Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.Изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.
Введение
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям.
1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте индивидуального подхода и его педагогические цели.
2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основу индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
3. Глоссарий.
Выводы
Глава 2. Анализ состояния проблемы в практик
1. Содержание практического опыта индивидуального подхода к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста
2. Технологии и методики, используемые в индивидуальном подходе к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста.
3. Результаты педагогического опыта.
Выводы по главе
Заключение
1.1.Краткое изложение полученных результатов
1.2.Рефлексивное отношение к индивидуальному подходу к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
Список литературы
Приложение
Проанализированы программы по художественно – творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т. А. Копцевой и «Живой мир образов» Р.Г. Казаковой и д.р. Выделены следующие направления работы : развитие любознательности как основы познавательной активности, обучение способам изобразительной деятельности, развитие творческого воображения, развитие коммуникативности.
На основе глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей, были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности:
Развитие креативности.
Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.
Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами.
Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.
Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.
1.Краткое изложение полученных результатов.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и педагогического эксперимента можно сформулировать следующие положения:
1. Данные проблемы: детской одаренности и индивидуального подхода, являясь довольно актуальными в современных условиях в соответствии с новой парадигмой образования и социальным заказом, противоречивы и недостаточно изучены, что требует более пристального внимания и более глубокой проработки, а также внедрение в широкую практику.
2. Реализация разработанной программы по осуществлению индивидуального подхода к художественно одаренным детям и сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов доказали эффективность развивающей работы и принципа персонифицированного обучения.
3. Для успешного развития детей в данном направлении рекомендуем педагогам-практикам придерживаться следующих психолого-педагогических условий:
Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.
Широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.)
Создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем. Давать
возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.
Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному творческому замыслу.
Доброжелательно относиться к детям, учить детей эмпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.
2.Рефлексивное отношение к индивидуальному подходу к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста.
Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно: с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями, и оказывают на них положительное влияние. Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.
На практике, к сожалению, педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные же дети остаются, как правило, в стороне.
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир. В процессе обучения и воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества малыша – это главная точка опоры в общей системе воспитания. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Список использованной литературы:
1. Белова, Е. Потенциальные возможности наших детей. / Е.Белова. – М. : Дошкольное воспитание, 1994 - № 6 -С. 6.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – М. : Дошкольное воспитание, 1997.
3. Гильбух, Ю.З. ,Внимание: одаренные дети. / Ю.З. Гильбух. - М. : Дошкольное воспитание, 1991.
4. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников./Г.Г. Григорьева. – М. : Издательский центр «Академия», 1998.
5. Ковальчук, Я. И., Индивидуальный подход в воспитании ребенка. /Я.И. Ковальчук. – М. : Просвещение, 1981.
6. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка: Пер. с нем. / Э. Ландау. - М. : Академия,2002.
7. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия./Б.С Мейлах. – М. : Просвещение, 1985.
8. Немов, Р.С. Психология./ Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 1990.
9. Савенков, А. И. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования. /А. И. Савенков. – М. : Дошкольное воспитание. 1999 - № 12 - С. 2.
10. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства./ – М.: Педагогическое общество России, 1999.
11. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./ А. И. Савенков. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
12. Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей /. Т.И. Ерофеева. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.
13. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] /Современные образовательные программы для дошкольных учреждений; ред. Ерофеева Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. Дан. –1983 - - Режим доступа: http//www.rsl/ru.