Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Оглавление

Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

3ВКР познавательного интереса и прогулки.docx

— 196.35 Кб (Скачать)

На первом, констатирующем этапе,  мы использовали серию диагностических  методик для выявления уровня развития познавательного интереса у дошкольников, участвующих в  эксперименте. Результаты получились следующие: у дошкольников отмечается в основном средний и высокий  уровень  развития познавательного интереса. По нашему мнению,   работа с дошкольниками должна продолжаться, так как успехи ребенка в учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям во многом зависят от уровня развития познавательных интересов. Доступным средством  формирования интереса дошкольников, по нашему мнению, может стать деятельность детей на прогулке.

Осознавая важность проблемы формирования у дошкольников познавательного  интереса к окружающему миру, на формирующем этапе эксперимента мы разработали комплекс  прогулок. Вся деятельность с дошкольниками осуществлялась нами в форме мини- проектов, где все компоненты прогулки были объедены по комплексно –тематическому принципу.

На контрольном этапе  сравнительные данные развития познавательного интереса показали позитивные изменения  в развитии познавательного интереса дошкольников по всем измеряемым критериям.

 

 

Заключение

 

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка  об окружающем мире, происходит его  интенсивное физическое  и психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у него познавательных интересов.

Как показало изучение литературных источников, познавательный интерес  выступает как важнейший мотив активности личности старшего дошкольника. Интерес трактуется как «избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. 

Прогулка – это замечательное  время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам окружающего мира. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Прогулка может стать эффективным инструментом развития познавательного интереса старших дошкольников.  Это возможно при правильном руководстве взрослым деятельностью дошкольников на прогулке,  когда взрослый стимулирует накопление социального опыта дошкольниками.

Необходимо      продумать      этапы,   развития познавательного интереса дошкольников средствами прогулки, а также руководство детьми в процессе каждого этапа

Обобщая, отметим: для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников необходимо создание следующих педагогических условий на прогулке:

  • отбор целесообразного, доступного и интересного для современных дошкольников содержания наблюдений;
  • обращение  внимания педагога  на процесс формирования познавательного интереса старших дошкольников в процессе наблюдений, игровой и трудовой деятельности на прогулке
  • в  деятельность включается максимальное количество   детей.

Как показало наше практическое исследование, соблюдение данных условий способствует развитию познавательных интересов старших дошкольников в деятельности на прогулке.

Гипотеза исследования подтверждена, задачи реализованы, цель исследования достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.

2.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб. : Речь, 2005. - 121 с.

3.Баранова Э.А. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 1. - C. 104-117.

4.Богословский Д.В. Основы общей психологии. – М., 1981.

5.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 2006. – 297с.

6.Вербенец А.М. Познавательные интересы современных старших дошкольников: проблемы, особенности, пути развития // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 1. - C. 8-21.

7.Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.

8.Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2000. - 27 с.

9.Годовикова Д.Б. Как «измерить» детскую любознательность // Семья и школа. 1985. № 10.

10.Дейкина А.Ю. Познавательный интерес : сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина - Бийск : НИЦ БПГУ, 2002. - 47 с.

11.Дыбина О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

12.Дыбина О.В. Игра-путь к познанию предметного мира//Дошкольное воспитание2005 №4 -с.14-24

13.Дошкольники на прогулке. Учебное пособие. – М.: Педагогическое сообщество. России, 2005.

14.Егоренков Л.И.  «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». М.: АРКТИ, 2000 г.

15.Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец. – М. : Просвещение, 1964.

16.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с  / Пособие для работников дошкольных учреждений/ А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2003. – 56 с.

17.Казакова В.И. Психологические основы формирования познавательного интереса у старших дошкольников // Перспективы развития практической психологии. - Шадринск, 2001. - Ч. 2. - С. 18-22.

18.Кириллова Т.Д. Активизация учебно-познавательной деятельности// Первое сентября. - 2001. - №54.

19.Кузнецова А.А. Познавательный интерес. Условия его развития / А.А. Кузнецова, С.В. Чуракова, В.Н. Кузнецов // Биология в шк. - 1996. - № 2. - С. 29-31.

20.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.

21.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст. М.: Пед. об-во России, 2005.

22.Кузина А.Ю. Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира / А.Ю. Кузина // Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке: Материалы международной научно-практической конференции (заочной). – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005.

23.Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М.: ТЦ Сфера, 2008.

24.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Старший воспитатель детского сада – 2006, - №8. с.60-64.

25.Николаева  С. Н.  Методика экологического воспитания    дошкольников.– М., «Академия», 2005.

26.Педагогические условия развития познавательного интереса у дошкольников : метод. рекомендации / - Челябинск : Образование, 2006.

27.Петровский А.В.Общая психология  – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 479 с.

28.Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное         воспитание  дошкольников. -  М. ,«Педагогика», 1985.

29.Развитие познавательного интереса у дошкольников : (метод. рекомендации) / - Челябинск : Образование, 2007. - 65 с.

30.Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – Москва, 2003.

31.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

32.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

33.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989.

34.Савенков И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. //Одарённый ребёнок. 2003. №2

35.Семенова М.Л. Модель развития познавательного интереса дошкольников // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. Сер. 3. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. - 2005. - № 27. - C. 72-77.

36.Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3 до 7 лет): -Тбилиси, 1966.

37.Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

38.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.  Практикум по дошкольной психологии. - М., 1998.

39.Ушинский К.Д. Собр.соч.: в 9 т. –М., Учпедгис, 1960.Т.8 в 9 т. - М.: Учпедгиз, 1960. Т. 8.

40.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника