Сущность индивидуального подхода к детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям.
Интересные открытия и выводы по этому вопросу сделал Я. А. Коменский. В его педагогической системе чётко обозначались такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путём систематических наблюдений.

Файлы: 1 файл

Сущность индивидуального подхода к детям.docx

— 36.47 Кб (Скачать)

 

  1. Сущность индивидуального подхода к детям.

 

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе  к детям.

Интересные открытия и  выводы по этому вопросу сделал Я. А. Коменский. В его педагогической системе чётко обозначались такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путём систематических наблюдений.

Критически используя  педагогическое наследие прошлого, выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская и  А.С. Макаренко разработали теоретические  основы вопроса об индивидуальном подходе  к детям.

При этом Н. К. Крупская считала  особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого  ребёнка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития.

Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода  в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые  будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для  любой профессии. «…Есть целый ряд  способностей, - писала Н.К. Крупская, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… ». При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте. А.С. Макаренко подчёркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко  не рекомендовал какие-то специальные  методы. Один и тот же метод или  приём можно использовать по-разному, в зависимости от определённых условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причём каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что  он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального  подхода к детям.

Методологическое обоснование  и теоретические положения в  трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего  развития педагогики проблемы индивидуального  подхода к детям.

В основе индивидуального  подхода лежит выявление особенностей ребёнка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своём труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Индивидуальный подход в  воспитании ребёнка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Осуществление индивидуального  подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать  как определённую взаимосвязанную систему.

Умственное воспитание формирует  систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребёнка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребёнка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают  в них любовь и интерес к  труду. Трудовая деятельность детей  формирует у них упорство, настойчивость, сообразительность.

Таким образом, сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.

 

 

  1. Условия и этапы осуществления индивидуального подхода.

 

В активной деятельности развиваются  психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учёта отношения ребёнка к окружающим, его интересов.

Необходимым условием осуществления  индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива.

Очень важным условием эффективности  индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребёнка. 

Индивидуальный подход требует  большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка.

Одним из условий правильного  осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребёнка, но и формировать качества личности.

В основе индивидуального  подхода лежит выявление особенностей ребёнка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своём труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Первым звеном этой системы  является изучение особенностей каждого  ребёнка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического  состояния и здоровья, от которых  во многом зависит их внимание на занятии  и общая работоспособность. Нужно  знать раннее перенесённые ребёнком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно, дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной  сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребёнка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с  условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место  занимает знание педагогами, таких  важных вопросов, которые связаны  с обучаемостью и воспитанности детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

 Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учётом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребёнка создаёт условие для успешного учёта этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе организации поручений, дежурства, коллективного труда.

 

    Совершенствование  процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени  – одна из важнейших задач  в сфере реформы школы. Ведь  только в труде человек может  полноценно и всесторонне развиваться,  раскрывать свои способности  и таланты, найти своё место в жизни.

Очень важно с малых  лет прививать ребёнку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить  человека трудолюбивого, скромного  и отзывчивого, стремящегося приносить  своим трудом пользу людям , работать для блага общества.  В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребёнка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качеств, отношении к учению, интересе к знаниям.

    А.С. Макаренко  допускал, что ребёнок может нерадиво  относиться к трудовой деятельности, если он не здоров или ещё не овладел нужным навыком. «Большой же частью лень ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребёнка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет». Развитие интереса к труду – процесс медленный, оно требует надлежащего упорства и настойчивости, начиная с младшего дошкольного возраста.   

    Индивидуальные  особенности ребёнка в процессе трудового воспитания в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков самообслуживания, интерес к труду, а также в игре, на занятиях.

  Правильная организация  трудового воспитания ребёнка с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития. Недооценка этого положения приводит к весьма печальному исходу, так как впоследствии, в старшем дошкольном возрасте, приходиться ребёнка перевоспитывать, а это процесс очень сложный.

     В организации  трудового воспитания детей младшего возраста, в подборе методов и наиболее эффективных приёмов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его надо с изучения индивидуальных особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь другим - незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как  завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает негативное отношение к любимому трудовому процессу.

    Для осуществления  индивидуального подхода к детям  в процессе трудового воспитания  педагог должен хорошо знать  не только практические умения  и навыки каждого ребёнка, но  и его нравственные качества - скромен ли он, дружелюбно ли  относится к товарищам, готов  ли помочь нуждающимся в этом. Трудовые навыки и трудолюбие  ребёнка должны гармонически  сочетаться с его отношением  к коллективу, поэтому при оценке  трудолюбия нужно учитывать не  только добросовестное выполнение  поручений, но и проявление  с его стороны дружелюбия, помощи  товарищам. Надо помнить что  трудовое воспитание  есть  прежде всего нравственная проблема.

Трудиться не только для  себя,  но и для других - исключительно  важная нравственная черта, которую  нужно прививать постоянно, всеми  средствами. Взаимопомощь воспитывает  у детей доброжелательность, чувство  коллективизма, уважения друг к другу. Детям, привыкшим трудиться только для себя, нужно давать поручения, которые имеют общественное значение: закрыть дверь, чтобы было всем  тепло, поставить в вазу цветы, чтобы  стало красиво и всем было приятно; при этом надо постоянно подчёркивать значения общественно полезных действий. Такой факт нельзя оставлять без внимания, так как взаимовыручка, взаимопомощь при выполнении детьми различных поручений и заданий является по существу начальной формой коллективного общественно полезного труда.

Информация о работе Сущность индивидуального подхода к детям