Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями[30].
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках
отводится наблюдениям (заранее
планируемым) за природными явлениями
и общественной жизнью. Наблюдения
можно проводить с целой
В воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения с дошкольниками организуют разнообразные по содержанию прогулки[13]. Рассмотрим основные из них.
Целевые прогулки и их значение. С целью организации наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизнью за пределами участка организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния[23].
Детям младшей группы воспитатель
показывает дома, транспорт,, пешеходов,
средней — здания общественного
назначения (школа, Дом культуры, театр
и т. п.). Со старшими детьми проводятся
целевые прогулки на другие улицы, в
ближайший парк или лес. Дети знакомятся
с правилами поведения в
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность[30]. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков[23].
На прогулках осуществляется
работа и по развитию речи ребенка:
разучивание потешки или
В круглосуточных дошкольных учреждениях с детьми проводится и вечерняя прогулка. Участок при этом должен быть хорошо освещен. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм детей.
Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе.
При работе в дошкольных группах предлагается использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом[37]:
Прогулка-наблюдение за сезонными изменениями в природе; особенностями растительного мира; жизнью домашних и диких животных;
трудом и отдыхом людей.
Прогулка-задание, имеющая цель поздравить товарищей или взрослых с праздником; пригласить гостей на классное или дошкольное мероприятие;
известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказать шефскую помощь.
Прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: расстояние; величину предмета; высоту предмета;его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра.
Прогулка-поиск. Во время этой прогулки дошкольники получают задание отыскать: лекарственные травы; сеянцы; семена деревьев; природный материал для гербария, коллекции и т.д.
Прогулка-поход на: скорость; выносливость; дисциплину; внимание; ориентирование на местности.
Прогулка-фантазия должна представить возможность: сделать зарисовку; изготовить поделку из природного материала; сплести венок, корзину; составить букет из листьев, цветов, веток; придумать сказку, стихотворение, рассказ.
Прогулка – показ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: местные достопримечательности; различные предметы и объекты; редкие цветы, деревья, кустарники; разнообразные свойства, признаки предмета.
Прогулка-практикум, предусматривает закрепление знаний и умений дошкольников: по правилам дорожного движения; по технике безопасности; по трудовым навыкам; по ориентированию; по культуре поведения.
Комбинированная прогулка проводится в сочетании с: играми, спортивными занятиями, трудом, экскурсионной работой.
Интерес представляет и такой вид прогулки как динамическая прогулка. Динамические прогулки призваны:
1.Научить детей получать удовольствие от физических нагрузок на свежем воздухе в любую погоду, удовлетворить их естественную потребность в движении.
2.Сформировать у детей потребность находиться на улице не менее 3-х часов ежедневно с целью оздоровления организма и повышения двигательной активности.
3.Совершенствовать двигательные навыки и физические качества детей.
4.Совершенствовать умения детей ориентироваться в реальном пространстве с помощью плана и выделять схему пути.
5.Воспитывать любовь и эстетическое отношение к окружающему миру, природе.
6.Воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь.
Виды динамических прогулок:
Структура прогулки-похода: (ежедневно по утрам в течение 1,5 часов)
1.Подготовка к прогулке и сбор у здания ДОУ – 15-20 минут.
2.Движение до основного места прогулки.
3.Крайстренинг, подвижные и спортивные игры.
4.Самостоятельная деятельность детей
5.Возвращение
Структура сюжетно-игровой прогулки: (в пятницу)
1.Сюрприз-загадка (письмо, ребус, пиктограмма, карта, шарады).
2. «Вперед – к приключениям!» – выполнение задания.
4.«Задание выполнено!» – выход из проблемной ситуации, подведение итогов.
Структура прогулки-похода, рассчитанной на целый день: (суббота)
1.Подготовка к прогулке и сбор у здания ДОУ – 15-20 минут.
2.Движение до основного места прогулки.
3.Привал, разведение костра.
4.Подвижные игры.
5.Наблюдения за природой, самостоятельная деятельность.
6.Чаепитие.
7.Игры-развлечения, конкурсы, пение песен у костра.
8.Возвращение.
Психотерапевтическая прогулка. Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но не всегда прогулка для малыша является еще и хорошей психической разрядкой. Поссорился, например, ребенок с друзьями, пришел с прогулки в слезах - и весь ее оздоровительный эффект из-за стресса практически сводится к нулю. А вот на психотерапевтической прогулке такого не бывает. Она поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а также способствует их личностному развитию[37].
Психотерапевтическая прогулка - это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег.
Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых. Естественно, что психотерапевтическая прогулка проводится психологом учреждения.
1.3.Развитие познавательных
интересов старших
Формирование познавательного интереса – важная составляющая разностороннего развития ребенка. Жизнь любознательного человека полна открытий, жизненных побед и удовольствий. Как говорил Энштейн, - «…во мне нет ничего гениального: я просто очень любопытный человек». В этом и есть отличительная особенность всех людей.
Рассмотрим, как деятельность детей на прогулке способствует развитию познавательного интереса старшего дошкольника.
Непременным условием успешного развития
и воспитания дошкольников на прогулке
является одновременное овладение
ими умственными и
Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.
Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия.
Во время прогулок ведутся и индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать[32].
Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее[26]. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды[24]. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, по мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Таким образом, трудовые действия детей следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн).
Постоянно и разнообразно двигается ребенок на участке. Становится очевидным, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.
Все компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников[37].
В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).
Рассмотрим влияние разных
компонентов прогулки на развитие познавательных
интересов старших
Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов[30].
Развитие познавательного
интереса проходит путь от проявления
эмоциональной отзывчивости к окружающему
и выделения внешних качеств
предметов к выделению
Познание природы детьми
раннего возраста– это
Взрослый обращает внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая дошкольнику активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует[25]. Если дошкольник хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку[5].
Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника