Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительн

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.Изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям.
1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте индивидуального подхода и его педагогические цели.
2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основу индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
3. Глоссарий.
Выводы
Глава 2. Анализ состояния проблемы в практик
1. Содержание практического опыта индивидуального подхода к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста
2. Технологии и методики, используемые в индивидуальном подходе к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста.
3. Результаты педагогического опыта.
Выводы по главе
Заключение
1.1.Краткое изложение полученных результатов
1.2.Рефлексивное отношение к индивидуальному подходу к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

моя курсовая .doc

— 307.50 Кб (Скачать)

       Стратегия – исследовательское обучение. Главное – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей – важнейший фактор развития творческих способностей.

       Стратегия проблематизации. Данное направление предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Изложение учебного материала построено таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы ее решения и решить. «Вертикальное обогащение» содержания образовательной деятельности предполагает пересмотр традиционных учебных программ, замену их авторскими. Выделены принципы  их разработки.

1.       Сфера когнитивного развития

       Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала.

       Паритет заданий дивергентного и конвергентного типов.

       Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью.

       Осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме.

       Сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования.

       Максимальное расширение круга интересов.

2.       Сфера творческого развития

       Доминирование собственной исследовательской практике над репродуктивным усвоением знаний.

       Ориентация на интеллектуальную инициативу.

       Неприятие конформизма.

3.       Сфера аффективного развития

       Максимально глубокая проработка изучаемой темы.

       Высокая самостоятельность учебной деятельности.

       Формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей.

       Ориентация на соревновательность.

       Актуализация лидерских возможностей.

4.       Организационно-педагогическая сфера

       Информационное обогащение среды.

       Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.

       Гибкость в использовании времени, средств, материалов.

 

       Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

 

Помимо способов и уровней, Дьяченко В.К.  выделил также формы организации учебной деятельности одаренных детей (67. 157). Данное понятие включает в себя следующие признаки:

       Характер связи между педагогом и учащимися на занятии.

       Группировка учащихся.

       Характер их деятельности.

       Место занятия.

       Режим его проведения.

Традиционно выделяют три формы организации обучения:

1.       Групповая форма (Р. Кузине, С.Френе, П.Эстрейх и др). Доминирующая в отечественной педагогике. Как точно отмечает Я.А.Коменский «Наш метод приспособлен к средним способностям, чтобы сдерживать наиболее даровитых и подгонять вялых». Эту систему трудно заподозрить в развитии одаренности, в повышенной заботе о талантах и способностях детей, увеличении многообразия и самобытности человеческих характеров; она направлена на унификацию личности, осуществляемой разными путями: нивелированием индивидуальных различий и способностей, культивированием подражательной деятельности, отсутствием условий для развития творческого мышления. Как видно, данная форма обучения в ее традиционном виде явно не подходит для обучения одаренных детей.

2.       Коллективная форма. (Я.А. Коменский, И.Штурм и др.) Наиболее перспективная модель, представляет большой интерес с точки зрения обучения одаренных детей, развития индивидуальности, интеллектуально-творческих способностей каждого ребенка в учебной деятельности. Главное здесь не то, что много людей обучаются вместе, а то, что «все обучают каждого, и каждый обучает всех». Это дает возможность каждому ребенку продвигаться со своей собственной скоростью – быстрее или медленнее, чем все остальные.

3.       Индивидуальный способ (господствовавший до XVIII в.). Очевидно, что для максимального учета индивидуальных особенностей ребенка в обучении идеальным может считаться индивидуальное обучение. Но практика говорит об обратном. Обучаясь индивидуально по программе, разработанной для конкретного ребенка, существенно обедняет учебную деятельность исключение возможности работы обучаемого в группе, взаимообучение, коллективных контактов, что не может не сказаться негативно на ее результатах.

Подводя итог,  можно выделить три группы способов организации обучения одаренных детей: раздельное, совместно-раздельное и совместное обучение, несколько подходов к модернизации обучения – ускорение, интенсификация, обогащение, три формы организации обучения  - групповая, коллективная и индивидуальная. Педагогу необходимо найти оптимальную форму работы, варьируя все возможные способы, ориентируясь на возможности группы в целом, а также на интересы каждого ребенка.

            Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения одаренных, рассмотренных в предыдущих параграфах. Художественная деятельность отличается некоторой специфичностью.

             В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма – адекватного изображения чисто объективных отношений?

            Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.

В таких парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т.А. Копцевой и «Живой мир образов»Р.Г. Казаковой, Л.М. Даниловой и др. выделены следующие направления работы:

1.            Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.

«Как показывают современные исследования (С.М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие.»(69 . 78)

2.            Обучение способам  изобразительной деятельности.

«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам сделал!»… » (30. 48)

3.            Развитие творческого воображения.

«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» .Л.С. Выготский.(52. 84. )

4.            Развитие коммуникативности.

«Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т.е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словестно замысливать,но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту  назвать рисунок. Речь – первый союзник рисования. » Мухина В.С. (3 .79)

              На основе глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики  личностного развития одаренных детей, нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности:

       Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.

       Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.

       Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами.

       Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

   Рассмотрим более подробно каждое из указанных направлений с раскрытием основных понятий.

               Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

        Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер.  Воображение – отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

          Воображение малыша остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало его, увлекло и поразило. В 5 – 7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. 

             Савенков А.И. выделяет следующие  особенности развития воображения у детей 5-7 лет:

       Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

       Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

       Ребенок осваивает приемы и средства создания образов. К основным могут быть отнесены следующие: агглютинация (соединение разнородных частей), аналогия (ассоциирование), преувеличение (преуменьшение), акцентирование (выделение главного), типизация.

       Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

 

            Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, аппликации.

          Комарова Т.С и Казакова Т.Г. выделяют следующие особенности изобразительной деятельности художественно одаренных дошкольников:

       Расположение предметов в соответствии с задуманной композицией

       Предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски

       Переход от схематического к реалистическому изображению

       Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете.

       Смешанные проекции в рисунке

       Богатая тематика рисунков

       Использование в работе большого количества материалов, техник

       Практическая направленность продуктивной деятельности.

 

 

       Стремление к экспериментированию с различными материалами

       Специфичность цветовых решений

 

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Мышление неразрывно связано с речью, т.к. в речи оформляется процесс рассуждения.

             Выготский Л.С. выделил особенности развития познавательных процессов:

       Ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

       Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.

Информация о работе Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительн