Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительн

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.Изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям.
1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте индивидуального подхода и его педагогические цели.
2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основу индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
3. Глоссарий.
Выводы
Глава 2. Анализ состояния проблемы в практик
1. Содержание практического опыта индивидуального подхода к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста
2. Технологии и методики, используемые в индивидуальном подходе к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста.
3. Результаты педагогического опыта.
Выводы по главе
Заключение
1.1.Краткое изложение полученных результатов
1.2.Рефлексивное отношение к индивидуальному подходу к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

моя курсовая .doc

— 307.50 Кб (Скачать)

       Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка.

       Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления.

       Ребенок переходит от использования готовых связей и открытию более сложных

       Возникают попытки объяснить явления и процессы.

       Экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые взаимосвязи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы.

       Оригинальность, гибкость, продуктивность мышления

       Высокая концентрация внимания

       Хорошая зрительная память.

 

Общение пронизывает все сферы деятельности, как взрослого человека, так и ребенка дошкольного возраста. Термин «общение» рассматривается многими науками, в том числе  педагогикой и психологией. Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Особенностью общения детей 5-6 лет является то, что личностные контакты начинают преобладать. Но в то же время ребенок все еще «занят своими делами», т.е. разговор разрушается, если партнер не слушает, перебивает, вскакивает с места, тянется к предметам. Это особенно актуально для одаренных детей, т.к. каждый из них любознателен, имеет массу идей и собственный подход по любому вопросу. Следовательно, взрослому в этот возрастной период необходимо формировать умение слушать и слышать своего сверстника, сопереживать ему, не менее важным моментом является формирование умения договариваться в группе, подчиняться общим правилам ради достижения лучших результатов в поставленной цели. Лисина М.И. (68. 24) выделяет следующие особенности общения одаренных дошкольников со сверстниками:

       Яркая эмоциональная насыщенность

       Нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких правил и норм

       Преобладание инициативных высказываний над ответными

       Богато по своему назначению и функциям: управление действиями партнера и контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение с собой.

       Нонконформизм, эгоцентризм, не способность понять и принять мнения и чувства других.

       Стремление к лидерству.

 

Важнейшей особенностью одаренных детей является то, что им не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, гораздо продуктивнее и интересней будет самостоятельное получение знаний. Главным будет являться не формирование личности с заранее заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных качеств ребенка. Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Петровский В.А. предложил следующие принципы построения предметно-развивающей среды:

1.       Принцип дистанции,  позиции при взаимодействии.

       Установление контакта между детьми и взрослыми

       Использование разновысокой мебели

       Поиск комфортной дистанции взаимодействия индивидуально для каждого ребенка, а также в зависимости от ситуации

2.       Принцип активности.

       Провоцирование возникновения и развития познавательных интересов, способностей ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств

       Предоставление в полное распоряжение детей «стены творчества», на которой они могут создавать как индивидуальные картины, так и коллажи

       Создание реальных условий для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности

       Создание условий для того, чтобы ребенок мог сам менять цвето-световой дизайн, звуковой дизайн

3.       Принцип стабильности – динамичности.

       Возможность изменения среды, наличие легко трансформируемых элементов. Возможность изменения фона, трансформации пространства за счет применения раздвижных, переносных перегородок, использование мягкого «строительного материала»

       Стабильность проявляется в постоянном составе детей и взрослых, наличие семейных традиций в коллективе

4.       Принцип комплексирования и гибкого зонирования

       Возможность построения непересекающихся сфер активности детей, одновременное занятие разными видами деятельности, не мешая друг другу

       Использование трансформирующихся перегородок, встроенных шкафов, откидных полок, разнофактурных настилов

       Среда должна представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетической модальностей.

5.       Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

       Недостаток стимулов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией импульсов дезориентирует его

       Создание игрового пространства, «гостиной для взрослых и детей», где каждый может почувствовать себя гостем, личное пространство ребенка, уголок уединения

6.       Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

       Размещение экспозиций, выставок в рекреациях, лестничных пролетах. Наличие в интерьере не только произведений искусства различных жанров, но и собственных рисунков детей

7.       Принцип открытости – закрытости.

       Открытость Природе; открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость обществу; открытость  своему «Я», собственному внутреннему миру

8.       Принцип учета половых и возрастных различий детей

       Необходимость обеспечения реальной общности ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек

       Возрастной подход заключается в специфической реализации сформированных выше принципов для каждого возраста индивидуально.

          Применительно к окружающей среде художественно одаренных детей можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.

          Таким образом, обучение художественно одаренных дошкольников должно строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.

 

2. Технологии и методики, используемые в индивидуальном подходе к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста.

 

 

Программа индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Частично-поисковый этап эксперимента.

Исследование проводилось на базе Еленинского ДОУ «Березка» Карталинского района в феврале 2003г.

Цель: Осуществление индивидуального подхода в работе с художественно одаренными                             

            детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

      Развитие  фантазии, инициативности, творческой активности.

      Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора

       Развивать навыки коллективного общения. Развивать эмпатию, сплоченность группы. Умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.

       Совершенствование умений и навыков изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.

       Научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному сюжету.

       Принципы:

       Систематичность и последовательность

       Доступность

       Индивидуальный подход к детям

       Игровая подача материала

       Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик

       Развивающего обучения

       Наглядности 

Условия:

       Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей

       Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

       Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.

       Общение с искусством.

       Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)

       Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

       Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.

       Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

Средства:

       Произведения искусства(картины, репродукции)

       Художественное слово

       Природа          

Направления:

       Развитие творческой активности

       Развитие  технических умений в изобразительной деятельности

       Развитие познавательных процессов

       Совершенствование навыков коллективного общения 

Этапы:

       Подготовительный

       Обучающе-тренинговый

       Обучающее-творческий

Методы:

       Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец)

       Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение)

       Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры)

Приемы:

       Вопросы, совет, пояснение, напоминание

       обыгрывание

Формы:

       регламентированная деятельность

       совместная деятельность

       самостоятельная деятельность детей

 

Программа состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности. Общегрупповые занятия  были разработаны на основе пособий, которые указаны в сносках к занятиям, при отсутствии таковых занятия авторские. Конспекты занятий, словесные игры и упражнения, подборка художественного слова для занятий, наблюдений, бесед представлены в приложении данной работы.  При проведении занятий учитывались рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, разработанные в ходе анализа констатирующего этапа эксперимента.

            Как было отмечено ранее, для развития художественной одаренности необходимо проведение не только специальных занятий, поэтому для этой конкретной группы детей мы определили несколько дополнительных направлений работы в соответствии с данными  в анализе констатирующего эксперимента рекомендациями.

1.             Специальные занятия индивидуальные или подгрупповые на совершенствование и закрепление умений изображать те или иные предметы в зависимости от индивидуальных рекомендаций.

2.                   Развитие словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее. Используя следующие задания: рассказы по картинке, сочинение сказок, коллективные игры «буриме», словесные  упражнения:

3.             В формировании аккуратности может помочь пособие «Учимся писать и рисовать. Для детей 6-7 лет. Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2002.».

         Цель данного пособия : Развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, подготовка к овладению навыками письма.

         Последовательные задания:  

1.            Обвести узор по пунктирам

2.            Раскрасить рисунок

                  3.     Нарисовать по клеточкам такую же фигуру как на образце.

                  4.     Прописать элементы по пунктиру и самостоятельно

4. Снятие телесных зажимов, развитие эмпатии, сплоченности группы, усидчивости, формирование концентрации внимания. Решать данные задачи помогут игры – подвижные, сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические. Примерные задания:

       Угадать по выражению лица (картинки, другой ребенок, взрослый) настроение, предполагаемые фразы, причины.

       Игры-инсценировки сказок, импровизации, драматизации.

       Мимикой, пантомимикой показывать различные состояния погоды, воды; настроения людей; различных животных.

Информация о работе Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительн