Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы
Методика № 2 д/и«Два
домика»
Цель: выявить проявление
отношения ребенка к
Материал: два домика, карточки с изображением
различных предметов рукотворного мира
(дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка,
кастрюля) и природного мира (дерево, цветок,
снежинка, гора, кошка).
Ребенку предлагалась следующая
инструкция: У тебя в руках карточки.
На них изображены разные предметы.
А перед тобой – два домика:
«Рукотворный мир» и «Природный мир».
Надо разложить карточки по соответствующим
домикам. Затем с ребенком проводилась
беседа:
1.Как ты понимаешь, что такое рукотворный
мир?
2.Чем отличается рукотворный мир от природного
мира?
3.Для чего человек создает предметы?
4.Что было бы, если бы не было
предметов рукотворного мира?
2 часть. Ребенку
предлагалось разделить предметы в домик
«Рукотворный мир» по парам. Подходящие
друг к другу картинки поместить на первый
этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую
пару одним словом.
Оценка уровня познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям:
Высокий уровень: 5 баллов- эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умение детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании, самостоятельности.
Средний уровень: 3 балла- эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умение детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но свои объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.
Низкий уровень: 2 балла- отсутствует эмоциональный отклик на познавательную задачу, задание выполняет подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается, умеет классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но свои действия не объясняет, отмечается наличие самостоятельности.
Таблица2
Оценка уровня развития познавательного интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ №77
(методика №2 «Два домика»)
№ п/п |
Имя ребенка |
Диагностируемые показатели |
Общий балл |
Уровень | ||||
Умение классифицировать |
Умения объяснять свои действия, опираясь на знания о мире |
проявление самостоятельности |
эмоциональный отклик на познавательную задачу |
активностьв познании | ||||
1. |
Олег Н. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
с |
2. |
Маша У. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
3 |
с |
3. |
Антон А. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
2 |
н |
4. |
Света П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
в |
5. |
Алина С. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
2 |
н |
6. |
Костя А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
в |
7. |
София И. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
2 |
н |
8. |
Лера А. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
3 |
с |
9. |
Коля Ч. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
2 |
н |
10. |
Женя С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
в |
11. |
Кирилл М. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
2 |
н |
12. |
Саша У. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
2 |
н |
13. |
Сева А. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
3 |
с |
14. |
Альбина О. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
2 |
н |
Методика № 3 Логическая задача «Что будет, если…»
Цель: выявить наличие
направленности на реализацию знаний
об окружающем мире при решении поисковых
задач.
Ход исследования.
Каждому ребенку индивидуально
предъявлялись следующие логические задачи:
1.Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут
все автомобили?
Вопросы для беседы:
2.Что произошло бы, если
бы исчезли все люди?
Вопросы для беседы:
Какие люди населяют нашу планету?
Чем занимаются взрослые?
Зачем взрослые ходят на работу?
Оценка уровня познавательного интереса ребенка к миру производится в баллах(таблица №3).
Высокий уровень – 8-12 баллов: за 1мин. ребенок отвечает на все вопросы беседы, присутствуют знания о явлениях, поисковая задача вызывает интерес, отмечается адекватность реакций на коррекцию знаний в процессе ответа на вопрос логической задачи, внимательно выслушивает правильный ответ, отмечается заинтересованность.
Средний уровень –4-7 баллов: за 1 мин. ребенок отвечает не все вопросы беседы, присутствуют знания о явлениях, поисковая задача вызывает интерес, отмечается адекватность реакций на коррекцию знаний в процессе ответа на вопрос логической задачи.
Низкий уровень – 0-3 балла: за 1 мин. ребенок отвечает не на все вопросы беседы, присутствуют знания о явлениях, поисковая задача не вызывает интерес, отмечается деятельность в соответствии с требованиями взрослого, на коррекцию знаний в процессе ответа на вопрос логической задачи реагирует равнодушно, заинтересованность в познании нового фрагментарна.
Таблица3
Оценка уровня развития познавательного интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ №77
(методика №3 Логическая задача «Что будет….если?»)
№ п/п |
Имя ребенка |
Вопросы |
Общий балл |
Уровень | |||||
Беседа№1 |
Беседа №2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||||
1. |
Олег Н. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
9 |
в |
2. |
Маша У. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
8 |
в |
3. |
Антон А. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
9 |
в |
4. |
Света П. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
8 |
в |
5. |
Алина С. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
9 |
в |
6. |
Костя А. |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
с |
7. |
София И. |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
7 |
в |
8. |
Лера А. |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
4 |
с |
9. |
Коля Ч. |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
5 |
с |
10. |
Женя С. |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
4 |
с |
11. |
Кирилл М. |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
н |
12. |
Саша У. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
8 |
в |
13. |
Сева А. |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
с |
14. |
Альбина О. |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
с |
2балла – отвечает на вопрос правильно
1 балл - ответ частично правильный
0 баллов – ответ на вопрос не знает
Методика № 4. «Опиши картинку»
Для работы с дошкольниками нами были подобраны две сюжетные картинки с изображением животных в типично человеческих ситуациях:
Исследования проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком участвующем в эксперименте.
Мы показывали ребенку одну картинку и просили задать как можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами: «А что еще? О чем еще можно спросить?» и т.п. Затем предъявляли вторую картинку и повторяли инструкцию.
Во время работы подсчитывали количество вопросов, которые ребенок задает по каждой картинке. Анализировали содержание вопросов, выделяя 4 группы:
1.Вопросы, связанные с непониманием или непринятием детьми условности изображенной ситуации, т.е. действий животных в человеческих ситуациях
2.Описательные вопросы, которые в совокупности составили бы описание картинки
3.Вопросы, расширяющие изображенную ситуацию.
4.Содержательные вопросы, которые направлены на раскрытие сути изображенного на картинке события.
Уровень выполнения задания определяется типом заданных вопросов и их количеством.
Высокий уровень-9 -12 баллов: с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают 5—6 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.
Средний уровень: 5-8 баллов: большое количество вопросов (больше 4) второго типа. Возможно появление 1—2 вопросов третьего типа.
Низкий уровень-0- 4 балла: дети придумывают к каждой картинке 1—3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типа или отказываются от выполнения задания и подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке).
Таблица4
Оценка уровня развития познавательного интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ№77
(методика №4 «Опиши картинку»)
№ п/п |
Имя ребенка |
Группы вопросов |
Общий балл |
Уровень | |||
1группа |
2группа |
3группа |
4группа | ||||
1. |
Олег Н. |
2 |
3 |
2 |
2 |
9 |
в |
2. |
Маша У. |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
в |
3. |
Антон А. |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
в |
4. |
Света П. |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
в |
5. |
Алина С. |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
в |
6. |
Костя А. |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
н |
7. |
София И. |
2 |
2 |
2 |
0 |
6 |
с |
8. |
Лера А. |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
н |
9. |
Коля Ч. |
0 |
2 |
2 |
0 |
4 |
н |
10. |
Женя С. |
2 |
0 |
2 |
2 |
6 |
с |
11. |
Кирилл М. |
2 |
2 |
0 |
2 |
6 |
с |
12. |
Саша У. |
2 |
0 |
0 |
2 |
4 |
н |
13. |
Сева А. |
2 |
3 |
3 |
2 |
10 |
в |
14. |
Альбина О. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
3 балл- количество вопросов более 5.
2 балла количество вопросов менее 5.
0 баллов –количество вопросов не более 2-х
Методика № 5 проблемная ситуация «Придумай»
Детям называется хорошо знакомый предмет с известными свойствами. Они должны найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Таблица5
Оценка уровня развития познавательного интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ №77
(Методика №
5 проблемная ситуация «Придумай»
№ п/п |
Имя ребенка |
Предметы |
Общий балл |
Уровень | ||||
книга |
ручка |
Пластиковая бутылка |
Лист бумаги |
Заколка для волос | ||||
1. |
Олег Н. |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
4 |
с |
2. |
Маша У. |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
6 |
с |
3. |
Антон А. |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
4 |
с |
4. |
Света П. |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
4 |
с |
5. |
Алина С. |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
н |
6. |
Костя А. |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
6 |
с |
7. |
София И. |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
4 |
с |
8. |
Лера А. |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
н |
9. |
Коля Ч. |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
в |
10. |
Женя С. |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
в |
11. |
Кирилл М. |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
8 |
в |
12. |
Саша У. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
в |
13. |
Сева А. |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
6 |
с |
14. |
Альбина О. |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
в |
Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника