Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Оглавление

Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

3ВКР познавательного интереса и прогулки.docx

— 196.35 Кб (Скачать)

 
Методика № 2 д/и«Два домика»

Цель: выявить проявление отношения ребенка к предметному  миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять  свои действия, опираясь на знания о  предметном мире. 
Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка).                                                                                                                        Ход исследования.

Ребенку предлагалась следующая  инструкция: У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика: «Рукотворный мир» и «Природный мир». Надо разложить карточки по соответствующим  домикам. Затем с ребенком проводилась  беседа: 
1.Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир? 
2.Чем отличается рукотворный мир от природного мира? 
3.Для чего человек создает предметы?

4.Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира? 
2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.

Оценка уровня познавательного  интереса ребенка к предметному  миру  производится в баллах по следующим  показателям:

Высокий уровень:  5 баллов- эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие   умение детей классифицировать предметы рукотворного  и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании, самостоятельности.

Средний  уровень:  3 балла- эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие   умение детей классифицировать предметы рукотворного  и природного мира, но свои  объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.

Низкий уровень:  2 балла- отсутствует эмоциональный отклик на познавательную задачу, задание выполняет подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру  четко не наблюдается,  умеет классифицировать предметы рукотворного  и природного мира, но  свои действия не объясняет, отмечается наличие самостоятельности.

Таблица2

Оценка уровня развития познавательного  интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ №77

(методика №2 «Два домика»)

п/п

Имя ребенка

Диагностируемые показатели

Общий балл

Уровень

Умение классифицировать

Умения объяснять свои действия, опираясь на знания о мире

проявление самостоятельности

эмоциональный отклик на познавательную задачу

активностьв познании

1.

Олег Н.

+

+

-

-

+

3

с

2.

Маша У.

+

-

+

-

+

3

с

3.

Антон А.

+

-

-

-

+

2

н

4.

Света П.

+

+

+

+

+

5

в

5.

Алина С.

-

+

-

+

-

2

н

6.

Костя А.

+

+

+

+

+

5

в

7.

София И.

-

+

-

-

+

2

н

8.

Лера А.

-

+

-

+

+

3

с

9.

Коля Ч.

-

+

-

-

+

2

н

10.

Женя С.

+

+

+

+

+

5

в

11.

Кирилл М.

-

-

-

+

+

2

н

12.

Саша У.

-

+

-

-

+

2

н

13.

Сева А.

+

-

+

-

+

3

с

14.

Альбина О.

+

-

-

-

+

2

н


 

 

 

Методика № 3 Логическая задача «Что будет, если…»

Цель: выявить наличие  направленности на реализацию знаний об окружающем мире при решении поисковых  задач.  
Ход исследования.

Каждому ребенку индивидуально предъявлялись следующие логические задачи: 
1.Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили? 
Вопросы для беседы:

  • На чем раньше люди передвигались?
  • Какие виды транспорта ты знаешь?
  • Для чего человеку нужно столько видов транспорта?

2.Что произошло бы, если  бы исчезли все люди? 
Вопросы для беседы:

Какие  люди населяют нашу планету?

Чем занимаются взрослые?

Зачем взрослые ходят на работу?

Оценка уровня познавательного  интереса ребенка к миру  производится в баллах(таблица №3).

Высокий уровень – 8-12 баллов:  за 1мин.  ребенок отвечает на все  вопросы беседы, присутствуют знания о явлениях, поисковая задача вызывает интерес, отмечается  адекватность реакций на  коррекцию знаний в процессе ответа на вопрос  логической задачи, внимательно выслушивает правильный ответ, отмечается заинтересованность.

Средний уровень –4-7 баллов: за 1 мин.  ребенок отвечает не все вопросы беседы, присутствуют знания о явлениях, поисковая задача вызывает интерес, отмечается  адекватность реакций на  коррекцию знаний в процессе ответа на вопрос  логической задачи.

Низкий уровень – 0-3 балла: за 1 мин. ребенок отвечает не на все  вопросы беседы, присутствуют знания о явлениях, поисковая задача не вызывает интерес, отмечается деятельность в соответствии с требованиями взрослого, на  коррекцию знаний в процессе ответа на вопрос  логической задачи реагирует равнодушно, заинтересованность  в познании нового фрагментарна.

Таблица3

Оценка уровня развития познавательного  интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ №77

(методика №3  Логическая задача  «Что будет….если?»)

п/п

Имя ребенка

Вопросы

Общий балл

Уровень

Беседа№1

Беседа №2

1

2

3

1

2

3

1.

Олег Н.

2

2

1

2

1

1

9

в

2.

Маша У.

1

2

1

2

1

1

8

в

3.

Антон А.

1

2

1

2

2

1

9

в

4.

