет водопровода, канализации)

От детей получены следующие данные:

1.       Какие занятия вам понравились больше всего и почему?

       Понравилась техника работы с разными материалами (манкой, комочками ваты, салфеток, рисование пальцами) потому, что можно делать то, что, как и чем  хочется.

       Подвижные игры, упражнения на развитие эмпатии, сплоченности, потому что это интересно, смешно и можно дурачиться, а тебя никто не ругает за это.

       Игры на словесное творчество, потому что там нет неправильных ответов и можно говорить то, что ты думаешь, главное объяснить почему это так.

       Разные коллективные задания, соревнования, потому что вместе веселее и легче выполнять разные упражнения и так находишь много друзей.

Не совсем удалось реализовать принципы доступности и учета развития детей и индивидуальных характеристик, возможно из-за довольно короткого промежутка времени проведения программы. Для реализации программы по осуществления индивидуального подхода, конечно, необходимы более близкие отношения с педагогом, такую программу должен проводить постоянный воспитатель, знающий все индивидуальные особенности детей группы. Хотя плюс работы исследователя, стороннего наблюдателя в том, что он освобожден он предвзятого отношения к детям, от некоторых предрассудков, что позволяет ему более объективно оценивать как работы ребенка, так и его личность в целом. 

Особенность дошкольника в том, что он стеснителен и несколько скован перед незнакомыми людьми. Возможно, этот фактор затрудненного общения и не позволил полностью раскрыть свой творческий потенциал некоторым детям, даже несмотря на старания нас как исследователей, и активную помощь постоянных педагогов группы.

Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа: красота зимнего пейзажа, безмолвие спящего леса, живое весеннее пробуждение … Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной активности. Именно на самостоятельное, но подводимое педагогом, исследование, наблюдение, сенсорное обследование природных явлений и предметов, объектов окружающей действительности, рисование, передачу образов, отвечающих интересам и способностям каждого ребенка в отдельности,  и была сделана главная ставка в реализации программы.  Начало реализации ведущей цели программы - научить ребенка действовать сообразно своей натуре, а педагогу учитывать индивидуальные особенности малышей в любых видах деятельности, было положено, но для ее полного раскрытия необходимо дальнейшее ее  внедрение в широкую практику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе.

Доказано, что первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных  детей  не в овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира.  Гениальность сокрыта не в форме ,а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Креативность  основа любого таланта.

Информация о работе Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительн