Сущность индивидуального подхода к детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям.
Интересные открытия и выводы по этому вопросу сделал Я. А. Коменский. В его педагогической системе чётко обозначались такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путём систематических наблюдений.

Файлы: 1 файл

Сущность индивидуального подхода к детям.docx

— 36.47 Кб (Скачать)

     Прививать  детям трудовые навыки легче,  чем воспитать у них положительное  отношение и любовь  к труду.  Значительные трудности воспитателю  приходиться испытывать в тех  случаях, когда он имеет дело  с детьми, у которых нет ни  умения, ни желания работать. Есть  дети, которые отличаются  крайней  медлительностью в своих действиях:  медленно одеваются и раздеваются,  не успевают вовремя выполнять  трудовые задания, на занятиях  отстают от других детей при  выполнении рисунка, лепки и  т. д. В практике обычно наблюдается, что медлительные дети – это прежде всего дети с определённой психической направленностью. Медлительных детей полезно включать в коллективную деятельность. Например, при поливке огорода или цветника одни ребята подносят воду, другие поливают. Вместе с тем применить такой приём к медлительным детям следует с известной осторожностью и педагогическим тактом. Нельзя их сразу объединять в коллективном труде с такими ребятами, которые очень резко отличаются по темпу работы.

     В целях  развития интереса к труду  можно использовать длительные  поручения, выполнение которых  приводит к ощутимым результатам.  Это могут быть, например, задания  по выращиванию растений, уходу за рыбками, птицами. Повседневно наблюдая за ростом и изменением растений, развитием животных, дети видят результаты своего труда, привыкают выполнять и «неинтересные» поручения.

    Изучения индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков, в темпе и качестве выполнения поручений; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях детей замечается не только разное, но и много общего.

       Коллективному труду отводиться большее место. Это наиболее целесообразная форма трудовой деятельности. Но воспитательное значение коллективного труда может быть действительным лишь при определённых условиях. Непродуманная организация коллективной работы сводит на нет все достигнутые ранее результаты, не даёт возможности воспитателю проследить с должным вниманием за работой каждого ребёнка. Необходимо чётко определить, что дети должны сделать, установить последовательность действий, постепенное усложнение, а также запланировать приёмы индивидуального подхода - то, что можно заранее предусмотреть.

     Во время  дежурства труд детей направлен  на нужды коллектива. Результаты  труда дежурных видны сразу,  и это способствует воспитанию  у них чувства ответственности  за порученное дело. В процессе  дежурства ярко проявляют индивидуальные  особенности детей и создаются  благоприятные условия для осуществления  индивидуального подхода к ним.  Но  эффективность воспитательного  воздействия дежурства (развития  необходимых трудовых навыков,  умений, воспитания определённых  нравственных качеств) во многом  зависит от правильной организации  этой работы. В результате такой  организации дежурств и учёта работы дежурных воспитатель получает обширный материал о каждом ребёнке в отдельности, что помогает осуществлению индивидуального подхода.

      Индивидуальный  подход в трудовой деятельности  является  целенаправленным процессом  и тесно связан с задачами  трудового воспитания. В свою  очередь трудовое воспитание  детей невозможно без продуманной системы индивидуального подхода, которая включает чёткую постановку цели на основе изучения особенностей детей, организацию и проведение необходимой работы, обязательное подведение итогов сделанного – анализ результативности данного приёма в данном случае.

     В индивидуальном  подходе в трудовом воспитании  нуждаются  все дети, включая  и тех, которые умеют все   делать  и  достаточно   трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как пример для других при обучении последних трудовым навыкам, их положительные нравственные качества совершенствуются в коллективном труде.

     Таким образом, индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношения ребёнка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ опыта работы

Трудовое воспитание в  детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется  самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

Когда наши дети были во 2-й  младшей группе, для обучения культурно-гигиеническим  навыкам и формирования навыков  самообслуживания вместе со своей коллегой Хомич Анастасией Вячеславовной использовали дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения. В играх с куклой у маленьких дошкольников формировали культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре-кукле.

Часто использовали в своей  работе прием с применением игрового персонажа, например Неумейка. Неумейка появлялся с грязными руками, а  детям предлагалось помочь ему в  выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце  и др.). Затем учили персонажа  делать «мыльные перчатки».

Особенность хозяйственно-бытового труда обусловлена тем, что результаты его иногда не заметны, так дети во 2-й младшей группе убирали игрушки, ставили стулья на место, собирали с  пола бумагу и другой мусор, вешали полотенца, собирали листья, сметали  со скамьи снег. В средней группе стирали кукольную одежду, мыли игрушки, накрывали на столы. Использовали форму  организации – дежурства по столовой, а со 2-й половины года и по занятиям. Учили детей понимать, что главным  в достижении результата являются не столько личные интересы, личные потребности, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых.

Часто использовали и используем прием – привлечение детей  к помощи взрослым. Например, во время  смены постельного белья Галина Владимировна – помощник воспитателя поручает детям надеть наволочки, расстелить постели.

По возможности практикуем включение детей в работу, результат  которой важен для сотрудников  детского сада. Рядом с нашим участком находится кладовая. Работники кухни  ходят туда за продуктами. Мы иногда даем поручения детям донести  продукты из кладовой на кухню.

 

Во время организации  хозяйственно-бытового труда мы стремимся  поддерживать бодрое настроение детей. Выражая в репликах, замечаниях свои чувства, стараемся создать атмосферу  радости, вселить в детей уверенность  в себе.

В старшей группе, работая  по направлению - ознакомление детей  с трудом взрослых, формирование у  них представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, составили примерный  тематический план, с какими профессиями  будем знакомить детей согласно календарным датам. В каждом месяце есть свои праздники, в том числе  профессиональные. Это очень удобно в системе знакомить детей  с современными профессиями, воспитывать  уважение и интерес к труду. Возможно те зерна, которые мы заложили, прорастут, и наши воспитанники выберут себе такие профессии, как: ученый, композитор, писатель, летчик и др.

Большой потенциал воспитательных задач содержат в себе сюжетно-ролевые  игры, которые мы используем и в  нравственно-трудовом воспитании. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей  игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и умением. В игру вовлекаются  все стороны личности: ребенок  двигается, говорит, воспринимает, думает.

В процессе игры работают все  его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные  и волевые проявления.

Игра выступает, как важное средство воспитания, в том числе  и нравственно-трудового.

Например, для сюжетно-ролевой  игры «Библиотека» мы провели предварительную  работу, где использовали следующее: знакомство с профессией библиотекарь, ручной труд, индивидуальные поручения  по поддержанию порядка на книжной  полке. Через сюжетно-ролевую игру можно использовать много воспитательных задач.

Таким образом, необходимо использовать различные методы и приёмы хозяйственно-бытового труда, т.к. трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

 

 

 

  1. Выводы

 

Таким образом, педагогу  необходимо использовать различные методы и приёмы хозяйственно-бытового труда, т.к. трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность. Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношения ребёнка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других. Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребёнка, индивидуальный подход со стороны педагога создаёт условие для успешного решения общих задач воспитания, которые стоят перед педагогом  и  решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка.

 В труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти своё место в жизни.


Информация о работе Сущность индивидуального подхода к детям