Света П.

2

1

1

2

1

1

8

в

5.

Алина С.

2

1

2

2

2

0

9

в

6.

Костя А.

1

1

1

0

2

0

5

с

7.

София И.

1

2

2

0

1

1

7

в

8.

Лера А.

0

1

2

0

1

1

4

с

9.

Коля Ч.

0

1

1

0

2

1

5

с

10.

Женя С.

1

0

2

1

0

0

4

с

11.

Кирилл М.

1

0

1

1

0

0

3

н

12.

Саша У.

2

1

1

2

1

1

8

в

13.

Сева А.

0

1

1

1

0

1

4

с

14.

Альбина О.

0

1

2

1

1

1

6

с


2балла – отвечает на  вопрос правильно

1 балл  - ответ частично  правильный

0 баллов – ответ на  вопрос не знает

Методика № 4. «Опиши картинку»

Для работы с  дошкольниками нами были подобраны две сюжетные картинки с изображением животных в типично человеческих ситуациях:

  1. Бегущие волчата и лисята.
  2. Обезьянки в школе.

Исследования проходили  во второй половине дня, индивидуально  с каждым ребенком участвующем в  эксперименте.

Мы показывали ребенку одну картинку и просили задать как можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами: «А что еще? О чем еще можно спросить?» и т.п. Затем предъявляли вторую картинку и повторяли инструкцию.

Во время работы подсчитывали  количество вопросов, которые ребенок задает по каждой картинке. Анализировали содержание вопросов, выделяя 4 группы:

1.Вопросы, связанные с непониманием или непринятием детьми условности изображенной ситуации, т.е. действий животных в человеческих ситуациях

2.Описательные вопросы, которые в совокупности составили бы описание картинки

3.Вопросы, расширяющие изображенную ситуацию.

4.Содержательные вопросы, которые направлены на раскрытие сути изображенного на картинке события.

Уровень выполнения задания  определяется типом заданных вопросов и их количеством.

Высокий уровень-9 -12 баллов: с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают 5—6 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.

Средний уровень: 5-8 баллов: большое количество вопросов (больше 4) второго типа. Возможно появление 1—2 вопросов третьего типа.

Низкий  уровень-0- 4 балла: дети придумывают к каждой картинке 1—3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типа или отказываются от выполнения задания  и подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке).

Таблица4

Оценка уровня развития познавательного  интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ№77

(методика №4  «Опиши картинку»)

п/п

Имя ребенка

Группы вопросов

Общий балл

Уровень

1группа

2группа

3группа

4группа

1.

Олег Н.

2

3

2

2

9

в

2.

Маша У.

3

3

2

2

10

в

3.

Антон А.

3

2

2

2

9

в

4.

Света П.

2

2

2

3

9

в

5.

Алина С.

2

2

2

3

9

в

6.

Костя А.

0

0

2

0

2

н

7.

София И.

2

2

2

0

6

с

8.

Лера А.

0

0

0

2

2

н

9.

Коля Ч.

0

2

2

0

4

н

10.

Женя С.

2

0

2

2

6

с

11.

Кирилл М.

2

2

0

2

6

с

12.

Саша У.

2

0

0

2

4

н

13.

Сева А.

2

3

3

2

10

в

14.

Альбина О.

3

3

3

3

12

в


3 балл- количество вопросов  более 5.

2 балла количество вопросов  менее 5.

0 баллов –количество  вопросов не более 2-х

 

Методика № 5 проблемная ситуация «Придумай»

Детям называется хорошо знакомый предмет с известными свойствами. Они должны найти как можно  больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

 

 

Таблица5

Оценка уровня развития познавательного  интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ №77

(Методика №  5 проблемная ситуация «Придумай»)

п/п

Имя ребенка

Предметы

Общий балл

Уровень

книга

ручка

Пластиковая бутылка

Лист бумаги

Заколка для волос 

1.

Олег Н.

2

0

2

0

0

4

с

2.

Маша У.

2

2

2

0

0

6

с

3.

Антон А.

0

2

2

0

0

4

с

4.

Света П.

0

2

2

0

0

4

с

5.

Алина С.

0

2

0

0

0

2

н

6.

Костя А.

0

2

2

0

2

6

с

7.

София И.

0

0

2

2

0

4

с

8.

Лера А.

2

0

0

0

0

2

н

9.

Коля Ч.

0

2

2

2

2

8

в

10.

Женя С.

0

2

2

2

2

8

в

11.

Кирилл М.

2

0

2

2

2

8

в

12.

Саша У.

2

2

2

2

2

10

в

13.

Сева А.

0

2

2

2

0

6

с

14.

Альбина О.

0

2

2

2

2

8

в

Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника